Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика психического R ребенка олигофрена в раннем возрасте. Особенности развития ориентировочно-исслед.деят-ти при раннем органическом поражении ЦНС.






Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии является овладение ходьбой (прямохождением), раз­витие предметной деятельности и развитие речи.

Овладение ходьбой и развитие предметных действий. У многих детей с нарушениями интел­лекта овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иног­да до конца раннего возраста. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Овладение ходьбой оказывает большое влияние на общее пси­хическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии — этап ознакомления с окружающим предмет­ным миром. В результате начинается бурное развитие предметных действий.

Не всякое действие ребенка с предметом — предметное дей­ствие. Предметным действием называется только такое действие, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. Так, например, если ребенок берет в руки ложку и стучит ей по столу, это не предметное действие, а манипуляция с предметом, так как функция ложки — другая; предметным, Дей­ствие будет тогда, когда ребенок использует ложку для еды.

Что же происходит в этот период у умственно отсталых детей? Подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. У многих из них с овладением ходьбой появляется «полевое поведение», которое можно принять за интерес к окру­жающему предметному миру: дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же оставляют эти предметы, не прояв­ляя интереса ни к их свойствам, ни к назначению.

Развитие предметной деятельности. На основе овладения пред­метными действиями у детей в норме на втором году жизни воз­никает, а на третьем становится ведущей предметная деятельность.

Наибольшее влияние на развитие восприятия и мыш­ления, а затем и речи ребенка оказывают так называемые соот­носящие и орудийные действия.

Соотносящие действия — такие действия с предметами, в ко­торых ребенок должен привести один предмет в соответствие с другим или одну часть предмета в соответствие с другой, опира­ясь на какие-либо признаки, свойства предметов. Например, что­бы закрыть коробочку, нужно подобрать к ней крышку по вели­чине и по форме. При этом развиваются восприятие и мышле­ние..

Орудийные действия — это действия, в процессе которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие пред­меты. Орудия позволяют выполнять такие действия, преобразо­вания, которые без них были бы невозможны (ложка, вилка, ка­рандаш, сачок, молоток, топор, нож, ножницы, иголка и т.п.).

Практ-ски недоступны задания, треб-е словесно-логического мышл-я Недостат-ть мышл-я проявл-я в слабости аналитико-синтетич-ой деят-ти, в низкой способ-ти к обобщению, в затруднении понимания смысл. Особ-сти мыслит, деят-ти Д. с у.о.: 1). Ограниченность соотносительного анализа; 2)затруднения в проведении пробного анализа; 3) Бессистемность и непоследоват-ть анализа; 4).Фрагментарный интез; 5).Недостаточность обобщения; 6) трудность классифик-ии предметов; 7) нар-е операций сравнения. Внимание - этососредоточенность и направленность псих-й деят-ти на опред. объект. Для Д. с у.о. хар-н низкий уровеньпроизвольного внимания. Для Д. свойст-но пассивное, непроизвольное внимание, сопровожд-ся сильной отвлскаемостью. У одних- Д. ч/з 10-15мин. появл-ся двиг Беспокойство, подвижность, а удр. - вялость, пассивность. Низкий уровень произв-го внимания связан с недоЯ волевых качеств. Для них также характерна неспособность распределения внимания м/у разл. объектами. С возрастом у учеников вспомшат школы возраст-т объем произвольного внимания, его
устойчивость и распределении в познании реб-м окр. мира. У у.о. нар-ны О. разл. модальности и воспр-ть одновременно В. объектов и ситуаций. Т.е. у д. нар-на вкусовая чуветвен-ть,
обоняние, тактильная чув-ть. Нарушение пространст-й ориентации, кооридинации и
целенаправлен-ти движений связана с HefloR кинестетических О. УД. с у. о. наблюд-ся повышение или понижение порога чувствит-ти.

Восприятие. У ол-ов нар-ны все компоненты В. Константность, целостность, объем В.(он значит-но сужен, д. не способны воспр-мать одновременно более 3-4 объектов), сужено поле зрения, время воспр-я. Узость и замедлен-ть зрит-ro В.- это уменьшает возможности ознакомл-
я с окр. Миром. Д. испыт-т большие трудности при запоминании учебн. мат-ла. Представления - это способ-ть абстрагироваться от к/л ситуации, построить желаемый или заданный образ. Пред-я реб-ка ол-на бедны, ситуативны и слишком обобщены. В игровой деят-ти набл-ся недостат-ть представл-ий при раепред-ии ролей, построении сюжета. Пред-ся тесно связаны с памятью – они фрагментарны, неполны.

Речь.. У.о.д. овладевают речью замедленно, у них слабо выражено стремление подражать речи взр-го. Первые слова, не точно произносимые появ-ся у у.о. дошк-в в 2-3 года или даже в 5 лет и это приемущ-но имена сутаествит-ые. В млад, школ-м воз-те у Д. отмеч-ся ОНР 1 ур-ня (речи как таковой нет, Д. не м. вступать в контакт с окруж-ми) и 2 ур-ня (исп-ся простые слова, м/б короткая фраза.

Мышление - Мыслит-я деят-ть у у.о.д. формир-ся с большими трудностями. Для них хар-но исп-ие наглядно-действенной формы мышл-я. Причем, решая к/л задачу, они прибегают приемущ-но к методу проб и ошибок. Задания, треб-щие нагл-zio- образного мышл-я вызывают очень большие трудности, т.к. Д. не могут сохранить в памяти показанный образец и дейст-ют ошибочно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.