Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К теме 9.2.






Вновь открывшиеся обстоятельства - юридические факты (обстоятельства), существовавшие во время предварительного расследования и судебного разбирательства, но не нашедшие своего отражения в материалах дела, в силу чего они остались неизвестными.

Возобновление дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств - самостоятельная и исключительная стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли прокурора, следователя и суда по установлению наличия или отсутствия новых или вновь открывшихся обстоятельств и их влияния на законность, обоснованность и справедливость судебного решения, вступившего в законную силу.

Заключение прокурора - процессуальный документ, в котором прокурор обосновывает наличие новых или вновь открывшихся обстоятельств и их влияние на постановление незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения и формулирует предложения по его отмене.

Иные новые обстоятельства - не перечисленные в ст. 413 УПК юридические факты (обстоятельства), не известные в момент вынесения судебного решения и обнаруженные только после вступления его в законную силу.

Новые обстоятельства - юридические факты (обстоятельства), не известные суду на момент вынесения судебного решения, устраняющие преступность и наказуемость деяния.

Открытие новых или вновь открывшихся обстоятельств - момент (время) обнаружения или появления соответственно вновь открывшихся или новых обстоятельств, обусловливающих необходимость возобновления производства по делу, по которому приговор вступил в законную силу.

 


 

Контрольные вопросы, задачи и задания:

1. Укажите, какие лица и почему признаются участниками уголовного судопроизводства.

2. Как классифицируются участники уголовного судопроизводства?

3. Определите главные уголовно-процессуальные функции – обвинения, защиты, разрешения уголовного дела по существу.

4. Дайте понятие суда как органа судебной власти. Какое полномочие, в силу Конституции РФ, является исключительным полномочием суда как органа судебной власти?

5. Покажите, чем отличаются его полномочия на различных стадиях процесса.

6. Какие функции осуществляет прокурор на различных стадиях уголовного процесса? Каковы его полномочия при предварительном следствии или дознании и судебном разбирательстве?

7. Какие органы являются в уголовном процессе органами предварительного следствия?

8. Раскройте процессуальные взаимоотношения следователя с прокурором и судом (судьей).

9. Назовите органы дознания и их основные полномочия.

10. Какие обстоятельства влекут отвод судьи, прокурора, следователя, дознавателя?

11. С какого момента лицо становится подозреваемым; обвиняемым, подсудимым; осужденным; оправданным?

12. Объясните, почему обвиняемый не является лицом, признанным виновным в совершении преступления.

13. Что специфично для процессуального положения обвиняемого? Дайте понятие права обвиняемого на защиту. Какими именно правами пользуется обвиняемый; какие из них дают ему возможность участвовать в доказывании, добиваться устранения от участия в деле того или иного из государственных лиц, проявляющих необъективность?

14. Каким путем задержанный, заключенный под стражу, может добиваться освобождения?

15. Объясните значение каждого из прав обвиняемого, подозреваемого.

16. Какие именно решения, действия дознавателя, следователя, прокурора обвиняемый вправе обжаловать в суд в ходе расследования?

17. Кто может быть защитником? Каковы его обязанности и процессуальные взаимоотношения с подозреваемым, обвиняемым?

18. Каким путем защитник вступает в уголовное дело? Что может влечь его устранение от участия в уголовном процессе?

19. Чем определяется процессуальное положение защитника?

20. Почему и какие именно случаи обязательного участия защитника в уголовном процессе предусмотрены УПК?

21. Почему в УПК предусмотрен запрет отказа адвоката от принятой защиты?

22. Кто и в каком порядке признается потерпевшим?

23. В чем специфика правового положения потерпевшего по делам частного обвинения?

24. Какими правами наделен потерпевший? Его обязанности. Почему потерпевший является субъектом права и субъектом обязанности давать показания?

25. В чем состоит различие между основаниями признания лица потерпевшим и гражданским истцом?

26. Какие специфические права (в сравнении с другими участниками процесса) принадлежат гражданскому ответчику; гражданскому истцу?

Во время предварительного слушания защитник обвиняемого Горшкова заявил ходатайство об исключении из обвинения ряда доказательств, так как они были получены следователем с нарушением требований УПК РФ.

Прокурор, которому судья предложил высказать свое отношение к заявленному ходатайству, выразил свое несогласие по этому поводу, однако и опровергать доводы стороны защиты отказался.

Возможно ли разрешение указанного в условии задачи конфликта с помощью норм УПК РФ?

27. В ходе судебного разбирательства по уголовному делу председательствующий решил пресечь активную позицию стороны защиты, заявившей по его мнению большое количество различных ходатайств. Об этом он предупредил подсудимого Ветрова и его защитника Курлович.

Насколько соответствует закону действия председательствующего?

28. После выступления защитника подсудимого потерпевший Галкин так растерялся, что отказался от дачи показаний. Государственный обвинитель обратился к суду с ходатайством о зачитывании показаний потерпевшего, данных им на стадии предварительного расследования. Судья отказал в удовлетворении указанного ходатайства за отсутствием законных оснований.

Оцените правомерность решения судьи.


[1] См.: п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005г. № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 1.

1 Окончательный тип (структура) разделов и заданий определяется с учетом специфики данной учебной дисциплины. Задания могут носить теоретический характер, могут содержать задачу (ситуационное задание) или тестовые задания.

[2] См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2009г. № 30-Дп09-37.

[3] Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Изд. 4-е. Т. 1. СПб., 1912. С. 318.

[4] СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1756.

[5] СЗ РФ. 2011. № 29. Ст. 4490.

[6] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Р 32. Стат.сб.//Росстат. М., 2010. С.164-165.

[7] См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб., 1996. С. 337.

[8] Федеральный закон от 29 декабря 2009г. № 383-ФЗ //СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 4.

[9] СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1756.

[10] РГ. 2010. № 128.15 июня.

[11] См.: Определение № 5-О10-216 // www.vsrf.ru/second.php.

[12] Бюллетень ВС РФ. 2004. № 5.

[13] См.: например, Уголовно-процессуальное законодательство РФ 2001-2011гг.: М69 Сб-к научных статей / Под ред. И.Б. Михайловской. – М.: Проспект, 2012. С. 63.

[14] СЗ РФ.1996. № 26. С. 3185.

[15] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Рос. газета. 2004. 25 марта.

2 Данный раздел должен включать в себя: тексты практических ситуаций по темам учебного курса; пример решения задачи (практической ситуации) по каждой теме.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.