Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые религиозные культы






Движение «Нью-Эйдж» - конгламерат самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов, последователи разделяют восточные учения о безличности бога и божественности человека, говорят о близости «Нового века» - «эры Водолея», времени гуманизма, братства и оккультизма. Идеи Н.Э. противопоставлены традиционным религиям, но при этом последователи Н.Э. говорят об объединении всех религий в новую эпоху. Кроме того, последователи движения Н.Э. верят в перевоплощения душ, откровения, получаемые от неземных существ, вечную, никем не сотворенную вселенную, оккультные практики.

Деструктивный культ - религиозная организация, чья деятельность сопровождается нарушением общественного спокойствия, причиняет заметный вред здоровью своих последователей, отрицательно влияет на моральные устои окружающих.

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях 1997 года - принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года. Цель Закона - подтвердить право каждого на свободу совести и вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии. Основываясь на конституционной норме о светском характере Российского государства, Закон одновременно провозгласил принцип уважения традиционных для России христианства, ислама и буддизма, признавая при этом особую роль православия в истории страны, в становлении и развитии ее духовной культуры. В Законе рассматривается характер взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, уделяется внимание вопросу о религиозном образовании, правам и обязанностям религиозных организаций.

Кришнаиты - религиозная организация, основанная во втор. пол. 20 века в США индусом Бхактиведанта Свами Прабхупада (наст. Абхай Чаран Де), которая носит название “Международное общество сознания Кришны”. К. считают себя продолжателями древней ведической религии, но последователи индуизма их к таковым не относят. Источником вероучения К. является сочинение основателя - “Бхагават-Гита как она есть”. Согласно вероучению у бога великое множество имен, главное из которых Кришна, другие боги (в т.ч. Иисус Христос) являются воплощениями (аватарами) Кришны. Смысл жизни - обретение сознания Кришны. Правильные действия возможны лишь при следовании наставлениям гуру (учителя) и проживанию в ашрамах (коммунах), что обеспечивает руководству организации контроль над своими адептами. Внутри организации соблюдается жесткая дисциплина. Религиозная практика включает в себя ежедневное 1728 кратное повторение маха-мантры “Харе Кришна”, уход за изображениями Кришны и других божеств, воздержание от мясной пищи и употребление еды посвященной Кришне (прасад), коллективные и индивидуальные медитации и т.д. Большое внимание уделяется принесению в общину материальных ценностей, которые при посвящении их Кришне способствуют духовному росту человека.

Мормоны – последователи религиозной организации, основанной в США в первой половине 19 века Джозефом Смитом, которая носит название «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». М. считают себя христианами, но особенности их вероучения не позволяют отнести их к таковым. В основе учения М. лежит положение о том, что Библия не является окончательным откровением, ее дополняют сочинение Дж. Смита «Книга Мормона» и пророчества его последователей. В соответствии с этими откровениями Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух - воскресшие люди, ставшие самостоятельными богами. Цель остальных людей - также стать богами, но это под силу только мормонам, выполняющим все специальные ритуалы, из которых можно назвать крещение умерших, которые становятся М. Организация М. хорошо структурирована, внутри нее жесткая дисциплина, требующая от членов выполнения всех религиозных мероприятий (проповедь и привлечение новых членов, выплата десятины и т.п.) М. выступают за здоровый образ жизни. Центр М. находится в г. Солт-Лейк-Сити (штат Юта).

Новые религиозные культы - нетрадиционные религиозные организации, возникшие в 20 веке, представляющие собой, как правило, сектантские группы. Для них характерны следующие признаки: основатель организации воспринимается как обладатель абсолютной истины, авторитет его непререкаем; его последователям гарантирует спасение при условии строго соблюдения запретов и предписаний; в секте действует строжайшая дисциплина; лидер может считаться пророком, гениальным мыслителем, гуру, посланником и даже Богом. Для учения характерно представление о предшествующей до появления организации эпохе как времени заблуждений, ошибок и страданий. Новая религия верит в скорейшее изменение существующего мира в результате действий членов организации, борющихся с силами зла, или же изменение материального, социального положение своих членов. Культ в Н.Р.К. носит как правило коллективный характер, может использоваться техника психологического манипулирования, причем особое внимание уделяется новым адептам. Учение организации отличается фанатизмом и ненавистью к инакомыслящим. Последователями нетрадиционных религий становятся преимущественно люди с разрушенными социальными связями, выбитые из жизненной колеи, утратившие твердые духовные ориентиры. В новых религиях их привлекает жесткая организация, твердые жизненные устои, авторитет лидера, претендующего на роль духовного пастыря. Такие организации представляют собой как мощные транснациональные корпорации, с филиалами по всему миру и многомиллионными доходами, так и единичные группы с небольшим числом адептов. По характеру вероучения Н.Р.К. условно можно поделить на несколько групп: псевдохристианские - признающие Библию как источник вероучения и Иисуса Христа как центральную фигуру, но при этом их понимание Бога принципиально отличается от христианства; в основе учения сильны эсхатологические мотивы. (мормоны, Свидетели Иеговы, Дети Бога и др.); псевдовосточные - указывающие в качестве основ своей веры учение и практики восточных религий - индуизма и буддизма, но реально имеющие очень большие отличия, чтобы быть отнесенными к этим традиционным верованиям. (кришнаиты, Трансцендентальная медитация и др.); саентологические - проповедуют связь землян с высшими космическими силами. Мистически трактуют неисследованные явления психики и окружающей природы. Ориентируются на научные и технические достижения соединяется с практикой психоанализа. (саентология, христианская наука; неоязыческие - выступающие за возрождение народных языческих верований, нередко имеют ярко выраженную националистическую окраску; синтетические - сочетающие в себе несколько религиозных систем, объявляют себя единой универсальной религией для всех людей, в них особо выражен культ лидера; сатанинские - возвеличивающие культ зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла - сатаной, демонами; движение «Нью-Эйдж» - конгламерат самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов, последователи разделяют восточные учения о безличности бога и божественности человека, говорят о близости “Нового века”.

Сайентология - религиозная организация, основанная во второй половине 20 века бывшим морским офицером, американским писателем-фантастом Лафайетом Роном Хаббардом. Основное произведение Хаббарда, являющееся основой С. - “Дианетика - наука душевного здоровья”, где элементы психоанализа переплетаются с оккультизмом и черной магией и облечены в наукообразную форму. С точки зрения последователей Хаббарда, дианенетика – это универсальный метод, позволяющий улучшить душевное и физическое здоровье, избежать проблем в сфере общения, повысить умственные способности, а в конечном итоге стать богоподобным существом - “тетаном”. Но для посещения курсов дианетики требуются значительные средства, что позволяет отнести С. к коммерческим культам. В 1954 году для того, чтобы избежать критики в ненаучности дианетики, Хаббард создает религиозную организацию “Церковь сайентологии”, где дианетика продолжает играть большую роль. В С. активно используются методы контроля адептов, в организации действует жесткая дисциплина. Деятельность сайентологов запрещена в ряде европейских стран. В России сайентологи стремятся расширить свое влияние на сферы здравоохранения, образования, бизнеса.

Сатанизм - современный сатанизм зародился в середине 20 века в США, основателями можно назвать А. Кроули, Э. Ш. Ла Вея, А. Алхазареда, создавших свои организации и являющихся авторами книг, где содержатся основы вероучения С. Основополагающими идеями С. можно назвать веру во всесилие сатаны и победу зла над добром, необходимость подчиняться своим низменным инстинктам, поступать вопреки требованиям общественных законов, стремление к осквернению и уничтожению того, что связано с официальными религиями. В основе культа С. находится принесение кровавых жертв сатане. В России существуют несколько организаций, позиционирующих себя как сатанинские и имеющих деструктивный характер.

Свидетели Иеговы - религиозная организация, основанная в конце 19 века в США Чарлзом Расселом как Международное общество исследователей Библии. Рассел под влиянием адвентизма объявил в 1914 году о втором пришествии Иисуса Христа. В 1931 году последователи Рассела заявили о создании общества Свидетелей Иеговы. С.И. считают себя христианами, но особенности их вероучения не позволяют отнести их даже к неопротестантским группам. С.И. отрицают догмат о Троице и учат о единственном Боге Иегове. Христа считают не Богом, а высшим существом, сотворенным Им. Христос после своего воплощения, земной жизни, проповеди, смерти на кресте и воскресения объединит избранных - С.И., подготовит на земле войну с сатаной и его последователями - кровавый армагедон, в котором выживут только иеговисты, которые и будут жить в новом мире - едином теократическом государстве во главе с Христом. С.И., в отличие от христиан, не верят в бессмертие души, ад, святость креста; выступают против переливания крови, службы в армии, участия в политической жизни и спортивных играх. Главные печатные органы С.И. – журналы «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня» - издаются на многих языках большими тиражами. Штаб организации – «Руководящая корпорация» - находится в США (Бруклин, Нью-Йорк). С.И. насчитывают более 3 млн. чел. последователей по всему миру.

Секта (лат. - отсекать часть от целого или следовать за лидером) - закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основным культурообразующим религиозным общинам. Тоталитарные С. - авторитарные организации, лидеры которых стремятся к власти над своими последователями и к их эксплуатации, но скрывают свои намерения под религиозными или психотерапевтическими масками, прибегая к обману, умолчаниям, навязчивой пропаганде, нарушая тем самым право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образ жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

1. Авдейчев А.А. Культурно-религиозное наследие России. Апологетика. Сектоведение. – Самара, 2004.

2. Антоний (Блюм)., митрополит. Беседы о вере и Церкви. – М., 1991.

3. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. – М., 2000.

4. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. – Нижний Новгород, 2002.

5. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. – М., 1991.

6. Зноско-Боровский М., прот. Православие. Римо-католичество. Протестантизм. Сектантство. – М., 1991.

7. Иллюстрированная история религии в 2 т./Под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. – М., 1992.

8. Иоанн Мейендорф, прот. Православие в современном мире. – М., 1997.

9. Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Православная Церковь. – М., 2001.

10. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. - М., 1995.

11. Лескин Д., прот. О Церкви. О России. О школе. – Тольятти, 2005.

12. Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. – М., 1994.

13. Назаров В.Н. Введение в теологию. – М., 2004. С. 5-15.

14. Народы и религии мира: энциклопедия. – М., 1998.

15. Никитин В.А. Основы православной культуры. – М., 2001.

16. Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство – Сергиев Посад, 1995.

17. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М., 2003.

18. Основы религиоведения/Сост. Лескин Д., прот. – Тольятти, 2005.

19. Основы религиоведения / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М., 1995.

20. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. - М. 1995.

21. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. Алфавитые тома. Продолжающееся издание. – М., 2000.

22. Религии мира. – Т. 1, 2. – М., 2003.

23. Секты против Церкви. – М., 2000.

24. Слободской С., прот. Закон Божий. - М., 1999.

25. Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 1991.

26. Торгашев Г.А. Основы религиоведения. - М., СПб., 2004.

27. Христианство: энциклопедический словарь - В 3 т. – М., 1993-1995.

28. Чернышов В. М. Религиоведение. – Киев, 2003. - С. 31-74.

29. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. - М., 1993.

30. Янарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.