Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция послесоборного католицизма




Своеобразным выражением потребности приспособления католицизма к современности стало появление в нем так называемой «новой теологии» К. Ранер, Г. Кюнг, Э. Шилле-бекс,
Ж. Комблен, Г. Гутьеррес и др.). Новая теология не представляла собой единой школы. В ней отчетливо обнаруживались две тенденции. Первая ориентировалась на создание нового еретического обоснования вероучения, вторая - на обновление социального учения церкви. Ревизия доктрины веры началась с катехизисов, поскольку в них излагаются ее основные принципы. В октябре 1966 г. после пятилетней предварительной работы в Голландии был обнародован почти 600-страничный новый катехизис «Доктрина веры для взрослых».

В голландском катехизисе отбрасывалась традиционная схема вопросов и ответов, а также сам принцип заучивания. Авторы катехизиса представили многие католические догматы, трактуемые до сих пор как незыблемые, в виде нерешенных, дискуссионных проблем. Например, церковное учение о дьяволах и ангелах интерпретировалось таким образом, что у читателя возникало сомнение в их существовании. Как дискуссионная проблема трактовался также догмат о первородном грехе. Картину библейскою рая в катехизисе заменил выдержанный в научно-популярном тоне исторический очерк «религиозных» и «атеистических» культур от древности до наших дней. Отправной точкой в объяснении происхождения человека стал не традиционный христианский «моногенизм», гласящий, что все люди ведут свое начало от одной пары людей - Адама и Евы, а теория эволюции.

Высшая католическая иерархия лишь до определенного времени и в определенных границах допускала свободу «теологических исканий». Она с самого начала выступала против радикализма как в трактовке социально-политических проблем, гак и самой теологии. Уже во второй половине понтификата Павла VI (1963-1978) обнаружилось стремление апостольской столицы если не приостановить, то направить в нужном для себя направлении далеко зашедший, по мнению иерархии, процесс послесоборного обновления.

Официальные документы римской курии и нынешнего Папы Иоанна Павла II (с 1978 г.) свидетельствуют об их отходе от относительно либерального курса церкви в 60 - начале
70-х гг. Современный Ватикан стремится более четко и более жестко определить официальную линию по догматическим и социально-этическим вопросам. Так, впервые за последние тридцать лет конгрегация по вопросам вероучения (прежняя инквизиция) осудила взгляды французского теолога Жака Пойе «за неверную оценку воскресения Христа», наложила запрет на преподавательскую деятельность теолога-модерниста, профессора Тюбингенского университета Ганса Кюнга (за «заблуждения в понимании догматов непогрешимости Папы, Святой Троицы и культа Девы Мари») и т.д.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Пожаловаться на материал