Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Японская система управления качеством труда и продукции.






 

В настоящее время фирменная служба качества в Японии складывается из пяти основных функциональных элементов:

1) статистический анализ качества;

2) «тотальный» контроль качества в рамках фирмы;

3) массовое обучение персонала контролю качества;

4) пристальное внимание группам (кружкам) качества;

5) руководство движением за качество со стороны высшего звена управления.

Контроль качества, утверждают японцы, исходя из своего опыта, требует тщательного статистического анализа всех трудовых процессов. Еще профессор Деминг внушил японцам идею о том, что все, кто вовлекается в систему контроля, должны быть вооружены знанием прикладной статистики. С точки зрения Деминга, полезными являются только те методы статистического анализа, которые хорошо понятны всем категориям работников и лучше всего приспособлены для выявления причин производственных дефектов. Во многих японских фирмах в связи с этим распространены призывы: «Знай семь статистических методов!», «При статистическом анализе причин брака пользуйся семью методами статистики!» и т. п.

Статистические методы анализа, считают японцы, необходимы им потому, что только с их помощью можно объективно определить реальную взаимосвязь между многочисленными факторами, оказывающими влияние на производство изделия и его качество на выходе. Статистика дает возможность установить причинно-следственные связи, обусловившие появление брака. Она позволяет отрегулировать технологический процесс таким образом, что производственные дефекты оказываются сведенными к минимуму. Однако и об этом красноречиво свидетельствует опыт Японии, статистика только тогда становится по-настоящему действенным средством управления качеством, когда ее методы применяются последовательно, комплексно и практически на всех участках производства. Эпизодическое применение статистики на каком-то отдельном участке дает очень мало.

Нужно сказать, что использование статистических методов управления качеством в Японии охватывает, как правило, все «этажи» производственно-сбытовой пирамиды, на вершине которой находится головная фирма. Проведение статистического анализа качества требуется от поставщиков, посредников, дилеров, розничных торговцев. Диапазон применения статистических методов анализа в Японии очень широк, и он, конечно, не ограничивается указанными семью основными методами. Семь статистических методов как бы образуют страховочную сеть движения за качество, ограничительный барьер, не дающий ему свернуть с русла, обозначенного объективными цифровыми показателями.

Начальная разработка концепции «тотального» контроля была осуществлена руководителем координационного комитета по управлению качеством продукции в американской фирме «Дженерал электрик». В. Фейгенбаумом. Развив эту концепцию, адаптировав ее к местным условиям, японцы теперь не мыслят существование системы контроля качества без нее.

Основные положения концепции тотального контроля качества сводятся к следующему:

а) контроль качества осуществляется на всех этапах производства продукции;

б) в систему контроля включаются все работники фирмы - от секретаря-машинистки до президента (секретарь может делать ошибки, печатая документы; президент может ошибаться при отдаче приказов и распоряжений);

в) ответственность за качество продукции распространяется на всех работников (отдельных виновников при обнаружении дефектов не ищут);

г) высшие эшелоны управления поддерживают мероприятия «тотального» контроля и всячески содействуют их реализации.

Приведенная ниже таблица раскрывает пять базовых элементов TQM в виде ключевых принципов:

ПРИНЦИП 1: Концентрация на потребителе Идея концентрации на потребителях совсем не нова. Ее корни в классическом маркетинговом подходе к бизнесу. В данном случае она находит свое отражение в понимании качества, как способности услуги удовлетворять потребности клиентов.
ПРИНЦИП 2: Непрерывные улучшения В основе менеджмента качества лежит принцип непрерывных улучшений. Качество всегда можно повысить - за счет повышения эффективности удовлетворения существующих потребностей, за счет удовлетворения ранее не учитывавшихся потребностей, за счет формирования и удовлетворения новых потребностей и т.д. Только в этом случае компания имеет шансы выжить и развиваться в условиях современного рынка. Улучшения могут быть связаны с устранением выявленных недостатков или же с предупреждением возможных проблем. Во внедряемой системе TQM они найдут отражение соответственно в рамках систем корректирующих и предупреждающих действий.
ПРИНЦИП 3: Решения, основанные на фактах Для того чтобы реализовать принцип непрерывных улучшений, необходимо обладать достоверной информацией о качестве. Принимаемые решения должны основываться на фактах, а не предположениях. Для этого в рамках TQM должна функционировать система регистрации данных о качестве. Состав данных, подлежащих регистрации и анализу для принятия решений определяется особенностями бизнеса компании и процессов, протекающих в ней. Для реализации этого принципа в рамках представленного проекта разрабатываются: система параметров качества услуг компании, система записей по качеству и процедуры регистрации данных о качестве.
ПРИНЦИП 4: Процессный подход Эффективный мониторинг и совершенствование качества возможны только в рамках бизнеса, " прозрачного" с точки зрения управляющих. Процессная модель значительно облегчает анализ и совершенствование качества.
ПРИНЦИП 5: Вовлечение всех в обеспечение качества В рамках системы качества, основанной на процессном подходе, каждый сотрудник компании четко знает свои обязанности и полномочия, а также свою ответственность за качество в рамках процессов, в которых он принимает участие.

«Тотальный» контроль качества в японских фирмах осуществляется на основе ряда принципов, оформленных в виде лозунгов. Среди них можно выделить следующие:

«Путь к достижению высокого качества продукции должен быть ясен как день!»

«Будь настойчив в достижении высокого качества!»

«Любой работник имеет право остановить конвейер, если видит, что пошел брак».

«Осуществляй 100%-ную проверку выпускаемых изделий!»

«Постоянно стремись к повышению качества!»

Поскольку «тотальный» контроль предполагает поголовное вовлечение всех работников в движение за качество, специалисты штатных контрольных подразделений превращаются в консультантов. Директивные полномочия перестают быть их «монопольной» собственностью. Полномочиями этими начинают располагать непосредственно производители продукции. Такой многозначительный сдвиг, естественно, означает, что японская система контроля качества немыслима без массового, целенаправленного обучения персонала.

Обучение контролю качества в Японии ведется по трем направлениям: тренировки в группе, обучение в учебных центрах фирмы, учебно-образовательная подготовка в рамках общенациональных мероприятий.

В самом начале движения за качество обучение персонала находилось в руках начальников цехов и производственных мастеров. Программы обучения инициировались менеджерами на уровне директоров предприятий. Но постепенно инициатива во все больших масштабах оказывается в руках рабочих. Производители товаров сами начинают работать над собою. Однако эта работа отличается от самотренировки в нашем понимании, ибо она проводится не индивидуально, а в рамках рабочей группы. Члены группы, вовлекаясь в совместную деятельность, расширяют сферу взаимного влияния, перенимают другу у друга опыт обнаружения дефектов и нахождения конкретных путей их устранения. При этом практикуются встречи с рабочими группами смежников, организуются посещения семинаров и конференций, проводимых штабами качества.

Обучение в учебных центрах фирмы преследует цель вооружить персонал теоретическими основами контроля качества, а также развить у него практические навыки работы со статистическими методами выявления причин производственных дефектов. Программа обучения включает цикл тренировок, рассчитанный обычно на шесть-восемь недель. Занятия, как правило, проводятся во внерабочее время.

Как уже говорилось, существенным элементом службы качества в японских фирмах является то внимание, которое уделяется высшими эшелонами администрации группам (кружкам) качества. Многие исследователи, особенно сами японцы, подчеркивают стихийный характер образования этих групп. На самом же деле группы качества стимулируются «сверху». Им действительно предоставляется широкое поле для проявления инициативы, но конкретные проблемы нередко ставит перед ними руководство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.