Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шопенгауэр




Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) - яркий представитель иррационализма. Основная идея иррационализма: окружающий мир - этохаос, не управляемый Разумом (как считал Гегель), а подчиняющийся мировой воле. Воля универсальна (механические, гравитационные силы; сила растений, жизнь животных, поведение человека суть различные проявления воли). Воля противоречива: все в мире находится в борьбе друг с другом. Так, человек в Другом видит и вечного врага, и желанный объект удовлетворения своих эгоистических потребностей. В противоречивости - трагедия воли человека. Этот мир Шопенгауэр называл «наихудшим из возможных миров», за что и получил прозвище «философа пессимизма».

 

Пессимизм философа однако имеет свои пределы: он полагает, что человек способен вырваться из тисков мировой воли. Первое, что может помочь ему в этом, -искусство. В искусстве предмет созерцается незаинтересованно, без корысти. Человек искусства уже не ощущает себяцентром мира; у него появляется предчувствие единства с миром. Однако искусство – удел немногих.

Путь к освобождению человека открывает также и повседневность. Первый шаг – признание других равнымисебе, чувство справедливости. Чувство справедливости рождает – сострадание, отождествление себя с другими. Однако для окончательного «поворота воли» необходим путьаскетизма – добровольной нищеты, ухода из мира.

Сын банкира и писательницы, Артур Шопенгауэр всю жизнь интересовался восточной философией и философией Канта. Подобно Канту, он верил в бескорыстную силу искусства. Подобно буддистам, признавал неизбежность страданий и возможность просветления через аскетизм. Сын банкира не раз говорил: «Моя философия не дала мне никакихдоходов, но она избавила меня от ненужных трат».

Шопенгауэр – яркий представитель иррационализма

Ницше

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".

Ницшепротив диктата науки и логоцентризма. Никаких восторгов по поводу прогресса: прогресса нет, человечество деградирует. Он ставит под сомнение истину:нужна ли она? Зачем религия, - идет он дальше, - давайте скажем: «Бог умер». Наука и религия делают человека рабом – это главный вывод Ницше из всей истории Нового времени.

Цель новой философии, по Ницше, — помочь человеку максимально полнореализовать себя в жизни.

В каждом человеке борются два начала: аполлоновское и дионисийское.Аполлон символизирует порядок и гармонию, а Дионис - хаоси избыток сил. Европейский человек слишком часто подавлял в себе дионисийское начало в угоду аполлоновского. Дионис древнее Аполлона: человек должен сделать свой выбор в пользу страстей и иррациональной воли к власти. Симпатии Ницше на стороне сильных личностей, его главный лозунг – «Живи опасно!».



Как от обезьяны произошел человек, так в результате борьбы за выживание европейский человек должен эволюционировать в Сверхчеловека. Сверхчеловек, считал Ницше, - это гений и бунтарь. Истинно сверхчеловечны только философы, художники и святые.

Философия Ницше завершает собой философию Нового времени. Символично, что сам Ницше умирает в 1900 г., на пороге ХХ века.

Ницше - основатель "философии жизни"


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.016 сек.)