Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Людвига Фейербаха






Главное направление философии Людвига Фейербаха (1804 — 1872)— критика немецкого классического идеализма (в лице Гегеля) и обоснование материализма. В противовес объективному идеализму Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

• единственно существуют только природа и человек;

• человек является частью природы;

Бога не существует как отдельной и самостоятельной реальности;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима.

Суть взглядов Фейербаха на человека:

• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами;

• реализация человеком своего " Я" возможна только во взаимодействии с " Ты" (человек может жить только в обществе);

• основным стержнем общества должна стать религия, основанная на новых принципах;

•необходимо заменить традиционную религию (христианство, мусульманство) религией любви;

• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и марксизмом.

1.7.3. Карл Маркс: новые проблемы

Немецкий философ Карл Маркс (1818 -1883) тоже критиковал Гегеля, более того, считал, что у Гегеля «диалектика стоит на голове, а надо поставить ее на ноги», т.е. спустить на землю. Диалектика развития общества – вот что по-настоящему интересовало Маркса.

Для Маркса первично общество, человек - вторичен. Взглянув на историю, философ увидел в хаосе битв и переворотов вполне материалистическую логику. Вся история человечества, убежден Маркс, определяется экономикой. Для каждой эпохи характерна своя общественно-экономическая формация. Формация – это базис (экономический строй, средства производства, производственные отношения) и надстройка ( политика, культура). Надстройка зависит от базиса. «Прекрасная поэзия и сложные правовые, социальные проекты не могут возникнуть в условиях непрерывной борьбы с голодом», поясняет философ. Если базис и надстройка отставали друг от друга, нарастал в обществе конфликт, который перерастал в кризис, а затем в революцию. Одна формация сменяла другую. По Марксу, все страны и народы должны были последовательно пройти первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации и оказаться в коммунизме ( справедливом обществе без эксплуатации). В этом и заключается, по Марксу, диалектика истории.

Несмотря на крах идей коммунизма, марксизм остается популярной философией. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в 2004 году Guardian, Карл Маркс был признан величайшим философом в истории, оставив позади на пятом месте Платона, а на восьмом - Сократа.

Справедливое общество – это общество без эксплуатации

1.7.4. Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени

Немецкая классическая философия Канта, Фихте, Гегеля максимально полно для своего времени объясняла философские проблемы с позиции идеализма, но с этим были согласны далеко не все. «Критика слева» была нанесена материалистической философией Л. Фейербаха и К. Маркса; «критика справа» была предпринята неклассической идеалистической философией в лице Шопенгауэра и Ницше.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.