Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация результатов исследования






 

По итогам исследования особенностей перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности, были получены следующие результаты.

Сначала были выявлены различия в особенностях перфекционизма и депрессии.

Значимых различий в уровне перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности, не было выявлено. Однако можно отметить, что у детей из образовательных учреждений с усложненной программой немного выше показатели организованности (tср=1, 87), личные стандарты и родительские ожидания (tср=3, 6), а также общий показатель перфекционизма (tср=7, 53). Организованность отражает важность порядка и организованности. Личные стандарты – это склонность выдвигать чрезмерно высокие стандарты в сочетании с чрезмерной важностью соответствия этим стандартам, что порождает колебания самооценки и хроническую неудовлетворенность деятельностью. Родительские ожидания – это убежденность индивида в том, что родители устанавливают для него очень высокие стандарты. Полученные данные согласуются с данными исследования С.В.Воликовой, А.Б.Холмогоровой, А.М.Галкиной (2006), где было установлено, что у родителей гимназистов выше общий уровень перфекционизма, они предъявляют больше требований к детям, что, в свою очередь, способствует развитию перфекционных тенденций у детей.

Были выявлены лишь различия в показателях депрессии. Когнитивно-аффективная шкала депрессивности (то есть, негативное представление о себе, негативный взгляд на мир и на будущее) (tср=12, 47 при p≤ 0, 01), а также общая шкала депрессии (tср=18, 13 при p≤ 0, 05) выше у детей, обучающихся по усложненным программам. Полученный результат подтверждается данными исследования С.В.Воликовой, А.Б.Холмогоровой, А.М.Галкиной (2006), где было установлено, что у гимназистов, по сравнению с учениками общеобразовательных школ, более выражены симптомы тревоги и депрессии, большее число детей попадает в группу риска по развитию эмоциональных нарушений. Кроме того, результаты согласуются и с данными исследований Н.Г.Гаранян, Д.А.Андрусенко, И.Д.Хломова, согласно с которым у студентов с высокими показателями перфекционизма наблюдаются более высокие показатели депрессии, суицидальных намерений, общей тревоги, повседневного стресса, экзаменационной и социальной тревожности, прокрастинации и социального избегания. М. Москова также выявила более высокие показатели депрессии, тревоги и стресса у первокурсников с выраженным перфекционизмом. Зарубежные исследователи Д.Бернс, С.Блатт, Р.Фрост, П.Хьюитт и Г.Флетт, А.Бек также получили подтверждение связи перфекционизма с депрессией.

Затем дополнительно были выявлены взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии у детей, обучающихся по программам разной степени сложности.

Удетей из общеобразовательных учреждений с увеличением соматической шкалы депрессии (то есть, проблемы физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, расстройства сна и аппетита и т.д.) усиливаются такие показатели перфекционизма как озабоченность ошибками и родительская критика и сомнения в действиях. С увеличением общего показателя перфекционизма усиливаются показатели соматической и когнитивно-аффективной шкалы.

Удетей из образовательных учреждений с усложнённой программойс увеличением показателей когнитивно-аффективной шкалы депрессии (то есть, негативное представление о себе, негативный взгляд на мир и на будущее) усиливаются все показатели перфекционизма: озабоченность ошибками, организованность, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей, а также общий показатель перфекционизма. Также у детей из образовательных учреждений с усложнённой программой с увеличением отдельных показателей перфекционизма (озабоченность ошибками, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей, а также общий показатель перфекционизма) усиливаются показатели соматической шкалы депрессии (телесные проявления депрессии) и общий показатель депрессии. Кроме того, с увеличением общего показателя депрессии усиливается и общий показатель перфекционизма. Следовательно, структура взаимосвязей перфекционизма и депрессии удетей из образовательных учреждений с усложнённой программойболее обширная и разнообразная. Такие разнообразные и тесные связи перфекционизма и депрессии подтверждаются данными других исследователей (например, Н.Г.Гаранян, Д.А.Андрусенко, И.Д.Хломов; М. Москова; Д.Бернс, С.Блатт, Р.Фрост, П.Хьюитт и Г.Флетт, А.Бек).

Далее были установлены сходства и различия во взаимосвязях показателей перфекционизма и депрессии.

Сходство взаимосвязей заключается в том, что у детей из общеобразовательных учреждений и обучающихся по усложненным программам с увеличением соматической шкалы депрессии (то есть, проблемы физического здоровья, боли, расстройства сна и аппетита и т.д.) усиливаются такие показатели перфекционизма как озабоченность ошибками и родительская критика и сомнения в действиях. С увеличением общего показателя перфекционизма усиливаются показатели соматической и когнитивно-аффективной шкалы депрессии. Как уже говорилось ранее, в исследовании С.В.Воликовой, А.Б.Холмогоровой, А.М.Галкиной (2006) было установлено, что с увеличением перфекционизма наблюдается большее количество эмоциональных нарушений (симптомов тревоги и депрессии).

В свою очередь, в выборке детей, обучающихся по усложнённым программам, были выявлены уникальные взаимосвязи. У них с увеличением показателей когнитивно-аффективной шкалы депрессии (то есть, негативное представление о себе, негативный взгляд на мир и на будущее) усиливаются все показатели перфекционизма: озабоченность ошибками, организованность, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей. Также у детей из образовательных учреждений с усложнённой программой с увеличением показателей соматической шкалы депрессии усиливаются личные стандарты. С усилением отдельных показателей перфекционизма (озабоченность ошибками, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей, а также общий показатель перфекционизма) усиливается общий показатель депрессии.

В заключение можно отметить, что поставленная в начале исследования гипотеза о наличии взаимосвязи в уровне перфекционизма и уровне депрессии у детей из общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений с усложнённой программой, статистически подтвердилась.

 

Выводы

 

1)Рассмотрены теоретические аспекты особенностей перфекционизма.

· Перфекционизм – это стремление к безупречности, к совершенству. Существует два подхода к концептуализации перфекционизма: одномерный (акцентирует своё внимание на одном факторе перфекционизма) и многомерный подход (перфекционизм является многомерным).

· Имеются различные классификации перфекционизма: нормальный и невротический, негативный и позитивный, активный и пассивный, генерализованный перфекционизм и специфические области перфекционизма; физический перфекционизм; объективно – ориентированный, субъектно-ориентированный и социально - предписанный перфекционизм. Также рассматривают множество различных терминов, связанных с перфекционизмом (перфекционистская самопрезентация, перфекционные когниции, высокие личные стандарты, перфекционные стремления к достижению, всемирно - ориентированный перфекционизм, дезапдаптивная озабоченность ошибкой, озабоченность ошибками, организованность, восприятие родительской критики, расхождение, сомнения в действиях).

· Выделяют различные факторы возникновения перфекционизма (семейный фактор, фактор социума) и последствия (негативное влияние на эмоциональное состояние, продуктивность деятельности, межличностные контакты).

· Существуют различные концепции перфекционизма: 1)Канадская концепция перфекционизма П.Хьюитта и Г.Флетта (субъектно - или личностно ориентированный, объектно-ориентированный, социально предписанный перфекционизм). 2)Британская концепция Р. Фроста. 3)Отечественная концепция Н.Г.Гаранян и А.Б.Холмогоровой (представление о психологической структуре патологического перфекционизма, включающая следующие параметры: завышенные стандарты деятельности и притязания, искажённые социальные когниции, персонализации, поляризованное мышление, негативное селектирование). В нашем исследовании мы опирались на британскую концепцию Р. Фроста (шесть параметров перфекционизма: личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в собственных действиях, родительские ожидания, родительская критика, организованность).

· Исследованиями перфекционизма занимались множество отечественных исследователей (С.В.Воликова, А.Б.Холмогорова, А.М.Галкина; Н.Г.Гаранян, Д.А.Андрусенко, И.Д.Хломов; М. Москова) и зарубежных исследователей (Д.Бернс, С.Блатт, Р.Фрост, П.Хьюитт и Г.Флетт, А.Бек).

2)Рассмотрены особенности перфекционизма и депрессии у детей, обучающихся по программам разной степени сложности.

· Обнаружены значимые различия в показателях перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности. У детей из образовательных учреждений с усложненной программой немного выше показатели организованности, личные стандарты и родительские ожидания и общий показатель перфекционизма.

· Были выявлены различия в показателях депрессии. Когнитивно-аффективная шкала депрессивности выше в выборке детей, обучающихся по усложненным программам. Общая шкала депрессии также выше в выборке детей, обучающихся по усложненным программам.

3)Выявлены взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии у детей из общеобразовательных учреждений и из образовательных учреждений с усложненной программой обучения.

· В выборке детей из общеобразовательных учреждений с увеличением соматической шкалы депрессии усиливаются и такие показатели перфекционизма как озабоченность ошибками и родительская критика и сомнения в действиях. С увеличением общего показателя перфекционизма усиливаются показатели соматической и когнитивно-аффективной шкалы.

· Структура взаимосвязей перфекционизма и депрессии в выборке детей из образовательных учреждений с усложнённой программойболее обширная и разнообразная. У них с увеличением показателей когнитивно-аффективной шкалы депрессии усиливаются все показатели перфекционизма: озабоченность ошибками, организованность, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей, а также общий показатель перфекционизма. С увеличением отдельных показателей перфекционизма (озабоченность ошибками, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей, а также общий показатель перфекционизма) усиливаются показатели соматической шкалы депрессии и общий показатель депрессии. Кроме того, с увеличением общего показателя депрессии усиливается и общий показатель перфекционизма.

4)Гипотеза о наличии взаимосвязи в уровне перфекционизма и уровне депрессии у детей из общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений с усложнённой программой, статистически подтвердилась.

 

 

Заключение

 

Нами были рассмотрены особенностиперфекционизма и депрессии у детей, обучающихся по программам разной степени сложности.

Гипотеза о наличии взаимосвязи уровня перфекционизма и уровня депрессии у детей из общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений с усложнённой программой, статистически подтвердилась. Были обнаружены специфичные различия в показателях перфекционизма: у детей из образовательных учреждений с усложненной программой немного выше показатели организованности, личные стандарты и родительские ожидания и общий показатель перфекционизма.

В заключение можно говорить о том, что на данный момент изучению собственно перфекционизма уделяется меньше всего внимания. Наряду с изучением структуры перфекционизма и его связи с остальными чертами личности, а так же влиянии на развитие личности, хотелось бы обратить внимание на образование в личности подобных наклонностей. Говоря о методиках, используемых в изучении перфекционизма, хотелось бы поработать над их разнообразием, например, введение интервьюирования и проективных методик.

Также в заключение отметим, что факторами развития депрессивных состояний чаще всего являются не высокие требования к себе и окружающим людям, а наличие дисфункциональных когнитивных схем и искажение социальной перцепции других людей. Необходимо разрабатывать и внедрять в практику специальные программы, направленные не на снижение уровня перфекционизма личности, и на формирование его конструктивного типа (М.В.Ларских, С.В.Ларских).

Так же, хотелось бы дать несколько рекомендаций, в связи с полученными результатами. Учитывая, что гипотеза статистически подтвердилась, можно сказать, о том, что наши дети в школах находятся в напряженной обстановке. Мы считаем необходимым провести подобное исследование в каждой школе, а полученные результаты объявить на собраниях.

 

Список литературы

 

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. − Спб.: Питер, 1999.− 528с.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. С. 127.

3. Варлашкина Е. А., Дементий Л. И. Перфекционизм как личностная детерминанта отношения к внешности

4. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм – фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 23–32.

5. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1.

6. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации// Психологическая наука и образование. 2009. №1. – C. 72 – 81.

7. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4.

8. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал - 2006 - том 27 - №6.

9. Грачева И.И. Адаптация методики исследования перфекционизма старших подростков. // «Личность и проблемы развития». Сборник работ молодых ученых» – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2003. С. 22-32.

10. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности.

11. Егорова О.В. Перфекционизм и переживание психологической близости в межличностных отношениях. 2010.

12. Золотарева А.А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности. Автореферат диссертации. М., 2012.

13. Золотарева А.А. Перфекционизм и перфекционистская самопрезентация как проблема нормы и патологии личности и возможность их измерения.//Тезисы международной научно-практической конференции «Ломоносов-2009».

14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1996.

15. Ларских М.В., Ларских С.В.. Связь между перфекционизмом и депрессией у студентов ВГМА.

16. Ларских М.В. Конструктивные и деструктивные характеристики перфекционизма учителя // Вестник государственного университета управления. М., 2011.б № 4. С. 146-154.

17. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов.

18. Ландрева К. С. Перфекционистская самопрезентация образа «Я» в общении [Текст] / К. С. Ландрева // Современная психология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 51-55.

19. Москова М.Н. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов. Автореферат диссертации. М., 2008.

20. Москова М. В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов в предэкзаменационный период // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007, № 20(49). С. 136—141.

21. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследовании. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2007. 392с.

22. Парамонова В.В. Высшие устремления личности: перфекционизм как патологический феномен// Проблемы развития и бытия личности// Развитие личности.- 2009.- №1.- С64-78

23. Распопова А.С. Возрастные особенности распространенности феномена перфекционизма и его взаимосвязи с личностными свойствами спортсменов // Физическая культура, спорт» – наука и практика. Научно-методический журнал. Краснодар. – 2011. - № 2. – С.92-98.

24. Распопова А.С. Психологический тренинг как средство формирования конструктивного проявления перфекционизма у спортсменов // Спортивный психолог. - № 3 (24). – 2011. – С. 71-75.

25. Распопова А.С. Формирование конструктивного проявления перфекционизма в спорте посредством психологического тренинга // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып. 2. – 2012. – С.163-168.

26. Сидоренко Е., Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007. – 350 с.

27. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением.

28. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида // Вопросы психологии. 2011. N 2. С. 90− 100.

29. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 5(19). URL: https://www.psystudy.com/index.php/num/2011n5-19/551-sokolova-tsygankova19.html#e3

30. Талаш Е. Ф. Перфекционизм как фактор суицидального риска военнослужащих российской армии [Электронный ресурс]//Сибирская ассоциация консультантов. URL: https://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1144-2012-02-09-13-23-56

31. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Консультативная психология и психотерапия. 2004. №1. – C. 18-35.

32. Холмогорова А.Б., Дадеко А.А. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: https:// medpsy.ru.

33. Юдеева Т. Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007.

34. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке//Психологическая диагностика.- 2009.- №1.- С101-123

35. Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.