Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ эмпирических исследований, связанных с проблемой перфекционизма






 

Так мы поняли, что изучаемая нами проблема стоит ребром в современном обществе, а сама структура перфекционизма далеко не однозначна. Перфекционизм, как черта современного человека переплетается с множеством других факторов, свойственных людям. Собственно перфекционизм изучается мало, так как основное значение (судя по издаваемым работам) придается его связям с другими чертами личности.

Для анализа эмпирических исследований приведем список статей, по которым и будет осуществляться анализ:

1. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм – фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам

2. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований)

3. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации

4. Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Связь перфеционизма и типологических характеристик личности

5. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением

Итак, рассмотрим предмет и результаты исследования каждой статьи по отдельности:

1.Название: Родительский перфекционизм – фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам (Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М.)

Цели: 1. Изучить эмоциональные особенности детей, обучающихся в школах с разной нагрузкой; 2. Изучить связь между родительским перфекционизмом и эмоциональными нарушениями у детей.

В исследовании приняли участие 131 школьник 5-6 классов общеобразовательных школ и гимназий Москвы и г. Электростали Московской области и их родители (66 человек).

Детям предлагались опросник детской тревоги А.М. Прихожан и опросник CDI М. Ковач, а также разработанное нами структурированное интервью «Родительская критика и похвала». Родители заполняли следующие опросники: шкала тревоги (Тэйлор-Немчин), шкала депрессии (Зунге-Балашова), шкала тревоги (А. Бэк), опросник перфекционизма (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова).

Результаты исследования: Обработка результатов показала, что проявление депрессивной и тревожной симптоматики чаще встречается у детей и подростков, обучающихся в школах с усложненной программой. У гимназистов так же часты переживания по поводу собственной неэффективности, имеют место часто необоснованные страхи не справиться с различными учебными задачами, особенно с контрольными работами. Самооценка также очень хрупкая. У родителей, чьи дети попадают в группу риска по развитию эмоциональных расстройств, выявляется высокий уровень перфекционизма. Они предъявляют высокие требования к себе и к окружающим. Родители детей группы риска в различных видах деятельности склонны предъявлять к себе самые высокие требования и ориентироваться на самые высокие результаты и самых успешных людей. Как показывает практика, такие родители зачастую и к ребенку явно или неявно предъявляют подобные требования [1].

Данное исследование весьма полезно и показательно для школьных психологов, работающих в гимназиях или школах с углубленным изучением предметов. Так как помощь детям группы риска должна носить комплексный характер. В фокусе внимания должен быть не только ребенок, но и родитель, учителя и учебное заведение, так как не меняя социальной ситуации развития, трудно помочь ребенку справиться с проявлениями депрессивной и тревожной симптоматики.

2.Название: Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) (Гаранян Н.Г.)

Цели: обзор зарубежных исследований

Результаты исследований: В настоящее время результаты эмпирических исследований показывают, что существует взаимосвязь между отдельными параметрами перфекционизма и различными психическими расстройствами. Клинические и популяционные исследования фиксируют связь социально предписываемого перфекционизма с депрессией и социальной тревожностью. Взаимодействуя с соответствующими стрессогенными событиями, этот аспект перфекционизма является фактором риска возникновения депрессии и суицидальных намерений. Относительно других параметров перфекционизма данные носят противоречивый характер. Показатель «озабоченность ошибками» повышен при социальной фобии и нарушениях пищевого поведения, однако его роль как фактора уязвимости пока еще эмпирически не установлена. Показатель «сомнения в действиях» повышен при ОКР, однако интерпретация этого результата остается спорной. Создается впечатление, что два другие параметра – «организация» и «адресованный другим перфекционизм» не связаны с психопатологией [2].

3.Название: Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации

Цели: сравнение показателей эмоциональной дезадаптации и избегающего поведения у студентов с разным уровнем перфекционизма

В исследовании приняли участие 309 студентов первого курса технического московского вуза с высокой интенсивностью учебных нагрузок. 19 протоколов были заполнены неправильно, в окончательный анализ были включены 290 студентов (средний возраст 17, 5 лет, 214 юношей, 76 девушек). Для оценки показателей эмоциональной дезадаптации испытуемых использовался следующий инструментарий.

Опросник депрессивности А. Бэка в адаптации Н.В. Тарабриной.

Опросник тревоги А. Бэка

Шкала экзаменационной тревожности С. Сарасона

Шкала Социального избегания и дистресса

Опросник недавних жизненных событий у студентов

Результаты исследования: Было зафиксировано нормальное распределение общего показателя перфекционизма. Сравнивались показатели эмоциональной дезадаптации в 3 группах студентов – с низким, средним и высоким уровнем перфекционизма.

Группа с высоким уровнем перфекционизма характеризовалась достоверно более высокими показателями эмоциональной дезадаптации по сравнению с 1-ой и 2-ой группами. На кануне первой сессии студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют более высокие показатели депрессии, суицидальной готовности, общей тревоги, экзаменационной и социальной тревожности. Студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют более высокие показатели повседневного стресса в интерперсональной и академической сферах. Так же, для студентов с высоким уровнем перфекционизма характерны достоверно более высокие показатели разных форм избегающего поведения по сравнению со студентами с низким перфекционизмом: студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют достоверно более высокие показатели избегающего поведения в форме прокрастинации – склонности откладывать начало деятельности и не завершать ее в нужные сроки. Следовательно, у студентов младших курсов можно выявить выраженный перфекционизм, избегающие стратегии совладания со стрессом.

4.Название: Связь перфекционизма и типологических характеристик личности (Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю.)

Цели: проверка гипотезы о сочетании перфекционизма с разными типологическими характеристиками.

В исследовании приняли участие 87 студентов г. Москвы в возрасте от 16 до 25 лет. Для диагностики личностных черт испытуемых использовались два методических инструмента:

Опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой

Опросник SCID – II

Результаты исследования: Зафиксированы взаимосвязи общего показателя перфекционизма с дисфункциональными чертами различных типов личности: избегающего, зависимого, обсессивно-компульсивного, пассивно-агрессивного, депрессивного, параноидального, шизоидного и нарциссического. Установлены множественные положительные связи между параметрами перфекционизма и дисфункциональными чертами личности. По числу этих связей параметры перфекционизма неоднородны: наибольшее число связей установлено для параметров «Восприятие других людей как делегирующих высокие стандарты» и «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках», наименьшее - для параметров «Завышенные притязания и требования к себе» и «Поляризованное мышление».

5.Название: Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением (Соколова Е.Т., Цыганкова П.В.)

Цели: изучение структуры и содержания мотивационного компонента перфекционного стиля личности пациентов с нарушением адаптации и суицидальными попытками в сравнении с условно адаптированными испытуемыми.

В исследовании приняли участие 80 испытуемых (40 мужчин и 40 женщин в возрасте 20–30 лет). Клиническую выборку составили 40 пациентов, совершивших суицидальную попытку в течение года до момента обследования, с диагнозом «реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (F43 согласно МКБ-10). Контрольную группу составили испытуемые без истории суицидального поведения и без психиатрических диагнозов (40 человек).

Были использованы следующие методики:

Опросник «Многомерная шкала перфекционизма» П.Хьюитта и Г.Флетта [Грачева, 2006a] диагностирует общий уровень перфекционизма, а также выраженность трех его компонентов, имеющих различную направленность: Я-ориентированного, объектно-ориентированного и социально предписанного перфекционизма.

Опросник «Тест мотивации достижения» А.Мехрабиана в модификации М.Ш.Магомед-Эминова [Фетискин и др., 2002, с. 98− 102] предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи.

Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича [Леонтьев, 1992] направлена на диагностику системы ценностных ориентаций личности и основывается на прямом ранжировании списка ценностей.

Результаты исследования: Получены данные о значимо более высоком уровне у лиц, совершивших суицидальную попытку, по сравнению с испытуемыми контрольной группы, что подтверждает наличие связи перфекционизма и суицидального поведения. Также полученные результаты подтверждают предположение о различной структуре и содержании перфекционной мотивации в экспериментальной и контрольной группе. Согласно результатам проведенного эмпирического исследования, в группе суицидальных пациентов уровень социально предписанного перфекционизма значимо повышен, а также наблюдается высокая корреляция данного компонента и Я-ориентированного компонента перфекционизма, чего не наблюдается в контрольной группе. На основании этих данных может быть сделан вывод о преобладании внешней мотивации стремления к совершенству над внутренней в мотивационной структуре суицидальных пациентов, об их склонности отождествлять собственные требования по отношению к себе и требования значимых других, что является проявлением сверхзависимости их самооценки от ожидаемых оценок окружающих людей и обуславливает ее крайнюю «хрупкость» и неустойчивость. При значимо более высоком уровне перфекционизма в экспериментальной группе по сравнению с контрольной у суицидальных пациентов высокие требования к себе имеют не внутренний (личностно значимый), но внешний («социально навязываемый») источник. Для испытуемых экспериментальной группы, в отличие от испытуемых контрольной группы, характерно отождествление собственных требований к себе и приписываемых окружающим ожиданий. Эти особенности являются проявлением сверхзависимости самооценки и самоотношения суицидальных пациентов от ожидаемых оценок окружающих и обуславливают их неустойчивость.

Теоретические предпосылками для выдвижения гипотез стали результаты ряда социально-психологических исследований:

1)Статья «Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей» Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М.//Вопросы психологии 2006. №5.

Исследовались особенности эмоционального состояния учащихся V–VI классов массовых школ и гимназий. Также изучалась связь родительских перфекционистских установок с эмоциональными нарушениями у детей. В обследовании приняли участие 131 школьник V–VI классов общеобразовательных школ и гимназий Москвы и г. Электростали Московской области и их родители (66 человек). У детей и их родителей выявлялась выраженность симптомов тревоги, депрессии. У родителей также выяснялось наличие перфекционистских установок. Показано, что у гимназистов, по сравнению с учениками общеобразовательных школ, более выражены симптомы тревоги и депрессии, большее число детей попадает в группу риска по развитию эмоциональных нарушений. У родителей гимназистов выше общий уровень перфекционизма, они предъявляют больше требований к детям, что также может способствовать ухудшению эмоционального состояния детей.

2)В исследовании Н.Г.Гаранян, Д.А.Андрусенко, И.Д.Хломов у студентов с высокими показателями перфекционизма зафиксированы достоверно более высокие показатели депрессии, суицидальных намерений, общей тревоги, повседневного стресса, экзаменационной и социальной тревожности, прокрастинации и социального избегания.

3) М. Москова проводила изучение начинающих студентов, в котором были установлены высокие показатели депрессии, тревоги и стресса у первокурсников с выраженным перфекционизмом.

4)М.В.Ларских, С.В.Ларских исследовали связь между перфекционизмом и депрессией у студентов ВГМА.Выборку составили 100 студентов 5 курса ВГМА.Методы исследования: 1)русскоязычный вариант многомерной шкалы перфекционизма, адаптированной И.И. Грачевой; 2)опросник перфекционизма (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова); 3)шкала депрессии Бека. Выявлено, что факторами развития депрессивных состояний у студентов являются не высокие требования к себе и окружающим людям, а наличие дисфункциональных когнитивных схем и искажение социальной перцепции других людей. Необходимо разрабатывать и внедрять в практику специальные программы, направленные не на снижение уровня перфекционизма личности студента, а на формирование его конструктивного типа.

5)По зарубежным данным, перфекционизм порождает конкурентные отношения среди студентов, приводя к социальной изоляции и дефициту поддержки (Г.Л.Флетт, П.Л.Хьюитт, Т.ДеРоза). Оно может стать причиной постоянного напряжения, негативного аффекта и суицидальных намерений у студентов (Т.К.Гамильтон, Р.Д.Швейцер).

В Зарубежной психологии встречается большое количество исследований связи перфекционизма с депрессией (Д.Бернс; Эннс М., Кокс Б.; Г.Флетт; П.Хьюитт и Д.Дак; П.Хьюитт, Г.Флетт, С.Блатт, Р.Фрост, А.Бек).

Д.Бернс выдвинул гипотезу о том, что перфекционисты особенно подвержены депрессии. Несколько исследований подтвердили гипотезу. Что перфекционизм связан с депрессией (Эннс М., Кокс Б.; перфекционизм, события жизни и депрессивные симптомы Г.Флетта; перфекционизм, стресс и уязвимость депрессии П.Хьюитта и Д.Дака; значение перфекционизма в депрессии П.Хьюитта, Г.Флетта).

С.Блатт («Деструктивность перфекционизма: значение в лечении депрессии») также интересовался проблемой перфекционизма и его связью с депрессией и суицидальностью, описал «интроективную депрессию», для которой характерна постоянная критика в свой адрес, сосредоточенность на проблемах достижениях и постоянное чувство вины. Эта депрессия отличается от «анаклитической», при которой переживания сосредоточены на темах межличностной зависимости и привязанности. По мнению автора, перфекционизм должен быть более близко связан с депрессией самокритики, чем с депрессией зависимости.

Р.Фрост с коллегами также исследовал связь перфекционизма с депрессией и получили подтверждение, что перфекционизм более тесно связан с депрессией самокритики, чем с депрессией зависимости.

П.Хьюитт и Г.Флетт показали, что субъективно-ориентированный и социально предписанный перфекционизм связан с симптомами депрессии у студентов колледжа (П.Хьюитт, Г.Флетт, К.Блэнкстейн, перфекционизм и нейротизм у пациентов психиатрии и студентов колледжа).

А.Бек в практике когнитивной психотерапии также получил подтверждение связи перфекционизма с депрессией. Он анализировал автоматически возникающие мысли депрессивных пациентов, и оказалось, что они предъявляют к себе чрезмерно высокие и ригидные требования, как это характерно для перфекционизма. А.Бек описал два типа личностной конфигурации, предрасполагающей к депрессии: «социотропный тип», сосредоточенный на проблемах привязанности, зависимости и близости, и «автономный тип», сосредоточенный на проблемах независимого функционирования, достижений, удач и неудач. Для второго типа характерен перфекционизм в сфере достижений.

Таким образом, можно выделить работы отечественных исследователей (Н.Г.Гаранян, Д.А.Андрусенко, И.Д.Хломов; М. Москова) и зарубежных исследователей (Д.Бернс, С.Блатт, Р.Фрост, П.Хьюитт и Г.Флетт, А.Бек). Однако специфических исследований, направленных на выявление особенностей перфекционизма у детей, обучающихся по разным программам сложности. В связи с этим было организовано соответствующее исследование.

 

 

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования особенностей перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.