Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Особенности перфекционизма и депрессии у детей, обучающихся по программам разной степени сложности






Особенности перфекционизма и депрессии у детей, обучающихся по программам разной степени сложности

 

Выполнила

Студент III-го курса

Философско-

социологического

факультета

направления " Психология"

Аристовой Ю.В.

 

Научный руководитель

Ст. преподаватель

Кафедры общей и

клинической психологии

Борисова С.Н.

 

Пермь, 2014

 

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности. 6

1.1.История изучения перфекционизма. 6

1.2. Понятие перфекционизма в психологии. 13

1.3. Методы изучения перфекционизма. 22

1.4.Анализ эмпирических исследований, связанных с проблемой перфекционизма. 29

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования особенностей перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности. 38

2.1. Описание выборки…………………………………………………………………....38

2.2. Описание методов и процедуры исследования. 38

2.3. Методы математической обработки полученных данных. 41

ГЛАВА 3. Результаты исследования особенностей перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности и интерпретация результатов. 42

3.1.Анализ различий в особенностях перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности 42

3.2.Анализ взаимосвязей особенностей перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности 44

3.3.Интерпретация результатов исследования. 49

Выводы.. 53

Заключение. 55

Список литературы.. 56

Приложение 1. 60

Приложение 2. 63

Приложение 3. 64

Приложение 4. 66

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Перфекционизм как психологический конструкт является предметом многочисленных исследований в современной науке. В Отечественной и Зарубежной психологии имеется множество направлений исследования перфекционизма.

История изучения проблемы перфекционизма не столь велика. О перфекционизме начали говорить с 1980-х годов, хотя отмечать подобную проблему начали уже намного раньше, так Адлер называл его как компенсаторное стремление к совершенству и превосходству, а Хорни – как нарциссическая патология характера.

Не так уж и трудно было заметить в данной проблеме чрезвычайную актуальность как для теоретических исследований, так и для практического применения. Во-первых, такая черта как перфекционизм присуща почти всем студентам и имеет довольно большую корреляцию с депрессией.

Во-вторых, перфекционизм уже у взрослых людей, у которых есть дети, может пагубно влиять на развитие этих самых детей, вызывая депрессии и расстройства, или даже перфекционизм [4].

В зарубежной психологии фундаментальный вклад в разработку представлений о структуре перфекционизма внесли канадские исследователи П.Хьюит и Г.Флит.

В отечественной психологии феноменология перфекционизма впервые была раскрыта в рамках клинического понимания природы данного явления выраженная в концепциях Н.Г. Гаранян, А.Б., Холмогоровой и Т.Ю. Юдеевой.

Таким образом, по итогам обзора литературы не было обнаружено специфических исследований, направленных на выявление зависимости перфекционизма и депрессии у детей, обучающихся по разным программам сложности. В связи с этим было организовано соответствующее исследование.

Актуальность исследования особенностей перфекционизма и депрессии у учащихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений с усложненной программой можно объяснить следующими пунктами:

Во-первых, с теоретической точки зрения. Как мы выяснили, исследований, посвящённых изучению взаимосвязи перфекционизма в данном аспекте почти не встречается.

Во-вторых, актуальность объясняется с практической точки зрения. Полученные данные могут помочь в психотерапевтической работе с лицами с выраженным уровнем перфекционизма, так как перфекционизм может оказывать негативное влияние на многие сферы жизни человека: эмоциональное состояние, продуктивность деятельности, межличностные контакты.При неправильном соотношении перфекционистских тенденций, непропорциональном их развитии возникает риск формирования невротического перфекционизма (П. Хьюитт, Г. Флетт, С. Ингрем и другие).

Таким образом, проблема нашего исследования состоит в выяснении вопроса: имеется ли связь между уровнем депрессии и уровнем перфекционизма у школьников.

Новизна: впервые исследованы особенности перфекционизма в связи с депрессией у детей, обучающихся по программам разной степени сложности (у учащихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений с усложненной программой).

Объект: перфекционизм и депрессия.

Предмет уровень перфекционизма и депрессии у детей, обучающихся по программам разной степени сложности (у учащихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений с усложненной программой).

Цель: исследовать связь перфекционизма и депрессии у детей, обучающихся по программам разной степени сложности (у учащихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений с усложненной программой).

Задачи:

1)Рассмотреть теоретические аспекты исследования особенностей перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности (у учащихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений с усложненной программой).

2)Исследовать особенности перфекционизма у учащихся общеобразовательных учреждений.

3)Исследовать особенности перфекционизма у учащихся гимназий (с усложненной программой).

4)Рассмотреть взаимосвязи особенностей перфекционизма и депрессии у детей, обучающихся по программам разной степени сложности.

Гипотеза: у учащихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений с усложнённой программой уровень депрессии имеет прямую зависимость от уровня перфекционизма.

Выборку составили 15 учащихся гимназии с усложнённой программой (углубленным изучением отдельных предметов) и 15 учащихся общеобразовательной школы в возрасте от 16 до 18 лет.

Методы и методики:

1)Многомерная шкала перфекционизма Р. Фроста (Frost, 1990; Ясная, Ениколопов, 2009).

2)Шкала депрессии А.Бека (1961) (оцениваются общий показатель депрессии, а также выраженность когнитивно-аффективной субшкалы и субшкалы соматических проявлений депрессии).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении существующих в психологии представлений о перфекционизме в связи с уровнем депрессии, рассмотрении перфекционизма применительно к школьникам. В рамках данной работы предпринята попытка рассмотреть эти научные проблемы в новом ракурсе, как связанные между собой. Полученные данные могут быть использованы в рамках психологии личности, социальной психологии, психологии телесности, психосоматики и т.д.

Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в качестве опоры при проведении других социально-психологических исследований подобной тематики. Также данные могут быть использованы при психотерапевтической работе с лицами с повышенным уровнем перфекционизма. В профилактических целях для предупреждения развития негативного перфекционизма и минимизации его отрицательного влияния на сферы жизни человека. Для разработки тренингов конструктивного проявления перфекционизма, направленных на формирование адаптивных механизмов реагирования на перфекционистские требования в процессе достижения высоких результатов. Для коррекции неадаптивных проявлений перфекционизма, профилактику эмоциональных перегрузок и нервно-психической напряжённости.

Теоретическими предпосылками для выдвижения гипотез стали работы отечественных (Н.Г.Гаранян, Д.А.Андрусенко, И.Д.Хломов; М. Москова) и зарубежных исследователей (Д.Бернс, С.Блатт, Р.Фрост, П.Хьюитт и Г.Флетт, А.Бек). Опорой нашей работы стало исследование влияния родительского перфекционизма на развитие эмоциональных нарушений у детей (С.В.Воликова, А.Б.Холмогорова, А.М.Галкина, 2006).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.