Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Догматическое сознание и ересь.






Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование " ереси ". По своей сущности ересь (от греч. — выбор, предпочтение) представляет собой предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка.
Прп. Силуан предупреждает: " Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия ".

В первые века исторического бытия Церкви вероучительные истины, являясь непосредственным обобщением живого духовного опыта, не имели умозрительных формулировок. Однако когда начали появляться ереси, Церковь, движимая заботой о духовном здоровье своих чад, вынуждена была установить пределы истины, определить границы религиозного опыта, указать ту черту, которая отделяет истинное церковное учение от ереси. Таким образом появились догматы.

Согласно " Пространному Катихизису", двумя способами сохранения и распространения Божественного Откровения являются Священное Предание и Священное Писание.

1. Священное Предание. " Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды".
Само слово " предание" (греч. paradosis) означает передачу, оставление в наследство. "... я от Самого Господа принял то, что и вам передал " (1 Кор. 11, 23), говорит ап. Павел. В книгах Нового Завета слово " предание" обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение: "... стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Фес. 2, 15); " Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам" (1 Кор. 11, 2).
Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский (156) пишет " о преданном изначала слове" [4], а сщмч. Ириней Лионский (202) говорит о " предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров", об " апостольском предании", о " церковном предании от апостолов".
Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу:
" Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно " (Ин. 17, 8). Согласно Тертуллиану, учение веры " церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога". Принципом единства Предания является Божественное Откровение. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин, главная цель — в том, чтобы все " уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его " (Ин. 20, 31). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него человеческого рода. Эта тайна выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства.

· Три уровня Священного Предания.

Священное Предание не может быть сведено к некоторому преемственно передаваемому учению или к набору материальных памятников, в которых это учение зафиксировано. Предание есть нечто большее, чем просто передача информации.
" Священное Предание — это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения". Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня передаваемого:

а) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;

б) передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением; (свет вечности в глазах другого человека)

в) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.