Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности






 

Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики можно объединить на три основные группы:

– факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора эконо­мики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма (ограничение стихийности рыночных процессов; обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры; обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд; поддержка конкурентоспособности, открытости рынка);

– факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства (создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, не­обходимость определения «правил игры» хозяйствующих субъектов; обеспечение циклического развития экономики; стимулирование долгосрочного экономического роста, роста деловой активности; формирование оптимальной структуры народного хозяйства; поддержка макроэкономического равновесия; обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики; потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки
зрения частного капитала; регулирование денежного обращения; содействие развитию науки, научно-технического прогресса);

– факторы, связанные с решением социальных проблем (обеспечение рационального перераспределения доходов; экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности; полной занятости населения; формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовки кадров и т. д.).

Государственное регулирование предпринимательства происходит посредством социально-экономического прогнозирования, а на этой основе воздействия на процессы социально-экономического развития, в том числе через определение приоритетных направлений и отраслей развития народного хозяйства, формирование инвестиционной, налоговой, кре­дитной, антимонопольной политики, разработку федеральных комплекс­ных, а на уровне субъектов Федерации – региональных программ.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности – это комплекс форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенден­ций, вызываемых ею (предпринимательской деятельностью) (рис. 4).

 

                                       
   
Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность  
 
   
 
   
Формы воздействия на предпринимательство
       
Методы государственного регулирования предпринимательства
   
Необходимость воздействия на предпринимательство
 
 
 
     
 
       
Административные
 
       
 
 
 
   
 

 


Рис. 4 – Комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности

 

Административные методыспособы и формы регулирования, которые базируются на силе государственной власти, включают мероприятия за­прета, разрешения и принуждения и воплощаются в жизнь с помощью ука­зов и распоряжений.

В развитых странах мира административные методы регулирования предпринимательской деятельности применяются в формах:

– управления государственной собственностью;

– лицензирования и квотирования;

– применения санкций;

– охраны окружающей среды.

Их роль значительно возрастает в сложных критических ситуациях.

Правовые методы – способы и формы регулирования предпринимательской деятельности, которые воплощаются в практику с помощью принятия соот­ветствующих законов. Примером такого регулирования являются антимоно­польное законодательство и антимонопольная деятельность государства.

Экономические методы – способы и формы регулирования, которые ос­новываются на использовании налогов, денежно-кредитных рычагов, цен и
тарифов и т. п.

Среди экономических методов различают:

– прямые (формирование и использование бюджета; установление ми­нимальной зарплаты; регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг; антимонопольная политика, защита конкуренции);

– косвенные (индивидуальное планирование; целевое программирование; регулирование налоговой системы; определение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки центрального банка; кредитно-денежные инструменты).

Рассмотрим некоторые методы экономического и правового регули­рования предпринимательской деятельности.

Если исходить из практики развитых стран мира, как уже было отме­чено ранее, то основным инструментом влияния государства на пред­принимательскую деятельность является налоговая политика, в частно­сти, использование инвестиционного налогового кредита.

Так, в США он означает снижение налогооблагаемого минимума на сумму капиталовложений на приобретение машин и оборудование.

В Германии льготные инвестиционные кредиты предоставляются пред­приятиям при освоении отсталых регионов, специальные инвестиционные кредиты – при создании высокотехнологичных производств, субсидии - соответственно структурной программе развития средних городов и др.

Во Франции при создании новых промышленных зон предприятия, которые специализируются на изготовлении определенных видов про­дукции, получают налоговые льготы сроком на 10 лет.

В Англии не взимаются налоги при осуществлении капиталовложений в оборудование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а при осуществлении капиталовложений в строительство сооружений – снижаются почти на 80%.

Прогрессивное налогообложение фирм существует и в других странах, которые не принадлежат к развитым. Так, в Малайзии при вкладывании капитала в передовые отрасли налоги не платят совсем на протяжении 5 лет; в последующие 5 лет также не платят, если количество работни­ков не превышает 500 человек, а деятельность компании за этот период оказала содействие повышению технологического уровня производства.

С целью стимулирования деятельности совместных предприятий в Ав­стрии они не выплачивают налоги в случаях: если их инвестиции состав­ляют не менее 25% от общего объема инвестиций; при инвестировании капиталов не позже, чем за 12 месяцев до составления отчета главной компании; определенного совпадения организационно-правовой формы австрийских фирм с иностранными и др. Никаких ограничений не сущест­вует в Германии при ввозе и вывозе иностранного капитала, в частности, при создании предприятий и обществ с участием такого капитала.

В 2008 году в России налог на прибыль предприятий был снижен до 20%, что стимулировало рост предпринимательской активности. Однако россий­ская налоговая реформа пока еще не решила ряд важнейших для предпринимателей вопросов, например, не создан эффективный механизм:

– льготного кредитования инвестиционной и инновационной активности на предприятиях;

– формирования отраслевых научно-технических фондов за счет отчисления части себестоимости продукции;

– платежей за загрязнение окружающей среды.

Главная проблема налоговой реформы – кардинальное снижение налогов на труд и освобождение от налогов расходов на инвестиции – может быть решена только тогда, когда в доход бюджета на основе новых механизмов начнет поступать природная рента. То, что принадлежит обществу, нужно аккумулировать в бюджете для того, чтобы финансировать науку, образование, социальную сферу и стимулировать инновационную и инвестиционную активность. Это даст возможность структурно перестроить экономику на базе современных технологий и выйти на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста, резко сократить налоговое бремя.

Важным инструментов государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является амортизационная политика. Так, в России 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу 25 гл. НК РФ «Налог на прибыль организаций», определен новый порядок расчета амортизационных отчислений.

Амортизационное списание основного капитала является эффективным средством стимулирования накоплений, структурных измене­ний в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Изменяя ставки и порядок амортизационно­го списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем вклю­чения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Особое место в экономической политике государства занимает анти­монопольная деятельность государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.