Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкурентоспособность предприятия






 

В отличие от конкурентоспособности товара, которая может иметь как кратко-, так и долгосрочный характер, конкурентоспособность пред­приятия следует оценивать лишь в продолжительном периоде. Она озна­чает наличие важных отличий данного предприятия от предприятий-конкурентов по уровню эффективности хозяйственной деятельности, формой проявления которой является способность приспосабливаться к условиям экономической конъюнктуры и удовлетворять своими товарами и услугами спрос потребителей.

К числу важнейших факторов, которые влияют на конкурентоспособ­ность предприятия, относятся:

– внедрение в производство достижений науки и техники;

– рост объемов производства и емкости рынка;

– совершенствование системы действующих на предприятии стимулов к труду;

– позиции конкурирующих предприятий и др.

Современная теория и практика предпринимательства указывают, что основным средством повышения конкурентоспособности является рест­руктуризация на различных уровнях экономической системы:

– на национальном уровне она предполагает перераспределение доли отделенных секторов в валовом внутреннем продукте, занятости, экс­порте и импорте, ресурсном обеспечении, льготах и пр.;

отраслевая реструктуризация означает снятие с производства или мо­дернизацию неконкурентоспособных, нерентабельных изделий, разра­ботку и освоение новой продукции, совершенствование технологий;

– реструктуризация предприятий означает вхождение на рынок новых предпринимателей, быстрый рост высокоэффективных компаний, свертывание или модернизацию убыточных предприятий.

Отличия между предприятиями-конкурентами по уровню эффектив­ности хозяйственной деятельности определяют на основе анализа страте­гических показателей их развития. К таковым принадлежат динамика активов, динамика продаж и динамика прибыли:

активы – совокупность имущества, фондов (машин, оборудования, зданий, сооружений, материальных запасов, вложений в ценные бумаги, патенты и др.), ресурсов предпринимателей;

– динамика активов – отношение прироста общей суммы активов в отчетный период к общей сумме активов предыдущего периода;

динамика продаж – отношение прироста продажи товаров и услуг в текущем году к объему продаж в предыдущем году;

динамика прибыли –. отношение прироста прибыли в текущем, году к объему прибыли в предыдущем году.

Конкретной формой эффективности хозяйственной деятельности предприятия являются показатели рентабельности (прибыльность, доход­ность) предпринимательской деятельности, которая измеряется как кратное отделения величины прибыли на объем затрат.

Для оценки конкурентоспособности предприятия наиболее подходит коэффициент чистой прибыли:

 

Коэффициент чистой прибыли = ,

где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;

Впр. – Выручка от продаж, руб.

 

Для достижения успеха в реализации предпринимательской идеи главная задача – найти для предприятия место на рынке. Наилучший вариант такого поиска – выявление еще не освоенного конкурентами рынка. С этой целью предварительно проводят сегментацию рынка. Важ­ными объектами сегментации являются конкурирующие предприятия на рынке, отдельные группы товаров и услуг и потребители.

При проведении сегментации рынка предприниматель должен найти такую группу покупателей, потребности которых будут постоянно возрастать, а предприятие сможет их наиболее полно удовлетворять, обеспечивая тем самым стабильный рост прибылей. На этом этапе предпринимательской деятельности основная задача заключается в выявлении конкурирующих предприятий, товаров-аналогов или товаров-заменителей, способных заменить изготовляемые его предприятием товары. После этого опреде­ляют сильные и слабые стороны конкурентов, обосновывают их вероят­ные тактику и стратегию.

Чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурента, необходимо знать:

– рыночную нишу, которую он занимает;

– объем его товарооборота;

– качество и количество товаров, на которые преимущественно ориен­тировано предприятие;

– форму и дизайн продукции, наличие торговой марки;

– гарантийный и послегарантийный сроки обслуживания покупателей;

– организацию сбыта, в частности, условия и сроки снабжения товара­ми, размещение складских помещений, способы транспортировки и стоимость этих операций и др.;

– если товары конкурирующих предприятий экспортируются за грани­цу, необходимо выяснить, в какие страны, какую рыночную нишу они там занимают и т. д.

Анализ конкурирующих товаров завершается определением их конкурентоспособности – способности отвечать требованиям потребителей по сравнению с другими конкурирующими товарами

В 1997 году Питер Друкер выделил следующие конкурентные преиму­щества:

– современных условиях создание конкурентных преимуществ, во-первых, должно быть поставлено на поток. То есть инновации в биз­несе должны следовать одна за другой, и чем быстрее, тем лучше;

– во-вторых, мало создать новый продукт – надо еще убедить покупа­теля в том, что этот продукт адекватен его образу жизни, совместим с ним физиологически и духовно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.