Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционной классическому критерию истинности религии – давность – христианство противопоставило свою – истина. А мир стоял со своим скептическим вопросом: что есть истина?




Государство имело право устанавливать и узаконять религиозные культы. Христианство, отвергшее государственную религию, вместе с тем посягало на это право Рима.

Восставая против религии государственной, христиане становились виновными в государственном преступлении. Они – принципиально враги государства. Претензии христиан к римским правителям (веротерпимость во имя истины, свободы совести, требование свободы личного убеждения в вопросе религии ) казались подобными тому, как если бы кто-нибудь пожелал себе права чеканить свою монету; культ и религию устанавливает не индивидуум, а государство, подобно тому как право чеканить монеты принадлежит также государству.

Дурная рекомендация (репутация) христианства: Пилат имел полномочия царской власти и казнил Иисуса Христа (Тацит «Анналы»).

Отсюда взгляд на христианство в официальных сферах государства. «Христиане как Богу покланяются тому, кто, как преступник казнен римским законным прокуратором».

Римское правительство в начале не вело активной борьбы с христианами (игнорировало), не было систематических преследований за отсутствием религиозного воодушевления, не верило в политическую враждебность христиан. Положение христиан ухудшалось, когда на римском престоле восседали лучшие люди Рима, одушевленные национально-политическим идеалами.

«Вы не имеете права существовать» – приговор правительства над христианами. Христиане могли существовать даже открыто, но достаточно было доноса из-за мелкого личного столкновения и их противогосударственный характер выяснялся на суде и их преследовали.

Юридические основания гонений на христиан

Римское право, сложившееся раньше появления христианства имело в себе подробности, неблагоприятные для существования христианства. Если бы язычество могло создать секту людей, признававших языческих богов, но отказывавшихся приносить им жертвы, то такая секта имела шансы быть гонимою также упорно, как христианство. Различные стороны христианского поведения можно было квалифицировать как преступление против веры, то преступление против государства, то как занятие волшебством (преследование по содержанию).

– Преследование по форме и по содержанию: обвинение в магии, в безбожии и в оскорблении величества

Преследование по форме. Христианство по форме – церковь, а церковь – юридически определенное понятие. Христианство, как таковое не может существовать отдельными верующими; они должны собираться вместе; собрания верующих в церкви необходимы. С точки зрения римского правительства христианская церковь была collegium (товарищество, общность, взаимопомощь, сотрудничество, корпорация, братство) или licitum или illicitum. Под последнего рода коллегиями (illicita) разумелись тайные скопища, преследующие противогосударственные цели.



Ночные богослужебные собрания христиан имели внешнее сходство с «ночными сборищами», «скопищами заговорщиков», против которых издавна вооружалось римское законодательство. Один из законов 12 таблиц «si quis in urbe coitus nocturnus agitaverit, capitale esto» на практике применялся к разным религиозным обществам (культ Бахуса в Риме). Тайные собрания шли вразрез с правовым воззрением римлян: Там, где собирается римский народ, должен присутствовать официальный представитель этого народа и председательствовать на этом собрании. Римское правительство неохотно давало разрешение на устройство каких-либо «дозволенных» корпораций, особенно во время цезарей (число дозволенных корпораций старались сократить). Даже в дозволенных корпорациях императоры старались регулировать каждую мелочь.

В недозволенных коллегиях (collegia illicita) римские юристы видели открытый бунт. Рим признавал только открытые коллегии, где присутствовал бы представитель римской власти, чего христианская церковь не могла позволить и тем самым делалась collegium illicitum.

Само существование церкви как собрания было поводом к преследованию со стороны Рима за участие в тайных сборищах.

Другое отношение Рима к погребальным коллегиям (взносы на погребение). Могила для римлян “locus religiosus” (внося тело умершего, говорят юристы, мы делаем это место священным и религиозным). Religio, religare - связывать. Религия означает нечто сдерживающее, как узда. «Religio est» - делать запрещено, «non est religio» - делать разрешается. Характер страха лежит в основе религии.



Приток иностранцев в Рим. Собрания иностранцев для чествования своих национальных богов послужили зерном, из которого развились религиозные коллегии (братства). Для учреждения нужно было заявить власти, что учреждается в честь такого-то бога, что имеются предстоятели ( ) и старейшины

С появлением этих коллегий преследования христиан по форме были все более ослабляемы. При Галлиэне пользовались полной безопасностью места, куда собирались для молитвенных собраний, и на христианские собрания смотрели как на . Представители власти не были обязаны допрашивать епископов и пресвитеров о религиозных убеждениях. Их дело было проследить правильно ли соблюдается форма собраний, а не входить в их содержание. Таким образом христианские собрания при этих условиях были уже терпимы и не имели характера collegia illicita.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Пожаловаться на материал