Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия парламента.






Главная задача парламента – принятие законов, конституций, поправок к ним, органических законов, ежегодных законов о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства.

В некоторых странах парламент избирает президента (Турция, Ливан, Израиль).

В странах социализма парламент – постоянно действующий между сессиями орган (Госсовет на Кубе, постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей).

В Германии, Японии парламент избирает премьер-министра. В некоторых странах он образует состав правительства (путем голосования по предлагаемой программе правительства, выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства), избирает верховный суд или его председателя, назначает генерального прокурора, генерального контролера и других высших должностных лиц.

Обычно полномочия по образованию высших органов и назначению должностных лиц разные палаты парламента осуществляют раздельно. В США, н-р, президент назначает министров, членов верховного суда с согласия верхней палаты – сената.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры и дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь ратифицировать в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны.

Парламент обладает и квазисудебными полномочиями. Он решает вопрос об импичменте (отставка от должности) президента, некоторых других должностных лиц (в США - федеральных судей), выносит решения о предании специальному суду министров и других высших должностных лиц (Франция, Польша).

Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран он имеет право принимать решения о государственных займах, о займах у иностранных государств и международных организаций, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого либо совокупности бюджетных (финансовых) законов о доходах и расходах государства (Япония)(схема 60).

Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Контроль парламента может иметь политический характер (выражение недоверия министру) и юридический характер (деятельность расследовательских комиссий).

Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти:

1. Вопросы правительству (в соответствии с регламентами раз в неделю установлен «час вопросов» правительству и министрам, иногда 40 минут (в палате лордов Великобритании – 20 мин.)).

2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Дебаты не преследуют вынесения решения с оценкой деятельности правительства.

3. Интерпелляция: по сравнению с вопросом интерпелляций существенно затруднена: необходимо значительное число подписей, жесткие сроки подачи, обсуждение на пленарном заседании, принятие соответствующего решения и т.д.

4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или резолюция порицания правительства (решается голосованием).

5. Доклады и отчеты правительства на пленарных заседаниях палат.

6. Парламентские слушания организуются какой-либо постоянной комиссией парламента, на них приглашаются представители исполнительной власти, общественные деятели, эксперты. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.

7. Парламентские расследования. В США в 1974г. они привели к отставке президента Никсона, в Италии и Японии – к отставке премьер-министров.

8. Импичмент или предъявление обвинения высшим должностным лицам.

9. Констроль за делегированным законодательством. Иногда акты, принятые органами исполнительной власти, подлежат утверждению парламентом в установленный срок, иначе они теряют силу. В Германии акты делегированного законотворчества представляются в соответствующую постоянную комиссию, а затем излагаются на пленарном заседании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.