Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы. Условия равновесия. Совершенная конкуренция и эффективность.






В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все факторы производства, а отрасль может менять число своих фирм. Фирма стремится расширить производство, снижая средние издержки.

В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются. При убывающей производительности они растут. Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек имеет значительный отрицательный наклон; если имеет место постоянная отдача от масштаба, то она горизонтальна; в случае отрицательного эффекта масштаба кривая устремляется вверх.

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы, то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными.

Однако в большинстве отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены. Бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благодаря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис.6.3) максимум прибыли достигается тогда, когда выполяется равенство:

MR = MC = P = AC.

Совершенная конкуренция и эффективность

Проведенный выше анализ показывает, что цена на продукцию, выпускаемую в условиях совершенной конкуренции, устанавливается в долговременном периоде на уровне минимума средних валовых издержек (min АТС), и положение равновесия отдельной фирмы в долгосрочном периоде изображено на рисунке.

В гл. «Издержки производства» показано, что график предельных издержек (МС) пересекает график АТС в точке минимума последнего. Таким образом, в точке А достигается равенство Р = MR = МС = min АТС.

Это условие равенства цены (Р), предельных издержек (МС) и минимального значения средних валовых издержек (min АТС) имеет большое социальное значение. Во-первых, выполняется критерий производственной эффективности. Этот критерий требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом, т. е. при использовании самой эффективной производственной технологии. Выполнение равенства Р = min АТС означает достижение производственной эффективности, поскольку вдетом случае производство осуществляется при наименьших из всех возможных затратах ресурсов на единицу продукции. Следовательно, фирма применяет наиболее эффективную технологию, предполагающую использование минимума ресурсов для обеспечения данного объема производства. Применить другую технологию фирмы не могут, так как она будет означать большие издержки на единицу продукции, а значит, и не сможет обеспечить возможности выживания на рынке. Во-вторых, выполняется критерий эффективности распределения ресурсов. Для достижения эффективности распределения ресурсов последние должны быть распределены между отраслями и фирмами так, чтобы создавались именно те товары, которые наиболее необходимы потребителям, т. е. обществу в целом. Функционируя в долгосрочном периоде в точке А, каждая фирма сталкивается с равенством P = МС. Данное тождество означает достижение обозначенного требования эффективности в сфере распределения ресурсов. Поясним. С точки зрения общества, цена продукта (Р) измеряет пользу или удовлетворение, которое оно получает от каждой дополнительной единицы данного товара. Предельные издержки на производство дополнительной единицы данного товара (МС) показывают потерю для общества других, альтернативных товаров, которые могли бы быть произведены из тех же ресурсов, что и данный продукт. То есть речь здесь идет об альтернативных или вмененных издержках. Если Р> МС, то общество оценивает дополнительные единицы данного блага более высоко, чем альтернативные продукты, производимые из тех же ресурсов. Следовательно, здесь имеет место недопроизводство данного товара и недораспределение экономических ресурсов. Если Р < МС, значит, ситуация обратная — альтернативные товары оцениваются обществом выше, чем дополнительные единицы данного продукта. Поэтому здесь имеет смысл говорить о недопроизводстве альтернативных благ, перепроизводстве данного блага и об избыточном распределении ресурсов в пользу данного продукта. Из сказанного ясно, что эффективное распределение ресурсов будет достигаться в том случае, когда P = МС. Кроме того, выполнение критерия эффективного распределения ресурсов означает отсутствие дефицита и избытков производимой продукции.

Итак, достижение ситуации экономической эффективности требует выполнения двух критериев — производственной эффективности и эффективности в сфере распределения экономических ресурсов. Именно в условиях совершенной конкуренции выполняются оба эти требования, что делает совершенную конкуренцию самым эффективным типом рынка. Ни в одной рыночной структуре в несовершенной конкуренции равновесие в долгосрочном периоде не будет характеризоваться перечисленными свойствами — минимальным уровнем издержек, эффективным распределением ресурсов, отсутствием на рынке дефицита или излишков продукции, отсутствием экономических прибылей и убытков.

 

27. Монополия и её виды. Особенности хозяйствования фирмы в условиях чистой монополии. Определение цены и объемов производства фирмой монополистами.

Монополия – наличие единственного продавца, положение в хозяйственном процессе, при котором отсутствует состязательность в конкуренции.

Идеальное положение в монополии – товар не имеет товаров-заменителей (субститутов). Наличие товаров-заменителей существует всегда, вопрос только в их эффективности.

Виды монополии:

Закрытая монополия (административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии, технологии, технологии организации и т.д.). Любая закрытая монополия когда-нибудь открывается. Вопрос закрытости – это вопрос стоимости товара заменителя.

Естественная монополия – ограничивается состязательностью и конкуренцией, рыночная структура, в которой средние издержки достигают минимума тогда, когда одна фирма обследует рынок целиком. Естественная монополия существует там, где в силу различных обстоятельств экономия от масштабов производства дает возможность одному предприятию производить товары и услуги с более минимальными средними издержками, чем при производстве несколькими фирмами, при условии, что нет близкого заменителя.(Ex. Метро)

Открытая монополия – монополия, когда фирма становится единственным поставщиком продукта, не имея при этом каких-либо специальных ограничений от конкуренции. Она может возникать из-за прорыва в создании нового продукта, либо существования бренда, авторитета.

Монополия, возникающая в результате ценовой дискриминации – установление различных цен на различные единицы одного и того же продукта. Условия появления: возможность разделения покупателя по группам и невозможность перепродажи товара => возникает возможность дифференциации цены.

Ресурсная монополия. Закрытая монополия, связанная с владением ограниченного ресурса. Ограничение, связанное с издержками.

• Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

• Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).

• Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

• Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

• Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель

• Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

• Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.

• Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует: отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара; контроль рыночной цены товара отдельной фирмой ограничен; отсутствует возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля); каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены товара.

2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцированный характер. Дифференцированные продукт - это неоднородный продукт, т.е. одинаковый по сути, но несколько отличающийся по внешнему виду (цвету, форме), по консистенции, качеству и т.д. В условиях дифференциации практически невозможно найти две фирмы, производящие совершенно одинаковые экономические блага (товары или услуги).

3. Существование неценовой конкуренции. Фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, не имеют возможности привлекать потребителей динамикой цен (мешает обилие фирм и отсутствие должной информации у покупателей). Это побуждает использовать следующие методы: реальное изменение качественных характеристик товара. Их различие по назначению, материалам, качеству работы. сохранение традиционного содержания товара, но придание ему новых, привлекательных внешних форм (или методов его упаковки). • предоставление разнообразных торговых услуг. размещение и доступность мест продажи продукции для покупателей. активное использование рекламы с целью убедить потребителя в новых (а часто и «уникальных») свойствах предлагаемого товара.

4. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из неё. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размерам, то чаще всего нет проблем вступления на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар, что может стать препятствием для входа новых фирм. Так, например, для получения разрешения продавать на рынке, фирме необходимо патентовать свою продукцию, получить лицензии, иметь на реализуемых товарах фабричные клейма, торговые марки или знаки качества.

5. Возможность фирм в условиях монополистической конкуренции получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде.

Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

Рисунок 1

Цена и объем производства фирмы в условиях монополистический конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):

D - спрос; MR- предельный доход; МС - предельные издержки: AVC - средние переменные издержки; АТС - средние валовые издержки.

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1.

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 2.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.