Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1: Введение в курс

Добро пожаловать всем!

Преподаватель и автор курса: Барт Коллинз из Brian Lamb School of Communication, университет Purdue.

Одной из целей этого вводного занятия, если позволите, является предоставление Вам нескольких ключевых идей, которые, я думаю, описывают основу любой попытки передачи значимой информации в структурированном виде. Зачастую, для того, чтобы проводить презентации или выступления, когда другие люди слушают, пытаются научиться у Вас чему-либо или понять, что же Вы стараетесь предложить для использования в Вашей организации, а также для использования в любой другой схожей ситуации.

Если у Вас есть пара-другая хороших идей, которые можно было бы где-либо применить, Вы сможете положиться на те ключевые аспекты, представленные в курсе, чтобы пошагово исправить разработку и стратегию презентации этих идей другим. И самое первое замечание, которое я бы хотел сделать об этом курсе, состоит в том, что он одновременно и направлен на достижение конкретной цели, и является индивидуально-специализированным (в англ. варианте используется термин «tailored», что, в буквальном смысле, означает «сшитый на заказ»).

И мы проведем довольно много времени, разбираясь, что я имею в виду под этими понятиями, как элементами презентации. В будущих лекциях мы действительно будем значительно глубже анализировать нюансы и особенности конкретных тактических последствий общения, которые связаны с вышеуказанными понятиями.

 

 

Когда Вы думаете о том, что это значит – иметь стратегию, первое, что приходит на ум, это концепция целенаправленности, то есть Вы имеете четко поставленную перед собой цель. Действительно, довольно тяжело отделить понятие «стратегия» от понятия «цель». Поэтому можно полагать, что стратегией является простой план реализации какой-либо цели.

Общей идеей стратегического подхода к общению и изложению материала, когда подразумевается некое растянутое во времени действо, является некий план, имеющий к онец в обозримом будущем, а также доступный для понимания с различных точек зрения.

Эффективные докладчики, вне зависимости от сферы деятельности, вне зависимости от того, чего они желают достичь, преуспевают в управлении, совмещении, а также усложнении различных целей одновременно в пределах того или иного вида связи: простого общения, либо презентации. Наверное, это самая важная мысль, которая делает «цель» неотъемлемым элементом стратегического общения.

Обычно цель бывает не одна. Есть доминирующая цель, и ряд других, которых может быть довольно много, и при этом их следует учитывать, а также правильно вписывать в контекст Вашей речи или презентации. Как бы приземленно это ни звучало, Вы и сами знаете, что на самом деле всегда необходимо рассматривать и сопоставлять множество целей одновременно.

Поэтому я хочу разделить их на 2 основных категории. Первая – это основная цель. И это своего рода главное задание, которое необходимо выполнить, по которому Вы будете отчитываться в процессе выполнения, и статус которого Вы будете обновлять. Параллельно, есть множество второстепенных целей, которые идут рядом с основной и выполняются «по ходу». Причем они иногда могут быть не менее интересны для анализа, чем основная.

Основная цель, обычно, широкая и очевидная. Ей может стать, в различных случаях, элемент Вашей работы, который будет понятен слушателям. Для Вас это задача, которую Вам необходимо решить: к примеру, обучить кого-либо, либо продемонстрировать новый подход/технику для Ваших слушателей, которая важна для их работы.

Наиболее частая классификация основных целей следующая:

· Обучение

· Развитие навыков

· Изменение чужого мнения

· Изменение чужого поведения

Важный момент – именно с основной целью Вашей презентации слушатели должны быть согласны. Для примера: все согласятся на некоторую оптимизацию их рабочего процесса, но не все увидят в Вашей методике именно упрощение, поэтому основной целью будет именно оптимизация, а уже затем средством и одной из последующих целей будет использование именно Вашего методики.

Или может быть какая-то иная цель. Например, цель (Вы нарочито делаете ее максимально явной в своем докладе) – изменить чье-то мнение относительно чего-либо. Что-то делалось неправильно, либо неправильно трактовались какие-то вещи, и надо пересмотреть отношение и мнение относительно них. Либо более значительный и сложный вариант – изменить чье-то поведение.

Вы, наверное, уже поняли, что такие цели довольно труднодостижимы, и тем не менее - от этих целей нельзя отходить в своей презентации, поскольку добиться успеха все-таки можно.

Дело в том, что сама презентация, сама Ваша речь – это вовсе не изолированное событие. Нужно понимать, что, если, к примеру, я хочу изменить Ваше поведение, то я вряд ли сумею сделать это в рамках одной лекции, а возможно и курса лекций – меня может вообще не быть рядом, когда Вы изменитесь. Поэтому стоит рассматривать любое Ваше выступление, как часть пути, который необходимо пройти не только Вам, но и слушателям.

Второстепенные/вторичные/побочные цели зачастую скрыты. Как я уже отмечал ранее – их может быть много, и они не могут быть взаимоисключающими для любого рода презентации.

Согласитесь, когда я провожу какое-либо обучение, и оно провоцирует у людей беспокойство, это может отчетливо сказать многое о моей собственной личности, правильно?

Естественно я хочу быть воспринятым как хороший, компетентный, заслуживающий доверия специалист. Поэтому, когда я говорю, рассказываю, либо представляю что-либо – я стараюсь максимизировать и выделить именно эти свои качества. Не для того, чтобы удовлетворить собственное эго, а потому, что слушатели воспринимают материал именно так, как его хотят подать.

 

Именно поэтому, если моей второстепенной целью не будет являться демонстрация себя, как достоверного источника информации, то совершенно неважно, каким образом я буду жестикулировать, неважно насколько точные данные буду предоставлять, я все равно буду подрывать собственную способность эффективно донести свою основную цель до других.

Таким образом, одной из вещей, над которыми следует задуматься – это каким образом достичь главной цели выступления, используя второстепенные. Из этого логичным образом проистекает потребность правильно поддерживать межличностные отношения.

Когда Вас просят или дают возможность использовать время определенной группы людей, будь то 25 или 500 человек, Вы, своего рода, заключаете с ними контракт на поднятие их уровня. Если Вы хотите достичь своей цели без общения с остальными, это просто означает, что Вы них не нуждаетесь.

Но сама по себе коммуникация явно указывает на то, что Вам необходимо, чтобы слушатели помогли Вам обеспечить выполнение главной цели презентации. Важно знать, что это касается не только Вас, или не только группы слушателей – успешное достижение цели обеспечивают Ваши совместные усилия, поэтому так важно, чтобы люди понимали, что Вы хотите сказать, были согласны с Вашими намерениями и главной целью повествования.

Второстепенные цели в большинстве своем, если не все, вращаются вокруг весьма конкретных вещей. Демонстрация самого себя как эксперта, достоверного источника информации, умение донести до группы что то, что Вы делаете – выгодно и полезно для всех. Это должно только способствовать становлению нормальной коммуникации.

Это и многое другое будет рассмотрено в дальнейших лекциях, а именно конкретные техники для использования. Еще один аспект, который был рассмотрен в самом начале – это концепция индивидуальной специализации.

Суть заключается в том, что опытный выступающий адаптирует представляемую информацию под конкретные уникальные характеристики аудитории. Кому то это может показаться очевидным, но на практике это серьезно поставит в ступор многих.

 

 

В каждом выступлении слушатели играют значительную роль. И нельзя ожидать, что Вы будете эффективным, если не будете анализировать аудиторию, что они смогут или не смогут понять, поверят ли Вам или нет. Более того, эти вещи зачастую придется анализировать «на лету» и реагировать в зависимости от ситуации.

И необходимо не только адаптировать саму информацию к отдельным группам людей, но и подстраивать (не изменять, а именно подстраивать) основные и второстепенные цели, чтобы достичь определенного результата.

Смогу ли я достигнуть поставленной цели с этой группой сегодня? Или для этого потребуется больше времени? Или необходимо изменить подход/структуру выступления? Именно на эти вопросы Вы должны отвечать самому себе, чтобы понять, каким образом Вам действовать.

Поэтому, в течение этого занятия, я бы хотел осветить 3 основных характеристики аудитории, на которые Вы должны реагировать и благодаря которым Вам будет легче решить, сможете ли Вы осуществить хотя бы часть поставленных целей, касающихся конкретно слушателей.

Примечание: здесь я позволил себе изменить порядок повествования, поскольку в оригинале автор постоянно «перепрыгивает» с одной темы на другую, что в виде самой лекции воспринимается легко, но в виде печатного материала намного лучше будет сгруппировать высказанные идеи.

Первая характеристика – это мотивация.

Чаще всего мы все-таки знаем о том, насколько мотивирована аудитория, от этого зависит, будут ли они уделять достаточно внимания информации или нет, постараются ли услышать то, что Вы хотите сказать, либо просто будут слушать, уделяя большую часть внимания не самой информации, а выступающему.

Люди сильно разнятся в том, насколько они заинтересованы в том, что Вы хотите сказать. Скажите честно, много раз Вы были на презентации или обучении, на котором присутствовать совсем не хотели? Возможно, Вас заставили, или приказал Ваш руководитель, но интереса к предмету у Вас не было. Теперь скажите – каким образом это повлияло на Вашу способность понять и проанализировать весь тот контент, который был Вам представлен?

И для выступающего это очень важная задача, поскольку обычно в аудитории уровень мотивации сильно разнится. Но если люди слабо заинтересованы в том, что Вы хотите им сказать, то это автоматически добавляет второстепенную цель Вашего выступления – убедить слушателей в важности рассматриваемого вопроса, и делать это необходимо с самого начала, чтобы добиться хотя бы какого-то прогресса в процессе выступления.

Способов замотивировать аудиторию существует великое множество, но на более подробной классификации и конкретных примерах взаимодействия мы остановимся в следующих материалах.

Вторя характеристика – это способность к пониманию.

Вам, как эксперту, не нужно ожидать того же уровня понимания и профессионализма от слушателей. По большей части, уровень аудитории в поставленном вопросе намного ниже, иначе Вы бы не находились там, где находитесь, верно? Поэтому и нужно подумать о том, каким образом подавать информацию, учитывая способность группы понять и усвоить этот материал.

Разумеется, способность различных людей к восприятию материала той или иной направленности различная в силу специализации. Допустим, Вы ученый, работающий в высокотехнологичной области, и если Вам необходимо убедить руководство в том, что Ваш подход является свежим взглядом, который просто необходим для рассмотрения – Вам все-таки придется общаться таким образом, чтобы Вас сумели понять.

Совсем другая ситуация, если Вы выступаете перед аудиторией, которая обладает тем же уровнем знаний и тем же, к примеру, техническим или научным прошлым. Здесь Вы можете не трудиться над тем, чтобы адаптировать Вашу идею под аудиторию, поскольку иначе слушатели обязательно заскучают, или, в худшем случае, посчитают, что их оценили слишком низко.

Конкретный вывод здесь – уровень сложности раскрытия материала всегда должен соответствовать уровню большинства слушателей, иначе это может повлиять на обе других характеристики.

 

Третья характеристика – это отношение к рассматриваемому вопросу.

Этот параметр очень важен, в особенности тогда, когда выступление носит воодушевляющий или вдохновляющий характер. Люди, что пришли к Вам, имеют не только определенный уровень интереса к тому, что Вы собираетесь сказать, не только возможность проанализировать полученное, но и определенный багаж – уже существующее мнение или предубеждение по данному вопросу.

Согласитесь, часто случается, что люди крайне трудно поддаются к изменению сложившегося мнения, относительно темы, которую Вы захотите затронуть. Правда в том, что мы по натуре сопротивляемся изменениям, по крайней мере большинство из нас. Даже если самому человеку по жизни нравится испытывать что-либо новое, он тоже будет сопротивляться изменению его мнения относительно новых ощущений.

Я знаю много умных, образованных людей, которые имеют строгие мнения относительно ряда вещей, даже тех, о которых они не имеют ни малейшего представления.

Но здесь для Вас кроется и интересная взаимосвязь – чем более поляризована Ваша аудитория, чем более явно и рьяно выражаются мнение относительно поставленного Вами вопроса, тем более мотивирована эта группа слушателей. Это не означает, что Вы легко докажете свою точку зрения, сдвинуть людей со своей позиции не так то легко, но именно в части мотивации и вовлеченности в процесс Вам беспокоиться не нужно, поэтому это позволяет сконцентрироваться на вполне конкретных целях.

Бывает и так, что группа разделяется на два лагеря мнений, где уже трудно понять, на ком необходимо сконцентрироваться – в этих случаях ситуация довольно сложна и нужно очень тщательно продумывать сценарий своего поведения.

Да, это довольно трудно, и основную трудность представляет как раз внутреннее сопротивление людей к изменениям. Очень маловероятно, что Вам удастся сказать что-то одно и разом перевернуть сознание слушателей. Но вдумайтесь, эта задача для Вас – испытание, которое видоизменяет поставленные Вами цели перед самим собой.

В составе Вашей аудитории вполне могут оказаться те люди, которые имеют непосредственное отношение к тому процессу, о котором Вы говорите. И им действительно придется в своем сознании пройти долгий путь от того места, где они находятся к тому, где Вы хотите их видеть. Этот багаж из сформированных мнений и устоявшихся шаблонов для Вас, как для инициатора изменений – серьезный барьер в коммуникации. И для того, чтобы его преодолеть, нужно тщательно прислушиваться к обратной связи в группе и реагировать на это.

Поэтому, если мы рассматриваем ситуацию в динамике, если мы действительно хотим действовать как специалисты, продвигающие в аудиторию свои идеи, разворачивая для этого целую стратегию подачи материала – нужно помнить об этих трех основных параметрах группы слушателей. Умение обращаться с этим знанием немало для Вас окупится.

Итак, выстраивая систему – Вам необходимо понять, где же находится Ваша аудитория. Это серьезно преобразует не только подачу материала, но и перечень необходимой информации, которую Вы хотите рассказать. Разумеется, Вам может попросту «повезти», но Вы же не хотите доверять слепой удаче?

Высоко ли мотивирована группа? Поддерживают ли они подобные идеи? Способны ли они понять материал в полной мере? И прочие подобные вопросы следует задавать самому себе, чтобы понять, с какой скоростью продвигаться, нужно ли дополнительно заниматься с воодушевлением людей или необходимо просто «разжевать» материал.

В любом случае Вам необходимо продвигаться постепенно, аккуратно «прощупывая» реакцию слушателей и активно реагировать на это.

В первую очередь, если люди заскучали – стоит ли и сколько нужно уделить внимания их мотивации? Рассудим логично, «для галочки», можно и просто высказать необходимую информацию и все – эффекта не будет. С другой стороны Вы можете потратить 90% времени на мотивацию группы и толком не успеть за один раз передать основной материал. В этом случае эффект будет несравнимо больше, поскольку либо у Вас будет следующая презентация, на которой заниматься мотивацией с этой группой или собеседником, либо, если Вы действительно хорошо «зарядили», то человеку будет достаточно небольшой доли информации, которую Вы успели рассказать, чтобы у него появилось дополнительное желание «раскрутить» этот материал для себя позже.

Что касается устоявшихся мнений и шаблонов – задайте себе вопрос, возможно, Вам и не стоит напирать на изменение мнения? Может быть лучше будет сделать шаг назад, спокойно донести основной блок информации, после чего группа сможет взглянуть на проблему с Вашей точки зрения, и уже на этой основе начать попытки смены отношения группы к делу.

Поэтому самым главным упражнением, которое возможно здесь придумать – учитесь различать состояние аудитории, исходя из этого Вы сможете научиться получать обратную связь от нее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Накопичені дані від ВЕУ 08 Додаток 2 | Еще одной важной категорией статистики является статистическая закономерность.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.