Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображение






 

ПЛАН

1. Понятие о воображении как высшем психическом познавательном процессе.

2. Процессы, основные приемы создания образов воображения (акцентирование, гиперболизация, агглютинация, типизация, схематизация, аналогия).

3. Классификация и виды воображения: в связи с использованием воли (активное – произвольное; пассивное – непроизвольное); в зависимости от характера деятельности человека (продуктивное – творческое; репродуктивное – воссоздающее); по содержанию (художественное, техническое, научное).

4. Мечта, фантазия, сновидения, галлюцинации.

5. Функции и индивидуальные особенности воображения.

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

 

1. Приемы агглютинации и аналогии в современной технической мысли.

2. Воображение и средства психотерапевтического влияния.

3. Воображение и индивидуальное творчество.

4. Воображение и проективные личностные тесты.

5. Психобиологические ритмы. Сон и сновидения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская.– М., 2002.

2. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Загальна психологія: підручник / О. В. Скрипченко, Л. В. Долинська, З. В. Огороднійчук та ін.– К., 2005.

4. Немов Р. С. Психология. В 3 кн / Р.С. Немов.– Кн. 1. – М., 1994.

5. Столяренко Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко.– СПб, 2006.

6. Трофимов Ю.Л. Техническое творчество в САПР (психологические аспекты) / Ю. Л. Трофимов.– К, 1989.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

Антиципация – способность личности в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий.

Воображение – психический познавательный процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем установления новых связей между известными образами и знаниями.

Воображение активное – воображение, при котором образы создаются при участии воли. При этом созданные образы подталкивают человека к деятельности.

Воображение пассивное – воображение, в процессе которого создаются образы, не воплощаемые в жизнь, определяются нереализуемые программы поведения.

Воображение репродуктивное – воображение, в процессе которого создаются образы по словесному описанию.

Воображение творческое – воображение, в процессе которого происходит самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Гиперболизация – прием создания образов воображения, для которого характерны увеличение предмета или его частей.

Заострение – прием воображения, для которого характерно акцентирование какой-либо части образа или определенного его качества.

Креативность – способность к преобразовывающей деятельности, творчеству, к проектированию новых оригинальных образов, идей, решений.

Мечта – особая форма творческого воображения, с помощью. которого человек создает образы желаемого будущего.

Схематизация – прием сглаживания различий предметов и выявление черт сходства между ними.

Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Типизация – прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Какую роль играет воображение в жизни и профессиональной деятельности человека?

2. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами. Можно ли говорить о наличии воображения у животных?

3. Чем воображение отличается от образного мышления?

4. Какие виды воображения выделяются в творчестве? Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя?

5. Охарактеризуйте методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения.

6. Чем воображение отличается от фантазии?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Какие из перечисленных психологических явлений можно отнести к продуктам пассивного, а какие – к продуктам активного воображения?

Мечта; образы сновидений; образы, направленные на тот или иной способ разрешения ситуации; образы, исходящие от самого субъекта как участника разворачивающихся событий; образы, направленные на решение творческой задачи; образы, не связанные с волей.

Задание 2. Вставьте соответствующий вид воображения в следующие определения:

· воображение, которое имеет место на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака, является... воображением;

· воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, называют... воображением;

· воображение, предполагающее самостоятельное создание образа, вещи, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, называют... воображением.

 

Задание 3. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:

1) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.

2) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.

3) Мальчик мечтает стать известным политиком.

4) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машина в реальности.

5) Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера.

6) Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья.

7) Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент.

8) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.

9) Учитель географии дает задание ученикам: по какой-либо точке, показанной на карте, описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.

 

Задание 4. Вставьте вместо многоточий название приема воображения в следующие определения:

· прием воображения, состоящий в «склеивании» различных несоединимых качеств в повседневной жизни, называется...;

· прием воображения, состоящий в выделении существенного, повторяющегося в однородных образах, называется...;

· прием воображения, состоящий в увеличении или уменьшении предмета, изменении качества его частей, называется...;

· прием воображения, состоящий в подчеркивании каких-либо признаков, называется...;

· прием воображения, состоящий в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними называется....

 

Задание 5. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

1. Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, называется:

а) грезами;

б) фантазией;

в) мечтой;

г) сновидением.

2. Образы минотавра, пегаса созданы на основе:

а) типизации;

б) гиперболизации;

в) схематизации;

г) агглютинации.

3) Технические изобретения: троллейбус, аэросани, самолет-амфибия созданы при помощи такой формы воображения, как:

а) агглютинация;

б) типизация;

в) гиперболизация;

г) схематизация.

 

Задание 6. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

А) в мифах и легендах описываются различные фантастические существа: кентавры (с головой человека и телом коня), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.;

Б) рассматривая вопрос о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они создаются, конечно, не портретно, не берут определенного какого-то человека, а берут тридцать-пятьдесят одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и др.» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, то надо делать так, чтобы в одном лавочнике было описано 30 лавочников, а в одном попе – 30 попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе – арзамасского попа…»;

В) конструирование аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов.

Задание 7. Оцените свое творческое воображение с помощью следующих методик.

А) Изучение вербальных компонентов творческого мышления

Для оценки творческого воображения можно использовать следующую методику. За 5 минут нужно составить как можно больше осмысленных фраз, в каждую из которых должны входить три слова: свет, воздух, земля.

Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная, оригинальная комбинация; 4 – правильное, логичное сочетание слов; 3 – пожалуй, и так можно; 2 – два слова связаны верно, а третье нелогично; 1 – бессмысленное сочетание слов. После подсчета суммы баллов по всем фразам рассчитывается коэффициент творческого воображения, который равен сумме баллов, деленных на число фраз, написанных за 5 минут.

Б) Изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения (Тест «Круги»)

Нарисуйте 20 кругов (диаметр каждого – 3 см). Затем нарисуйте как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите, что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 мин. Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков.

Обработка результатов.

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека (" Природа");

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, то есть предметы быта, домоводства (" Быт");

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности (" Наука и техника");

г) предметы, используемые в спортивных занятиях (" Спорт");

д) предметы, не имеющие практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 – 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

1) по степени самостоятельности:

· репродуктивные, передающие существующие, известные образы;

· конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы.

2) по степени обобщенности:

· конкретные рисунки, изображающие предметы;

· обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль).

3) по степени эмоциональности:

· нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);

· эмоционально окрашенные, юмористические (" Я дарю вам солнце", " Автобус в час " пик").

Интерпретация результатов.

Конкретные рисунки говорят в основном о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.

На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.

Задание 8. Проанализируйте влияние рекламы на познавательные психические процессы потребителя. Ориентируйтесь на такую схему анализа:

А) Выберите какую-нибудь телевизионную или печатную рекламу, опишите ее.

Б) Дайте ответ на следующие вопросы:

1. Какие способы привлечения внимания используются в рекламе?

2. Какие виды ощущений задействованы в восприятии этой рекламы, что является фигурой, а что – фоном?

3. Какие тезисы, аргументы, умозаключения приводятся в рекламе и какие мыслительные операции в сознании потребителя она вызывает?

4. Запоминается ли реклама, благодаря каким приемам?

5. Какие воображения образы есть в рекламе и какие ассоциации, представления, образы возникают в сознании потребителя?

6. Какие эмоции отражены в этой рекламе, какие эмоции она вызывает у потребителя?

7. На какие возможные мотивы использования рекламируемого товара обращают внимание потребителя?

8. Какие способы психологического влияния были использованы (убеждение, заражение, наследование, манипуляция)?

9. На какую группу потребителей рассчитана эта реклама?

РЕЧЬ

 

ПЛАН

1. Понятие о языке и речи. Язык как социально-историческое явление.

2. Взаимосвязь мышления и речи.

3. Виды речи: монологическая и диалогическая; устная, письменная; внешняя и внутренняя.

4. Функции речи: экспрессивная и содержательная.

5. Восприятие речи.

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

 

1. Специфика гносеологического, семантического, лингвистического и психологического аспектов, проблемы языка и речи.

2. Отличие речи человека как средства общения от сигналов животных.

3. Феномен эгоцентрической речи.

4. Развитие и взаимосвязь речи и мышления.

5. Теории усвоения языка и развития речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М, 1990.

2. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский. – М: ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия.– М, 1979.

4. Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко.– М, 1999.

5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. / Р. С. Немов. – Кн. 1. – М, 1994.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

 

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.

Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.

Диалогическая речь – вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Знаковая система – набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.

Монологическая речь – высказывание одного человека, объединенное одной сложной мыслью.

Семантика – значение единиц языка (слова, предложения, текста).

Речь – процесс использования человеком языка с целью общения.

Эгоцентрическая речь – речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Назовите отличия между языком и речью.

2. В чем конкретное различие речи человека и звуковой сигнализации животных?

3. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление?

4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.

5. Какая разница между языком, «литературным языком», диалектом и жаргоном?

6. Почему невозможно существование «безмолвного» человека?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Задание 1. Какие из приведенных высказываний характеризуют речь, а какие – язык? Ответ аргументируйте.

1. Средство сохранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений.

2. Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.

3. Коммуникативная деятельность людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли.

4. Психологическая деятельность, проявляющаяся в виде процесса общения.

 

Задание 2. Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, письменной и внутренней.

1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства (жесты, мимика, пантомимика и т. п.).

2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3. Речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно.

4. В значительной степени непроизвольная речь.

5. Заранее планируемая речь.

6. Грамматически бессвязная форма речи.

7. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.

8. Речь, при которой возникает необходимость выразить одну и ту же мысль в различных последовательных высказываниях.

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИОВАНИЕ ЗНАНИЙ

1. Реминисценция – это:

а) отсроченное воспроизведение;

б) обратная форма забывания;

в) условие продуктивного запоминания;

г) временная причина трудностей воспроизведения.

2. Мнемоника – это:

а) группировка материала;

б) фиксация отражения действительности на уровне рецепторов;

в) текущая работа с образами;

г) приемы управления памятью.

3. Один из видов памяти, одномоментное установление устойчивой, специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды – это:

а) инсайт;

б) импринтинг;

в) эмпатия;

г) рефлексия.

4. Трехлетний мальчик составил кубики разного цвета в ряд и двигает «поезд» по комнате, сопровождая свои действия звуками «ду-ду». Какие виды мышления проявляются в этой игре малыша:

а) наглядно-образное и словесно-логическое;

б) наглядно-действенное и словесно-логическое;

в) наглядно-действенное и наглядно-образное.

5. По форме различают следующие виды мышления:

а) предметно-действенное;

б) теоретическое;

в) интуитивное;

г) дискурсивное;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

6. Наглядно-образное мышление связано со следующими проявлениями:

а) оперированием понятиями;

б) рефлексией;

в) оперированием суждениями;

г) оперированием представлениями;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7. К какому виду памяти относится вопрос: «Какие были последние слова предыдущего предложения?»:

а) мгновенная;

б) кратковременная;

в) оперативная;

г) долговременная.

8. Механическая память – это:

а) недолговременное сохранение материала после его восприятия;

б) повторение без установления ассоциативных и смысловых связей;

в) запоминание и отражение оперативной информации;

г) бессознательная память.

9. К какому виду памяти относится вопрос: «Что вы ели на обед в минувшее воскресенье?»:

а) мгновенная;

б) кратковременная;

в) оперативная;

г) долговременная.

10. Сенсорная память – подсистема памяти, обеспечивающая:

а) действие на уровне рецепторов;

б) сохранение информации в интервале меньше одной секунды;

в) возникновение зрительных образов;

г) регуляцию деятельности;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

11. Эффект Зейгарник – явление, характеризующее влияние на процессы памяти:

а) нахождения элементов заучиваемого материала в начале и конце ряда;

б) перерывов в деятельности;

в) незавершенности деятельности;

г) припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

12. В понимании интеллекта современной наукой основной упор делается на том, что он:

а) наследуется;

б) представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде;

в) в основном приобретается;

г) неравномерно распределен у представителей разных рас.

13. Воображение – это форма психического отражения:

а) устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами;

б) предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств;

в) отдельных свойств предметов и явлений;

г) состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

14. Какой прием воображения использован для создания образов русалки, сфинкса, кентавра:

а) агглютинация;

б) гиперболизация;

в) конкретизация;

г) заострение;

д) типизация.

15. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления, называется:

а) монологической речью;

б) письменной речью;

в) эгоцентрической речью;

г) все ответы неверны.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.