Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание






 

ПЛАН

1. Внимание, его природа и роль в учебной и трудовой деятельности.

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания, их развитие.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Психологические теории внимания.

2. Внимание и установка (концепция Д. Н. Узнадзе).

3. Эмоционально-моторная теория внимания Т. Рибо.

4. Возрастные и индивидуальные особенности внимания.

5. Изучение внимания с профессиональной целью.

6. Методики изучения и приемы развития внимания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов – М., 1990.

2. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая – М., 1994.

3. Дормашев Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов – М., 2002.

4. Загальна психологія: підручник / О. В. Скрипченко, Л. В. Долинська, З. В. Огороднійчук та ін. – К., 2005.

5. Лурия А.Р. Внимание и пам'ять / А.Р. Лурия – М., 1975.

64. Немов Р. С. Психология: в 3 кн.– Кн. 1 / Р.С. Немов – М., 1994.

7. Рогов Е. И. Общая психология / Е.И. Рогов – М., 1998.

8. Столяренко Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко – СПб., 2006.

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

 

Внимание – психическое явление, выражающееся в сосредоточенности сознания субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, событии, способе, мысли и т.д.).

Внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) обращено на объекты внешнего мира; необходимое условие познания и преобразования окружающего мира.

Внимание внутреннее (интеллектуальное) обращено на объекты субъективного мира человека; необходимое условие самопознания и самовоспитания.

Внимание непроизвольное – внимание, возникающее независимо от намерений и цели человека, в силу особенностей объекта, новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр.

Внимание послепроизвольное внимание, возникающее на основе познавательного интереса; заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.

Внимание произвольное направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий.

Концентрация внимания – качество внимания, характеризующее степень сосредоточенности внимания на объекте.

Объем внимания – качество внимания, характеризующее количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Переключение внимания – качество внимания, характеризующее намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Распределение внимания – качество внимания, характеризующее возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Устойчивость внимания – качество внимания, характеризующее длительность сосредоточения внимания на объекте.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чем заключается сущность внимания?

2. Какую роль играет внимание в поведении и деятельности человека? Возможна ли разумная деятельность без внимания?

3. Охарактеризуйте физиологические механизмы внимания.

4. Какие основные свойства присущи вниманию?

5. Какие вы знаете факторы, привлекающие непроизвольное внимание?

6. Что вы можете рассказать о произвольном и послепроизвольном внимании?

7. Чем может быть обусловлена невнимательность учащихся на занятиях?

8. Раскройте содержание каждого качества внимания, его роль в жизни и деятельности человека, назовите факторы, влияющие на проявление и развитие этих качеств.

9. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

10. Охарактеризуйте пути, приемы и способы совершенствования внимания человека.

11. Тождественны ли понятия «рассеянность» и «невнимательность»? Является ли рассеянность ученого нарушением внимания?

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Задание 1. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

 

Задание 2. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени сложности:

а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.

б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.

в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.

ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

Задание 3. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

· Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

· Читая параграф учебника, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

· Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

· Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации машины, припаркованной во дворе школы.

· Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на то, что говорил учитель.

· Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

· Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

· Примерно 65 − 70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

· Ночью перед экзаменом студент сидит над скучным учебником.

· Большинство студентов оглядываются, когда на лекции с шумом открывается дверь.

 

Задание 4. Синоптики, передавая по рации сообщения о погоде, иногда включают в ряд знаков и цифр фразы, которые не касаются предмета сообщения, например, такую фразу: «Хитрая лисица перепрыгнула через ленивую собаку». Это – не шифр. Назначение этой смешной фразы − взбодрить радиста, который длительное время находится на вахте, вызвать у него улыбку. Объясните с точки зрения психологии необходимость применения такого способа и эффект, который он вызывает.

 

Задание 5. Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении.

Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.

 

Задание 6. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

· Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.

· Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».

· У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.

· Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

· Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.

· Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.

 

Задание 7. Прочитайте примеры и объясните, почему:

· световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет;

· летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы;

· находясь в гостях и будучи полностью поглощенным разговором с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»);

· живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания;

· во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда;

Задание 8. Прокомментируйте приведенные ниже ситуации. В чем причины рассеянности?

1. Однажды И. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.

2. Известный композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин как-то принимал в своем доме гостей. Утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в прихожую. В другой раз А. П. Бородин отправился с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. А. П. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время подошла его жена, Екатерина Сергеевна, и А. П. Бородин бросился к ней: «Катя! Ради Бога, как тебя зовут?».

3. О выдающемся философе и математике Лейбнице рассказывают анекдотическую историю. Как-то по дороге домой ученого осенила мысль о решении задачи, над которой он долгое время работал. Необходимо было сразу же записать эту мысль и использовать ее в расчетах. Бумаги у Лейбница не было, но нашелся кусочек мела. Ученый подошел к фаэтону, стоявшему на улице, и на его задней стенке начал делать расчеты. Прошло некоторое время. Расчеты были закончены, и Лейбниц с удовольствием подумал, что сейчас он поест и отдохнет. Но, оглядевшись, он увидел себя далеко за городом, посреди поля. Оказалось, что, увлекшись решением задачи, Лейбниц не заметил, как фаэтон медленно двигался, а он шел за ним, занимаясь своими расчетами.

Задание 9. Пройдите тест «Интеллектуальная лабильность», целью которого являетсяисследование лабильности, т.е. способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Инструкция: «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами (число указано в скобках). Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

 

Тестовый материал

1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 с.).

2. (Квадрат 4). Напишите слово «ПАР» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 с.).

3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 с.).

4. (Квадрат 8). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом №2 и над кругом №3 (3 с.).

5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 с.).

6. (Квадрат 8). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 с.).

7. (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 с.).

8. (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 с.).

9. (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 с.).

10. (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 с.).

11. (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 с.).

12. (Квадрат 18). Если в слове «СИНОНИМ» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1. (3 с.).

13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 с.).

14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3. (3 с.).

15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними. (2 с.).

16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую – на две, а оба конца третьей соедините с точкой А. (4 с.).

17. (Квадрат 23). Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой. (3 с.).

18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные. (5 с.).

19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией. (4 с.).

20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В – стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку (3 с.).

21. (Квадрат 27) Если слова «ДОМ», и «ДУБ» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус. (3 с.).

22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке «0», в крайней справа «+», в середине проведите диагональ.(3 с.).

23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А. (3 с.)

24. (Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 с.).

25. (Квадрат 31) В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4с.)

26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника. (3 с.).

27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 с.).

28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 с.).

29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево. (5 с.).

30. (Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая – в прямоугольнике (3 с.).

31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направление горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх. (5 с.).

32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй. (3 с.).

33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных. (5 с.)

34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией – стрелку, направленную влево. (2 с.)

35. (Квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник. (4 с.).

36. (Квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе. (3 с.)

37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные. (5 с.)

38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 –только в прямоугольник. (3 с.).

39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры. (5 с.).

40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые. (5 с.)

 

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения:

0 − 5 ошибок – высокая лабильность, высокая способность к обучению;

5 − 9 ошибок – средняя лабильность;

10 − 14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;

15 и более ошибок – мало успешен в любой деятельности.

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

 

1. Познавательный психический процесс непосредственного отражения в мозге человека отдельных качеств предметов реального мира, которые влияют на органы чувств, называется:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) внимание;

г) мышление.

2. Механизм комплексной условно-рефлекторной деятельности системы анализаторов – это физиологический процесс

а) ощущение;

б) восприятие;

в) внимание;

г) мышление.

3. Рецепторы анализаторов, вынесенные на поверхность тела, называются:

а) проприорецепторы; б) интерорецепторы; в) экстерорецепторы.

4. Адаптация – это:

а) повышенная чувствительность анализаторов;

б) пониженная чувствительность анализаторов;

в) приспособление анализаторов к действию раздражителя;

г) потеря способности ощущать.

5. «Бархатный голос», «сладкие звуки», «холодный цвет» – эти выражения иллюстрируют явление

а) адаптации;

б) синестезии;

в) компенсации;

г) сенсибилизации.

6. Какая закономерность восприятия проявляется в таких фактах: тарелку, стоящую на столе, мы воспринимаем как круглую, под каким бы углом мы на нее ни смотрели; снег мы воспринимаем белым и в розовых лучах вечернего солнца, и в сумерках?

а) апперцепция;

б) константность;

в) иллюзия;

г) осмысленность.

7. Иллюзия – это:

а) искаженное отражение реальности;

б) нарушение восприятия;

в) индивидуальная особенность восприятия;

г) сенсорный компонент восприятия.

8. Условием возникновения непроизвольного внимания является:

а) неожиданность или необычность раздражителя;

б) новизна раздражителя;

в) статичность объекта;

г) интересы (влечения) человека;

д) привычность объекта;

9. Вид внимания, возникающий при условии вхождения в деятельность и интересе, появляющемся в связи с этим – это:

а) внутреннее;

б) произвольное;

в) непроизвольное;

г) послепроизвольное.

10. Внимание, тесно связанное с волей человека, сознательно поставленной целью − это:

а) послепроизвольное внимание;

б) произвольное внимание;

в) непроизвольное внимание;







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.