Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Психические познавательные процессы. Чувственные формы познания действительности






ОЩУЩЕНИЯ

 

ПЛАН

1. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека, их генезис.

2. Физиологические основы ощущений.

3. Классификация и виды ощущений, их характеристика.

4. Закономерности и свойства ощущений.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Сенсорная организация человека.

2. Смена чувствительности анализаторов и ее причины.

3. Паранормальные явления: возможные механизмы и природа их проявления.

4. Учет закономерности сенсорных процессов в деятельности и общении.

5. Развитие сенсорной культуры личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. / Л.М. Веккер – Л., 1974− 1981.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М., 1986.

3. Максименко С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.

4. Немов Р. С. Психология: В 3 кн.– Кн. 1. / Р.С. Немов – М., 1994.

5. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов – М., 1985.

6. Столяренко Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко – СПб., 2006.

7. Шостак В.Л. Природа наших опущений / В.Л. Шостак –М., 1983.

8. Шиффман Х. Ощущение и восприятие / Х. Шиффман – С-Пб., 2003.

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

Адаптация (физиологическая) – приспособление анализаторов к функционированию в изменяющихся условиях внешней среды.

Анализатор – сложный нервный аппарат для тонкого анализа окружающей действительности и изменений, происходящих внутри организма. Анализатор состоит из воспринимающей части (рецептора), проводящих путей (нервных волокон) и соответствующих участков коры головного мозга больших полушарий.

Интероцептивные ощущени я – ощущения, отражающие состояние внутренних органов (ощущения голода, жажды, тошноты, боли и т.д.); рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Порог ощущений (абсолютный) – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение – нижний порог, максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности – верхний порог.

Порог различения наименьшая смена в силе раздражителя, которая может быть отражена анализатором.

Последовательные образы – продолжение действия ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Проприорецептивные ощущения – дают информацию о движении и положении тела человека (вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения)); рецепторы расположены в мышцах и связках. Чувствительность к движению называется кинестезией.

Пространственная локализация – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, он дает человеку сведения о расположении раздражителя в пространстве.

Рецептор – периферический отдел анализатора, реагирующий на определенный вид физической энергии и перерабатывающий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы.

Сенситивность − уровень чувствительности анализаторов.

Сенсибилизация – явление повышения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, под влиянием внутренних факторов, фармакологических средств, состояния организма или специальных упражнений.

Сенсорный – относящийся к органам чувств.

Синестезия – получение ощущений, характерных для одного анализатора в результате воздействия на другой анализатор.

Чувствительность – способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Экстероцептивные ощущения – ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды; рецепторы расположены на поверхности тела.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Дайте определение понятия «ощущения». Какова роль ощущений в познании человеком окружающего мира?

2. Какие компоненты нервной системы принимают участие в сенсорном информационном пространстве?

3. Перечислите основные характеристики ощущений.

4. Какие существуют пороги ощущений? Чем пороги различения отличаются от абсолютных порогов?

5. Чем обусловлено явление последовательного образа?

6. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений.

7. Что понимается под «адаптацией» ощущений?

8. Возможно ли развитие чувствительности у человека?

9. В чем сущность сенсибилизации и синестезии?

10. Как цвет влияет на наши ощущения?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Восстановите последовательность формирования ощущений:

· нервные проводящие пути;

· раздражитель;

· соответствующий центр головного мозга;

· органы чувств;

· ощущение.

Задание 2. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в каждом из приведенных ниже явлений:

· пробыв некоторое время в помещении, человек перестает ощущать запах горелого, хотя вновь прибывший человек явственно ощущает его;

· человек не замечает мелькания кадров при просмотре кинофильма;

· после погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до комнатной температуры, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной температуры кожи на руке;

· при усилении освещения в зале звуки музыки, доносящиеся со сцены, кажутся зрителям более громкими;

· под влиянием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;

· под влиянием предыдущего раздражения глаза красным цветом чувствительность зрения в темноте увеличивается;

· под влиянием некоторых запахов (бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности;

· при обтирании лица холодной водой острота зрения в темноте повышается;

· повышенный уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность;

 

Задание 3. Если вы можете ощутить разницу между 10 и 11 кг, то какой минимальный вес (в килограммах) вы смогли бы отличить от 50 кг?

Задание 4. О какой закономерности ощущений идет речь?

Мы часто используем и хорошо понимаем смысл таких выражений, как «острый вкус», «сладкие звуки», «тяжелые краски», «богатая музыка», «кислый запах», «холодный колорит картин» и др.

 

Задание 5. На основе исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в холодные тона, ощущается человеком на 3 − 5°ниже, чем она есть на самом деле. Учитывая это, для стен некоторых служебных помещений (в горячих цехах, машинных отделениях) были специально подобраны краски «холодных» оттенков. Какую закономерность ощущений установили в этих исследованиях?

 

Задание 6. На белой стене висят часы, черный циферблат которых заключен в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем переводит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Что собой представляет данное явление?

 

Задание 7. Определите, от каких условий зависит повышение чувствительности в каждом конкретном примере.

1. Текстильщики, специализирующиеся на производстве черных тканей, различают до 40 оттенков черного цвета там, где глаз человека-неспециалиста различает 2 − 3 оттенка.

2. У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.

3. У дегустаторов вырабатывается исключительная чувствительность соответствующих анализаторов.

4. Слепоглухонемая девочка по запаху различает, кто вошел в комнату; узнает на ощупь, читала ли она эту газету; слушает музыку, положив руки на крышку рояля.

5. Цирковой артист уверенно идет по высоко натянутой веревке, выполняя разнообразные танцевальные движения.

6. Скрипичный мастер по звуку скрипки узнает ее «паспорт»: где, когда, кто ее изготовил.

7. На ощущении прикосновения руки основывается все обучение слепых и слепоглухих. Восприятие пальцами выпуклого шрифта служит одним из главных способов умственного и общего культурного развития таких людей.

Задание 8. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:

1. После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.

2. Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.

3. Бабушка просит внука помочь ей найти очки, а они у нее на носу.

4. Длинные товарные и пассажирские поезда проходят возле нашего дома. Знакомые, которые заходят к нам, спрашивают: «Как вы можете жить при таком шуме?» А мы совсем не замечаем никакого шума.

 

Задание 9. Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения, обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и др.

Для определения ведущей сенсорной системы предлагается методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ). Методика приводится по книге: Кулешова Л.Н. Психология древних ощущений. – СПб., 1999.

Инструкция.

Ответьте на вопросы ниже. В таблице обведите кружком номера тех вопросов, на которые ответили «согласен». Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов. Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.

 

Бланк ответа

Тип А                                
Тип Б                                
Тип С                                

 

Тестовый материал:

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Обожаю принимать душ, ходить в сауну.

5. В автомашине для меня важен цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Люблю принимать массаж.

10. В свободное время люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне как будто возвращается прошлое.

14. Часто читаю или смотрю телевизор во время еды.

15. Очень часто разговариваю по телефону.

16. Люблю пробовать новые оригинальные блюда.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После неудачного дня мой организм находится в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сам с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса много говорит мне о человеке.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая и слишком мягкая постель – это для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю однажды виденные лица даже через годы.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.

34. Умею слушать то, что мне говорят.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

36. Когда близко тикают часы, не могу уснуть.

37. Когда я слушаю музыку, для меня важно, какого качества аппаратура.

38. Когда я слушаю музыку, то отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43. В свободное время люблю слушать музыку.

44. Само пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

 

Результаты.

Тип А – визуальный. Рисунки, образные описания, фотографии говорят людям вашего типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают все, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. О том, любят его или нет, судит по тому, как на него смотрят.

Тип В – кинестетический. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, ощущению. В разговоре их интересуют внутренние переживания. О том, любят его или нет, судит по качеству прикосновений.

Тип С – аудиальный. Огромное значение для людей этого типа имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. О том, любят его или нет, судит по тому, что ему говорят.

Сходство типов может способствовать общению, несовпадение порождает конфликты и недоразумения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.