Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ШТУРМАНСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА




Вахтенный помощник капитана несет ответственность за правильную организацию вахтенной службы и обеспечение безопасности судна, что требует от него повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту.

Перед заступлением на вахту вахтенный помощник капитана:

* обходит палубную часть судна, убеждается в правильности и исправности действия навигационных огней и сигналов, проверяет действие средств связи и сигнализации, знакомится с местом нахождения и состоянием судна, окружающей обстановкой, прогнозами и штормовыми предупреждениями;

* прибывает к месту несения вахты не позднее, чем за 10 мин до заступления;

* получает сведения о распоряжениях капитана по вахте. Заступивший на вахту вахтенный помощник капитана должен быть уверен, что весь состав вахтенной службы на местах и способен выполнять свои обязанности.

При заступлении на ходовую вахту в дополнение к требованиям, указанным выше, вахтенный помощник капитана:

* принимает место судна, знакомится по карте и другим навигационным пособиям с районом и условиями плавания;

* проверяет показания приборов пульта управления, действие ДАУ и рулевого устройства, соответствие режима работы главных двигателей заданному;

* убеждается в исправной работе судовых технических средств навигации, сличает показания гироскопического и магнитного компасов и соответствие их заданному курсу, проверяет согласование репитеров гирокомпаса с показаниями основного прибора;

* проверяет согласование курсографа по курсу и времени и делает отметку времени на ленте курсографа;

* выясняет влияние внешних факторов на судно и убеждается в правильности их учета;

* адаптируется к условиям видимости;

* знакомится с окружающей обстановкой, наличием судов в зоне видимости, сличает курс и обстановку на карте с действительными;

* сразу после приема вахты определяется место судна наиболее точным в данных условиях способом, проверяет предварительную прокладку;

* при выполнении судном маневра вахту принимает только после его окончания.

Принимая вахту на ходу в условиях ограниченной видимости, вахтенный помощник капитана дополнительно проверяет:

— готовность якорей к немедленной отдаче;

— готовность главных двигателей к немедленному изменению режима работы.

При несении ходовой вахты вахтенный помощник капитана:

* ведет судно по заданному капитаном курсу (пути) и в заданном режиме, выполняет счисление пути и контроль за местом судна, принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания в действующих условиях и обстоятельствах;

* организует эффективное визуальное, слуховое и с помощью имеющихся на судне технических средств наблюдение с учетом: распоряжений капитана судна; времени года и суток; видимости, волнения, ледовой обстановки и других гидрометеорологических факторов;



расположения и близости навигационных опасностей; • интенсивности судоходства; скопления рыболовных и других судов; технических характеристик судовой радиолокационной станции;

особых обстоятельств эксплуатации судна;

* осуществляет своевременное и точное выполнение требований общих и местных правил плавания, а также других документов, касающихся безопасности судоходства;

* контролирует работу технических средств навигации и определяет их поправки так часто, как это необходимо и возможно;

* выполняет гидрометеорологические наблюдения и подготавливает данные для передачи гидрометеодонесений Госкомгидромету (при наличии на судне гидрометеостанции);

—в случаях неожиданного для вахтенного помощника изменения в навигационной обстановке, потери им ориентировки, неуверенности в правильности своих действий:

* снижает скорость до минимальной или прекращает движение;

* докладывает капитану и действует по его указанию;

* не менее одного раза за вахту проверяет возможность перехода с автоматического управления рулем на ручное;

—перед подходом судна к району с особо сложными для плавания условиями, к гидротехническим сооружениям, причалам, рейдам, затруднительным участкам пути, перед входом в порт и выходом из него, швартовными операциями, входом в лед:

* предупреждает об этом капитана;

* предупреждает вахтенного механика и дает ему распоряжение о подготовке к действию всех судовых технических средств, выполняющих функции дублирования;



* проверяет работу ДАУ, машинного телеграфа и рулевого устройства, электрический и ручной привод тифона, давление воздуха в пусковых баллонах и на тифоне;

— при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью:

* заблаговременно докладывает об этом капитану; включает РЛС и ходовые огни;

* уменьшает скорость;

* начинает подачу туманных сигналов;

* инструктирует и выставляет впередсмотрящего;

* переходит с автоматического на ручное управление рулем;

* предупреждает вахтенного механика о возможных реверсах;

* сверяет показания часов; делает отметку времени на ленте курсографа;

* в дальнейшем действует по указанию капитана;

—при обнаружении падения человека за борт в соответствии с обстановкой на этот момент выполняет действия, предусмотренные маневром «Человек за бортом»:

* стопорит главные двигатели;

* перекладывает руль на борт в сторону упавшего;

* бросает спасательный круг; объявляет тревогу «Человек за бортом»;

* дает команду о спуске шлюпки;

* по прибытии капитана действует по его указанию;

— при приеме лоцмана:

* встречает его у трапа;

* сопровождает на ходовой мостик;

* сообщает ему необходимые данные по судну и докладывает капитану;

— при проводке судна с помощью лоцмана:

* контролирует местоположение судна и его движение;

* при сомнениях в действиях лоцмана немедленно докладывает капитану;

* принимает меры предосторожности.

При плавании с применением методов морской навигации в дополнение к ранее сказанному вахтенный помощник капитана:

* ведет непрерывное счисление пути в соответствии с заданными капитаном курсом и скоростью судна, используя в прибрежных районах карты самого крупного масштаба;

* определяет место судна, его путь и скорость всеми возможными и наиболее надежными средствами и способами через промежутки времени, обеспечивающими необходимую точность счисления;

* сличает показания магнитного и гироскопического компасов и согласованность репитеров ежечасно, а также после каждого изменения курса;

* определяет наиболее надежным из возможных в данных условиях способом поправки компасов на каждом курсе, а при плавании постоянным курсом — не менее одного раза за вахту;

* следит за изменением пеленгов обнаруженных судов, при установлении опасности чрезмерного сближения или столкновения докладывает капитану (курсовой угол, дистанцию, направление изменения пеленга, дистанцию и время кратчайшего сближения) и действует по его указанию;

* при получении штормового предупреждения докладывает капитану, действует по его указанию и готовит судно к штормовому плаванию.

При плавании по внутренним водным путям в дополнение к ранее сказанному вахтенный помощник капитана:

* обеспечивает движение судна с безопасной скоростью в своей полосе движения;

* регулирует скорость своего судна, чтобы расхождение или обгон произошел в наиболее удобном месте, исключая зоны поворотов судового хода;

* заблаговременно согласовывает порядок расхождения или обгона между судами;

* при расхождении и обгоне обеспечивает уверенное управление судном, учитывает возможное присасывание к бровкам судового хода и к другому судну;

* информирует диспетчерский аппарат и встречные суда об обнаруженных изменениях условий судоходства, представляющих опасность для плавания.

Вахтенный помощник капитана не должен заниматься делами, не относящимися к кругу уставных обязанностей, и не должен допускать нахождения на ходовом мостике лиц, не имеющих отношения к управлению судном.

При постановке судна на якорь вахтенный помощник капитана делает следующее:

* выполняет указания капитана, ведет наблюдение за окружающей обстановкой, контролирует скорость и путь судна к месту якорной стоянки, ведет исполнительную прокладку, следит за изменением контрольных пеленгов, дистанций, глубин, правильным исполнением команд капитана на руль и в машину;

* дает команду подготовить якорь к отдаче и сообщает длину якорь-цепи, которую необходимо вытравить;

* с выходом судна в точку постановки гасит инерцию судна и дает команду отдать якорь;

* в ночное время меняет ходовые огни на якорные, а днем поднимает шар;

* определяет место отдачи якоря и наносит на карту окружность возможного перемещения кормы судна с учетом длины судна и вытравленной якорь-цепи;

* определяет контрольные пеленги и расстояния до ориентиров и убеждается в отсутствии дрейфа судна.

Принимая вахту при стоянке судна на якоре, вахтенный помощник капитана дополнительно получает сведения:

* о местоположении судна и контрольных пеленгах или других примененных способах по обнаружению возможного дрейфа;

* о глубине, грунте, течении, ветре, волнении и длине вытравленной якорь-цепи;

* о местных правилах;

* о плавсредствах, стоящих у борта и на бакштове, и убеждается в безопасности их стояки;

* о готовности главных двигателей к работе;

* о мерах, принятых по предотвращению загрязнения окружающей среды.

При несении вахты на якорной стоянке вахтенный помощник капитана:

* находится на ходовом мостике, обеспечивая надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой;

* контролирует местоположение судна с частотой, достаточной для обнаружения дрейфа при данных условиях;

* следит за состоянием якорь-цепи, изменениями уровня воды в месте якорной стоянки и изменением глубины под килем;

* следит за окружающими судами и принимает меры для предупреждения опасного сближения с ними;

* в случаях дрейфа судна или опасного сближения с другими судами докладывает об этом капитану, принимает меры для обеспечения безопасности судна;

* следит за состоянием навигационных судовых огней и знаков;

* с получением штормового предупреждения или резком изменении гидрометеорологической обстановки, докладывает об этом капитану, приводит судно в состояние готовности к съемке с якоря;

* при ухудшении видимости усиливает наблюдение за окружающей обстановкой, включает PЛC, навигационные огни, подает звуковые сигналы, докладывает капитану и в дальнейшем действует по его указанию.

При стоянке судна у причала вахтенный помощник капитана:

контролирует состояние швартовов и положение якорь-цепи;

следит за осадкой судна и изменением глубины под килем;

при ухудшении погоды или получении штормового предупреждения докладывает капитану и принимает меры для обеспечения безопасной стоянки судна.

Вахтенный помощник капитана руководит подъемом и спуском Государственного флага, флагов должностных лиц, вымпелов, флагов расцвечивания и национального флага страны порта захода, а также осуществляет приветствия судов и военных кораблей при расхождении с ними.

Вахтенный помощник, несмотря на присутствие в ходовой рубке капитана, принявшего на себя управление судном, продолжает выполнять свои обязанности под руководством капитана.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЫ НА МОРСКИХ СУДАХ УКРАИНЫ (РШСУ-98)

Рекомендации по организации штурманской службы та морских судах Украины обобщают опыт судоводителей по организации штурманской службы в различных районах и условиях плавания и направлены на обеспечение эффективной и безопасной эксплуатации судна, совершенствование организации труда судоводителей.

Рекомендации подготовлены Южным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота при участии и под общей редакцией главного штурмана ГСК "Черноморское морское пароходство" Дыба В.Г. на базе Рекомендаций по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР издания 1989 года, с учетом требований последних конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО), касающихся управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения моря. В Рекомендациях учтены также предложения Одесской государственной морской академии и судоходных компаний АП "Азовское морское пароходство", АСК "Укрречфлот", ОАО "Украинское Дунайское пароходство" и ГСК "Черноморское морское пароходство".

Рекомендации одобрены Главной государственной инспекцией Украины по безопасности судоходства в качестве практического пособия для судоводительского состава всех украинских морских судов и судов внутреннего плавания во время их следования морскими путями.

Раздел I Организация вахты на мостике

1. Общие принципы организации вахты

2. Подготовка штурманской части к рейсу

3. Комплектование, подбор и корректура судовой коллекции

4. Изучение района плавания

5. Предварительная прокладка и планирование перехода

6. Предвахтенный отдых


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Пожаловаться на материал