Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы стилистики




Языковой уровень Раздел стилистики
  Грамматический Синтаксический Синтаксическая стилистика
Морфологический Морфологическая стилистика
Лексический Лексическая стилистика
Словообразовательный Словообразовательная стилистика
Фонетический уровень Фоника

 

Такой, условно говоря, «горизонтальный» способ ориентирован в большей мере на выявление стилистического языкового ресурса. Он позволяет дифференцировать основные единицы языка с точки зрения их функционально-стилистической принадлежности или экспрессивно-эмоциональной окрашенности и, в конечном итоге, изучает систему стилистических вариантов – синонимов на всех языковых уровнях, например:

· на лексическом: родина – родная земля – отчизна – отечество; скоро – быстро;

· на грамматическом: верить – веровать; тот, кто умеет читать умеющий читать; настанет время – не заставит себя ждать время – придет время; и т. д.

На основе такого подхода в рамках стилистики можно выделить следующие разделы:

· стилистика ресурсов,занимающаяся изучением и описанием стилистически значимых средств и возможностей языка; этот основной раздел стилистики по-другому называют стилистика языка, структурная стилистика, аналитическая стилистика;

● экспрессивная стилистика, изучающая средства выразительности речи;

· сопоставительная стилистика, предмет изучения которой – стилевые системы двух или нескольких сравниваемых языков.

2.Подход,подразумевающий определение на всех уровнях языка средств, являющихся характерными для определенной коммуникативной ситуации, функционального стиля (схематически он представлен в рис. 7.5).

 

  Стилистически нейтральные средства Книжные или разговорные средства Специфические для определенного функционального стиля средства      
          Грамматический уровень
          Лексический уровень
          Словообразовательный уровень
          Фонетический уровень
               

Рис. 7.5. Функциональный аспект стилистики

Данный подход является основой для активного развития следующих разделов стилистики:

· функциональная стилистика, основным предметом изучения которой являются закономерности использования языковых ресурсов в типичных речевых ситуациях;

· стилистика текста, которая, являясь составной частью функциональной стилистики, всё же имеет свой предмет изучения – закономерности организации речевого произведения; разумеется, при этом в первую очередь учитываются способы наилучшей для реализации авторского замысла организации текста;



· историческая стилистика, изучающая формирование функциональных стилей в связи с историей развития русского литературного языка;

· стилистика художественной речи, предметом рассмотрения которой является своеобразие функционирования языка в художественном тексте, а также индивидуально-авторские стили.

В целом, стилистика – это молодая и перспективная наука. Её взаимосвязь с другими учениями, их взаимовлияние может послужить основой для становления и развития как других разделов стилистики, так и новых научных дисциплин.

► Как, с Вашей точки зрения, взаимодействуют стилистика и психология, стилистика и социология?

Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А., 2002. Гл. 2. § 2.3.   Гл. 2. § 2.4. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности; Функциональные стили литературного языка.  
2. Введенская Л.А., 1997.   Стили и формы речи. Речь письменная и устная, кодифицированная и разговорная.  
3. Голуб И.Б. Разд. I Стилистическая система современного русского языка.  
4. Ипполитова Н.А. Гл. 2. § 8. Стилистическая окраска текста.  
5. Сидорова М.Ю., 2002. Лекция 14. Человек – это стиль.  
6. Сидорова М.Ю., 2005. Лекция 4. Стили русского языка. Цели языкового общения и факторы, определяющие успешность коммуникации.
7. Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: текст как речевое произведение»  

 



 

ЛЕКЦИЯ № 8

Строгие стили: официально-деловой стиль, научный стиль

План лекции

8.1. Общее понятие о строгих стилях

8.2.Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ

8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология

8.4. Подстили научного стиля

8.5.Стилеобразующие черты строгих стилей и языковые средства ихвоплощения

 

8.1. Общее понятие о строгих стилях

В системе функциональных стилей современного русского языка официально-деловой стиль и научный стиль занимают особое место и поэтому объединены общим названием строгие стили. В чём же заключается суть подобного названия?

Дело в том, что овладение этими стилями требует от нас соблюдения особых, дополнительных норм. Соблюдать нормы литературного языка мы обязаны в любой ситуации общения, в рамках любого функционального стиля. А при создании делового или научного текста необходимо учитывать ещё и дополнительные требования – особые, внутристилевые (текстовые) нормы. Эти нормы, например, регламентируют объём научного текста. Так, научная статья, как правило, не должна превышать 10-12 страниц печатного текста, дипломная работа – 50-80 страниц, кандидатская диссертация – 150 страниц. Особые требования предъявляются и к оформлению документов: регламентируется использование продольного (книжный формат) или поперечного (альбомный формат) бланка, в особых случаях – гербовой бумаги, а также выбор и расположение реквизитов (о чём подробнее будет рассказано ниже, в § 8.2. данной лекции) и многие другие моменты. Недопустимо также произвольное оформление некоторых научных текстов, в частности курсовой или дипломной работы, диссертации и т. д.; необходимые элементы их содержания предписываются ГОСТами.

Существуют и собственно языковые ограничения и предписания. Например, в деловом письменном или научном тексте (за исключением научно-популярного подстиля) невозможно употребление разговорной лексики и фразеологии, осторожно используются оценочные языковые средства.

Таким образом, ситуации, в которых функционируют строгие стили, требуют от пишущего (говорящего) не просто общей грамотности, но и особых умений и навыков, прежде всего композиционно-речевых. В связи с вышеизложенным создание научных и – особенно! – официально-деловых текстов вызывает у нас, носителей языка, определённые затруднения.

 

► Писать стихи или сочинять пьесы тоже трудно. Почему же художественный стиль не относят к «строгим» стилям?

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал