Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевое взаимодействие






Речевое взаимодействие – это общение субъектов в конкретной ситуации; соединение речевых деятельностей (рис. 2.5).

       
   
 


Д1 = Ц1 ↔ Ср1 ↔ Сп1 ↔ Р1 ↔ R1 Д2 = Ц2 ↔ Ср2 ↔ Сп2 ↔ Р2 ↔ R2

Рис. 2.5. Структура речевого взаимодействия:

Д1 и Д2 Ц1 и Ц2 Ср1 и Ср2 Сп1 и Сп2 Р1 и Р2 R1 и R2 – речевые деятельности собеседников; – целиречевой деятельности собеседников; – средства речевой деятельности собеседников; – способы речевой деятельности собеседников; – результат речевой деятельности каждого из участников взаимодействия; – рефлексия каждого из собеседников.

Условия осуществления любого речевого событиявключают в себя следующие моменты:

1. Наличие субъекта речи (автора текста) и адресата (человека или группы людей, воспринимающих текст). Как правило, в процессе речевого взаимодействия один и тот же человек последовательно выступает в роли и субъекта, и адресата речи.

2. Совпадение средств общения – языкового кода (языка общения), фоновых знаний (информации, которой обладают взаимодействующие субъекты) и – одновременно – несовпадение средств общения (т. н. содержательная разница в предмете речи), что обусловливает получение новой информации, необходимой информации по цели.

Условия осуществления успешного речевого события, помимо указанных ранее, включают в себя следующие моменты:

3. Единство целевого пространства взаимодействующих субъектов: о чем будем говорить (предмет, или объект, речи – фрагмент отображаемой действительности), для чего (или ради чего) общаемся.

4. Соблюдение коммуникативных и этических норм общения, нормативная реализация коммуникативных способностей. (Более подробно коммуникативные и этические нормы охарактеризованы в лекции № 6)

 

► Приведите примеры речевого взаимодействия, при котором не совпадают цели собеседников. Какие, с Вашей точки зрения, при этом можно получить результаты? Возможные варианты обоснуйте.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А., 2002 Гл. 4. Речевое общение.
2. Ипполитова Н.А. Гл. 2. § 1- 4. Текст в структуре общения.
3. Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: речевая деятельность».

 

ЛЕКЦИЯ № 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.