Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности






Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Личностными результатами освоения учебного предмета«Музыка» являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

 

Метапредметнымирезультатами освоения учебного предмета«Музыка» являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Предметными результатами освоения учебного предмета«Музыка» являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека,

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений,

- общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Содержание тем учебного курса

 

1. «Музыка вокруг нас». (16 ч.)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

 

2. «Музыка и ты». (17 ч.)

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.

 

3. «Россия — Родина моя».(3 ч.)

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

 

4. «День, полный событий». (6 ч.)

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

 

5. «О России петь — что стремиться в храм». (5 ч.)

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

 

6. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

 

 

7. «В музыкальном театре» (5 ч.)

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

 

8. «В концертном зале» (5 ч.)

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

 

9. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч.)

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости. Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
1 класс (33 ч) Музыка вокруг нас (16 ч)
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Обобщающий урок I четверти. «Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Род- ной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом. П. Чайковский. Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграй! те, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский Корсаков. Гусляр Садко. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1я часть «Орнамент»). В. Кикта. Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.В. Глюк. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.С. Бах.   Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Пастушеская песенка. На тему из 5й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др. Азбука. А. Островский, слова З. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.   Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
 
Музыка и ты (17 ч)
Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины. Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Обобщающий урок III четверти. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету..Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Обобщающий урок IV четверти. — заключительный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (попрочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян. Менуэт. Л.А. Моцарт. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Баба Яга. Детская народная игра. У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. Х. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин. Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова. Волынка. И.С. Бах. Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков. Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Кукушка. К. Дакен. Спасибо. И. Арсеев, слова З. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой. Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский. Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.   Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского. Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова; Бубенчики, американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова. Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Содержание примерного музыкального материала:

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

« Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. «Музыка и ты»

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А.Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 1 класс

Дата Тема урока Содержание. Музыкальный материал Планируемый результат Деятельность учащихся
Предметный Метапредметный
  2.09 И муза вечная со мной Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель. • П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» • Д.Кабалевский «Песня о школе». • И.Якушенко «Пестрая песенка» - размышлять обистоках возникновения музыкального искусства. - правила поведения на уроке музыки, правила пения. - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - познакомить с назначен.основ. учеб. принадлежнос. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различатьнастроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлятьэмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнятьпесни, игратьна детских инструментах. Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Импровизироватьв пении, игре, пластике. Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценироватьпесни, пьесы программного содержания, народные сказки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлятьсходство иразличие музыкальных и живописных образов. Подбиратьстихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
  9.09 Хоровод муз   Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизнен. Обстоятел. становится частью жизни. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни. •р.н.п. «Во поле береза стояла» •греческий танец «Сиртаки» •молдавск. хороводная песня-пляска «Хора». - музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.   Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую Познавательные: ориентация в способах решения задачи Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  16.09 Повсюду музыка слышна.   Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. -Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. -Ролевая игра «Играем в композитора», -Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью
  23.09 Душа музыки – мелодия     Песня, танец, марш, выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-плавность линий мелодическ. рисунка. Танец- плавность и закругленность мелодии, трехдольный размер в вальсе, короткие “шаги” в польке. В песне играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на барабане. В вальсе учащ. изображают покачивания корпуса. П.Чайковский: •«Сладкая греза», «Вальс», •«Марш деревянных солдатиков». - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения. - выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (Работа в паре, в группе)
  30.09 Музыка осени   Интонационно-образная природа музыкальн. искусства. Выразительн. и изобразительн. в музыке.Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведен. П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Куплетная форма песен. •П.И.Чайковский «Осенняя песнь» •Г.Свиридов «Осень» •В.Павленко «Капельки» •Т.Потапенко «Скворушка прощается» - различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; Регулятивные: формулировать учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию  
  7.10 Сочини мелодию   Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. -Вокальные импровизации детей. -Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Тема природы в музыке. Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. - проявлять личностное отношение при восприятии музыкальн. произведений, эмоцион. отзывчивость; - ориентироваться в музыкально-поэтическ. творчестве, в многообр. музыкальн. фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; - ценить отечественные народные музыкальные традиции;   Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.
  14.10 Азбука, азбука каждому нужна       Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. •Д.Кабалевский «Песня о школе» •А. Островский «Азбука» - моделирования опыта музыкально-творческой деятельности; - понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;   Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе)
  21.10 Музыкальная азбука     Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. •В. Дроцевич «Семь подружек» •«Нотный хоровод» - узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникатив. и познавательных задач
  11.11 Музыкальные и народные инструменты.     Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. -Исполнение песен. -Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.   - определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель», - узнавать изученные музыкал. произведения, выказывать свое отношение к музыкал. сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять песни. Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения
  18.11 Музыкальные инструменты. Свирель, рожок, гусли.   Русские народные музыкальные инструменты – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». •«Полянка» (свирель), •«Во кузнице» (рожок), •«Как под яблонькой» (гусли) •«Пастушья песенка» (французская народная песня) - ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; - находить сходства и различия в инструментах разных народов. Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения
  25.11 «Садко». Из русского былинного сказа.   Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство со звучанием народ.инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. Дать понятия «композиторская музыка». •Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли) •Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» - внимательно воспринимать информацию; - внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;   Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве былинного героя Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения
  2.12 Музыкальные инструменты. Флейта, гусли, арфа, фортепиано. Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. •И.С.Бах «Шутка» •К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». •Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) - сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения
  9.12 Звучащие картины.   Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. •К.Кикта «Фрески Софии Киевской» •Л.Дакен «Кукушка» - сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.   Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: ориентация в способах решения Коммуникативные: умения выявлять настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции
  16.12 Разыграй песню   Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. - планировать свою деятельность; - выразительно исполнять песню и составлять исполнител. план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкал. разговоры» Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: ориентация в способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  23.12 Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Народное музыкал. творчество.Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с народн. обычаями Рождества. Осознание образов рождеств. песен, народн. песен-колядок. •«Тихая ночь» - международ. рождественский гимн •«Щедрик»- украинская народная колядка •«Все идут, спешат на праздник» - колядка •С.Крылов - «Зимняя сказка» - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  20.01 Край, в котором ты живешь.   Сочинения отечественных композиторов о Родине. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. •В.Степанова «Добрый день» •А.Шнитке - «Пастораль» •Г.Свиридов – «Пастораль» •В.Алексеев «Рощица» •А.Бердышев «Приезжайте в тундру» - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.   Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении   Сравниватьмузыкальн. произведения разных жанров и стилей. Исполнятьразличные по характеру музыкальн. произведения. Сравниватьспецифич. особенности произведений разных жанров. Инсценироватьпесни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. Импровизировать(вокальная, инструмент., танцевал.импровизации) с учетом характера жанров музыки. Разучиватьиисполнятьобразцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры).Разыгрыватьнародные песни, участвоватьколлективных играх-драматизациях. Сравниватьречевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбиратьизображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника.
  27.01 Художник, поэт, композитор.   Музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства свои выразительные средства. Музыкальн. пейзажи - это отношение композиторов к “услышанной сердцем”, природе. Обращение к жанру песни как единству музыки и слова. •И. Кадомцев «Песенка о солнышке, радуге и радости» •И.Никитин «Вот и солнце встает» -понимать выразительн. и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;     Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке и передавать свои чувства и эмоции на основе самовыражения
  3.02 Музыка утра. Закрепление знаний.     Выразительн. и изобразительн. в музыке. Контраст музыкал. произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. · Э.Григ «Утро» •П.Чайковский «Зимнее утро» •В.Симонов «Утро в лесу» - понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь   Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение
  10.02 Музыка вечера. Вхождение в тему через жанр колыбельн. песни. Особенность вокальной и инструментальн. музыки вечера (характер, напевность, настроение).Исполн. мелодии с помощью имитирования на скрипке. •В. Гаврилин «Вечерняя музыка» •С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» •Е. Крылатов «Колыбельная Умки» •В.Салманов «Вечер» - по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
  24.02 Музы не молчали   Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение поэтов и композиторов к главным героям музыкальн. портретов. •В.Моцарт «Менуэт» •С.Прокофьев «Болтунья» - сравнивать музыкальные и речевые интонации, - определять их сходство и различия; - выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
  03.03 Музыкальные портреты.   Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. •П.Чайковский «Баба Яга» •«Баба – Яга» - детская песенка - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
  10.03 Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.   Подвиги народа в произведен.художников, поэтов, композиторов. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. •А.Бородин «Богатырская симфония» •«Солдатушки, бравы ребятушки» (рус.нар. песня) •«Учил Суворов» - определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. - внимательно слушать.   Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: инсценирование и драматизация
  17.03 Мамин праздник. Урок посвящен маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительн. искусства. Напевность в колыбельных песнях •В.Моцарт «Колыбельная» •И.Дунаевский «Колыбельная» •М.Славкин «Праздник бабушек и мам» •И.Арсеев «Спасибо» -передавать эмоционал. во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать; - выделять характерные интонацион. музыкальн. особенности музыкальн. сочинения, имитационными движениями. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
  31.03 Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент   Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. • «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонац. Музыкал. особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: подготовка устных рассказов в паре об услышанном
  7.04 Музыкальные инструменты. Арфа, флейта   Встреча с музык.инструмент. – арфа и флейта, лютня, клавесин. Внешний вид, тембр инструм., выразительные возможности. •И.Бах «Волынка» •П.Чайковский «Сладкая греза» •Л.Дакен «Кукушка» •«Тонкая рябина» - гитара •Ж.Рамо - «Тамбурин»-клавесин •И.Конради – «Менуэт» - лютня - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задачи Коммуникативные: подготовка устных рассказов в группе об услышанном
  14.04 Музыкальные инструменты. Лютня, клавесин   Встреча с музык.инструмент. – арфа и флейта, лютня, клавесин. Внешний вид, тембр инструм., выразительные возможности. •И.Бах «Волынка» •П.Чайковский «Сладкая греза» •Л.Дакен «Кукушка» •«Тонкая рябина» - гитара •Ж.Рамо - «Тамбурин»-клавесин •И.Конради – «Менуэт» - лютня - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задачи Коммуникативные: подготовка устных рассказов в группе об услышанном
  21.04 «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.   Музыкальная речь как способ общения между людьми. Знакомство с музыкальными инструментами, через сказку “Чудесная лютня». Выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностр. гостю лучше узнать страну? Закрепление представления о муз.инструм. и исполнителях. Характер музыки и ее соответ. настроению картины. - сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, - размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения. Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях
  28.04 Музыка в цирке Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказыв. появление действующих лиц. •А.Журбин «Добрые слоны» •И.Дунаевский «Выходной марш» •Д.Кабалевский «Клоуны» •О.Юдахина «Слон и скрипочка» - определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;   Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
  05.05 Дом, который звучит. Опера, балет. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. •Н.Римский-Корсаков опера «Садко» (фрагменты) •Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» («Золотые рыбки») - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.   Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях  
  12.05 Опера – сказка   Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Персонажи опер имеют свои яркие музык.характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. •М.Коваль «Волк и семеро козлят» •М.Красев «Муха – цокотуха»   - назвать понравившееся произведения, дать его характеристику; - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познаавтельные: формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
  19.05 «Ничего на свете лучше нету» Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. •Г.Гладков «Бременские музыканты» элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока,   Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: формулировать учебную задачу Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе)
    Обобщающий урок   Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. - понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель, - осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.   Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: ориентация в способах решения задачи Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.