Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обусловленность задачи






Пример 3.1.1 Вычислить все корни уравнения

Точное решение задачи легко найти:

(x - 2)2 = ± 10- 4, x1= 2, 01; x2= 1, 99; x3, 4= 2 ± 0, 01i.

Если компьютер работает при , то свободный член в исходном уравнении будет округлен до 16, 0 и, с точки зрения представления чисел с плавающей точкой, будет решаться уравнение (x-2)4= 0, т.е. x1, 2, 3, 4 = 2, что, очевидно, неверно. В данном случае малые погрешности в задании свободного члена ≈ 10-8 привели, независимо от метода решения, к погрешности в решении ≈ 10-2.

Пример 3.1.2. Решается задача Коши для обыкновенного дифференциального уравнения 2-го порядка:

u''(t) = u(t), u(0) = 1, u'(0) = - 1.

Общее решение имеет вид

u(t) = 0, 5[u(0) + u'(0)]et + 0, 5[u(0) - u'(0)]e- t.

При заданных начальных данных точное решение задачи: u(x) = e-t, однако малая погрешность в их задании приведет к появлению члена , который при больших значениях аргумента может существенно исказить решение.

Пример 3.1.3. Пусть необходимо найти решение обыкновенного дифференциального уравнения

Его решение: , однако значение u(t0) известно лишь приближенно: , и на самом деле .

Соответственно, разность u* - u будет

Предположим, что необходимо гарантировать некоторую заданную точность вычислений ε > 0 всюду на отрезке . Тогда должно выполняться условие

Очевидно, что

Отсюда можно получить требования к точности задания начальных данных при t0= 0.

Таким образом, требование к заданию точности начальных данных оказываются в e10 раз выше необходимой точности результата решения задачи. Это требование, скорее всего, окажется нереальным.

Решение оказывается очень чувствительным к заданию начальных данных. Такого рода задачи называются плохо обусловленными.

Пример 3.1.4. Решением системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)

является пара чисел {1, 1}.

Изменив правую часть системы на 0, 01, получим возмущенную систему

с решением {11.01; 0.00}, сильно отличающимся от решения невозмущенной системы. Эта система также плохо обусловлена.

Пример 3.1.5. Рассмотрим полином

(x - 1)(x - 2)...(x - 20)=x20 - 210x19 +...,

корни которого x1 = 1, x2 = 2, …, x20 = 20.

Положим, что коэффициент (-210) при x19 увеличен на ≈ 10-7. В результате вычислений с 11-ю значащими цифрами получим совершенно иные корни: x1 = 1, 00; x2 = 2, 00; x3 = 3, 00; x4 = 4, 00; x5 = 5, 00; x6 = 6, 00; x7 = 7, 00; x8 = 8, 01; x9 = 8, 92; x10, 11 = 10, 1 ± 0, 644i; x12, 13 = 11, 8 ± 1, 65i; x14, 15 = 14, 0 ± 2, 52i; x16, 17 = 16, 7 ± 2, 81i; x18, 19 = 19, 5 ± 19, 4i; x20 = 20, 8.

Причина значительного расхождения также заключается в плохой обусловленности задачи вычисления корней рассматриваемого выражения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.