Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпизоотология и инфекционные болезни




 

Содержание практики:

- ознакомление с основами сельскохозяйственного производства;

- закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков;

- проведение эпизоотологического обследования хозяйства, клинического осмотра животных;

- ознакомление с особенностями работы на животноводческих фермах;

- освоение мер личной профилактики при зооантропонозах;

- осуществление аллергического исследования животных при инфекционных болезнях (туберкулёз, бруцеллёз и др. инфекционные болезни);

- участие в организации и проведении плановых профилактических прививок животным против инфекционных болезней, ветеринарно-санитарных мероприятий, взятии и пересылке патологического материала в ветеринарную лабораторию;

- отработка методов серологического исследования животных. В случае появления болезней принять участие в постановке диагноза, организации изоляции, лечении больных животных, а также в проведении дезинфекции, дератизации животноводческих помещений;

- оформление сопроводительных документов в ветеринарную лабораторию, актов на проведение противоэпизоотических мероприятий, календарных планов и т.д.

Перед началом производственной практики кафедрой проводится инструктаж студентов по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. Особое внимание уделяется методам фиксации животных, правилам подхода к больным животным, мерам личной безопасности студентов при работе с инфекционно больными животными.

Студент получает задание на практику по сбору материала для написания курсовой работы. Он должен представить на кафедру курсовую работу, тему которой выбирает студент в зависимости от наличия инфекционных болезней животных в хозяйстве, где проходит практику. Курсовая работа должна быть написана по плану, согласно разработанных кафедрой методических указаний по выполнению работы.

Эпизоотологическое обследование хозяйствапрово­дится с целью изучения благополучия животноводчес­кого хозяйства по инфекционным болезням, а также для выяснения его ветеринарно-санитарного состояния.

Каждая вспышка инфекционной болезни должна быть детально изучена как в направлении выявления эпизоотического очага, так и выяснения общей эпи­зоотической ситуации, что позволяет установить пути и способы распространения возбудителя инфекции, фак­торы, способствующие распространению болезни, обоб­щить и использовать опыт в области противоэпизоотической работы и наиболее эффективно проводить меро­приятия по профилактике, локализации и ликвидации очага инфекции,

Эпизоотологическое обследование хозяйства студен­ты проводят в соответствии со схемой полного эпизоотологического обследования животноводческого хозяйства, которую изучают во время практических занятий по общей эпизоотологии.



Результаты проведенной работы оформляются в ви­де акта эпизоотологического обследования хозяйства (приложение №1)

На основании акта эпизоотологического обследования студент составляет календарный план профилактических или оздоровительных мероприятий для хозяйства, в зависимости от реальной эпизоотической ситуации.

Календарный план противоэпизоотических мероприятий является основой для дальнейшего написания курсовой работы. Он должен быть заверен печатью хозяйства или ветеринарного учреждения.

Клиническое исследование животных разных видов на наличие инфекционных заболеваний проводится по общепринятой в ветеринарной практике методике и иг­рает важную роль в постановке диагноза.

Своевременная диагностика является важной частью воздействия на первое звено эпизоотической цепи – возбудителя инфекции, так как обеспечивает быструю изоляцию больных животных и эффективность проведения противоэпизоотических мероприятий.

Для уточнения предположительного клинического диагноза проводят лабораторные и специальные методы исследований (бактериоскопию, бактериологическое исследование, биопробу, серологический, аллергический и др.). Взятие и пересылка патологического материала в ве­теринарную лабораторию проводится студентами при подозре­нии на инфекционное заболевание. Для подтверждения клинического диагноза или опре­деления причины гибели от больных и подозрительных в заболевании животных, а также от трупов в зависимос­ти от результатов клинического исследования и данных патологоанатомическото вскрытия берут патологический материал и посылают в ветеринарную лабораторию на бактериоскопическое и бактериологическое или вирусо­логическое, биологическое, микологическое, гематологи­ческое, серологическое, гистологическое и другие иссле­дования (приложение № 2). При взятии и пересылке патологического материала студенты руководствуются «Правилами взятия патологи­ческого материала, крови, кормов и пересылки их для лабораторного исследования», утвержденными Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 24 .июня 1971 г., а также соответствующими инструкциями по борьбе с ин­фекционными болезнями животных.



Быстрое установление правильного диагноза имеет огромное значение, так как обеспечивает своевремен­ность и эффективность проведения противоэпизоотических мероприятий. Для окончательного распознавания многих инфекционных заболеваний приходится прибе­гать почти ко всем существующим методам диагностики.

Для освоения методов лабораторной диагностики и приобретения практических навыков студенту необходимо в течение 3-4 дней поработать в ветеринарной лаборатории, участвуя в проведении бактериологических, серологических, биологических, патологоанатомических и гематологических исследований, где он приобретет навыки по окраске мазков и их микроскопированию, приготовлению красок, питательных сред и постановке РСК, РА, РП, РДСК, технике бакпосевов и заражения лабораторных животных.

В процессе прохождения производственной практики студенты принимают участие в проведении специфической профилактики инфекционных болезней животных.

Профилактические и вынужденные прививкиследует рассматривать как очень ответственное мероприятие, требующее тщательного выполнения. Проводят их как в бла­гополучных, так и неблагополучных хозяйствах с целью создания у восприимчивых животных иммунитета.

Различают активные и пассивные прививки. Активные делятся на плановые и вынужденные, а пассивные на предохранительные и лечебные. Иммунизацию животных проводят в сроки, предусмотренные планом противоэпизоотических мероприятий.

По окончании иммунизации животных студенты составляют акт, в котором отражают место и время прове­дения прививок, общее количество животных, привитых против определенного заболевания, название биопрепа­рата с указанием биофабрики, № серии, госконтроля, да­ты выпуска и срока годности. В акте описывается так­же техника проведения прививок, количество израсходо­ванных материалов, способ уничтожения остатков вакцины. Все данные должны также быть отражены в дневнике.

Во время прохождения производственной практики студент участвует в проведении аллергической диагностики туберкулёза и взятии проб крови у разных видов животных для лабораторно-диагностических исследований на инфекционные болезни.

Аллергическую диагностику туберкулёза у животных проводят согласно (наставлению по применению туберкулинов для аллергической диагностики туберкулёза у млекопитающих и птиц. (Утв. ГУВ МСХ СССР от 1986 г.).

На проведённые аллергические исследования составляют акт, а на исследованных животных, кроме того, опись. В описи указывают наименование населённого пункта, вид животных и их владельцев (ООО, ТОО, совхоз, фермерское хозяйство, граждане и т.д.), а также индивидуальный номер или кличку животного, пол, возраст, у реагирующих животных – величину утолщения кожной складки и характер реакции. Данные о проведении аллергической диагностики и учёте реакции на туберкулин должны быть также отражены в дневнике.

Кровь у животных для серологического исследования чаще берут для диагностики бруцеллёза, лептоспироза, лейкоза и т.д.

Пробы крови или сыворотки отправляют в ветеринарную лабораторию (в зимнее время года в тёплой упаковке или в термочемодане) вместе с сопроводительной и ведомостью в двух экземплярах, по представленной форме (приложение 3).

Лечебная работа. Практикант, работая в хозяйстве, совместно с руководителем практики или самостоятельно, в случае выявления инфекционно больных животных, проводит их изоляцию, принимает участие в организации и проведении профилактики, терапии, других организационных и ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации болезни в соответствии с действующими инструкциями.

Лечение инфекционно больных животных должно рассматриваться как одно из мероприятий, воздействующее на 1-е звено эпизоотической цепи (источник возбудителя инфекции). При оказании лечебной помощи сельскохозяйственным животным очень важно дать прогностическую оценку, определить ее целесообразность. Проводить терапию больных, если она оправдывается экономически, т.е. рассчитывают, что после выздоровления восстановится продуктивность, работоспособность и другие хозяйственные показатели животных.

Кроме вышеперечисленного, практикант должен знать перечень инфекционных болезней утверждённых ГУВ МСХ СССР от 23 августа 1968 г, при которых лечение больных животных запрещено. Так, в соответствии с инструкциями и согласно статьи 11 (г) Ветеринарного устава, подлежат уничтожению животные больные бешенством, ящуром, туляремией. Крупный рогатый скот уничтожают при заболевании чумой, овец при катаральной лихорадке и скрепи, верблюдов при чуме, лошадей – при заболевании сапом, эпизоотическим лимфангоитом, кошек и собак при токсоплазмозе и т.д.

При осуществлении лечения животных в хозяйствах, участковых ветеринарных лечебницах, на станциях по борьбе с болезнями животных о состоянии больного, применённом лечении, исходе болезни студент – практикант делает подробные записи в дневнике и в журнале для регистрации больных животных (форма № 1 – вет).

Терапия инфекционных заболеваний животных должна осуществляться на основе теоретических знаний учения об этиологии и патогенезе болезней.

Наиболее эффективным является комплексное лечение с применением специфических, этиотропных и симптоматических средств (гипериммунных сывороток, иммуноглобулинов, бактериофагов, антибиотиков, сердечных, мочегонных препаратов и т.д.)

При написании отчёта по разделу «Профилактика и ликвидация инфекционных болезней» студенту необходимо учитывать, что данные, приведённые в отчёте, должны соответствовать и базироваться только на соответствующих записях в дневнике. Все записи дневника необходимо подвергнуть анализу, соответствующей обработке, и после этого полученные данные внести в отчёт.

При составлении отчета студент приводит данные об эпизоотическом состоянии района или хозяйства запоследний год. Эти данные рекомендуется излагать в следующем виде:

1. Какие инфекционные болезни регистрировались в прошлом и текущем году? Если регистрировалось много болезней, то данные привести в виде таблицы.

2. Среди какого видаживотных имело место распространение болезней, количество заболевших, павших, вынужденно убитых животных.

3. Какие общие и специальные мероприятия проводились при ликвидации болезней. Эффективность принятых мер.

4. Мероприятия, проводимые в хозяйстве по профилактике инфекционных заболеваний, условия комплектования стад, отар, ветеринарно-санитарное состояние ферм (как проводится уборка и обеззараживание навоза, дезинфекция помещений, прививки и др.).

В отчёте студент сообщает данные о плане противоэпизоотических мероприятий района или хозяйства на текущий год и сведения о его выполнении. При этом описывается личное участие студента в реализации плана. Следует обосновать выбор метода диагностики, проводимых прививок и мер профилактики и ликвидации появившейся болезни.

Далее нужно дать анализ эффективности проводимых мероприятий в хозяйстве или районе, например, при проведении работы по оздоровлению хозяйства от туберкулёза студент указывает время появления болезни, каким методом установлен диагноз, мероприятия по ликвидации болезни в последние 2-3 года, принятый в хозяйстве метод оздоровления, порядок проведения аллергических исследований, сроки исследований идр.

В отчете приводятся данные и результаты аллергического исследования животных. Студент описывает наблюдения за характером реакции на туберкулин, отмечает, проводился ли убой реагирующих животных с диагностической целью и результаты вскрытия. Какие ветеринарно-санитарные мероприятия выполняются в неблагополучном хозяйстве (пастеризация молока, дезинфекция и др.), каковы перспективы оздоровления неблагополучного хозяйства. Если хозяйство благополучно потуберкулёзу, то в отчете необходимо отразить проводимые профилактические мероприятия.

В конце раздела отчёта «Профилактика и ликвидация инфекционных болезней животных» студент делает резюме, в котором кратко отражает характер и особенности эпизоотической обстановки и правильность проведения противоэпизоотических мероприятий в хозяйстве, в районе, области, крае и т.д.

 

Приложение к отчету

Приложением могут служить копии (ксерокопии) документов: акт эпизоотологического обследования хозяйства, района, области, края и т.д., акты проведения аллергических исследований (вакцинации, дезинфекции, дератизации, дезинсекции), экспертизы лабораторных исследований, решение администрации района (округа) о наложении и снятии карантина (ограничений). Копии документов должны быть подписаны руководителем соответствующей организации или гл. вет­врачом и скреплены печатью.

Рекомендуется прилагать фотоснимки животных с клиническими проявлениями болезни, патологоанатомическими изменениями; результаты серологических, бактериологических, аллергических и др. исследований.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал