Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роберт Даль






СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция первая, вторая

ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Лекция третья, четвертая

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Лекция пятая

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Лекция шестая

ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Лекция седьмая

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Лекция восьмая

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Лекция девятая

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Лекция десятая

ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Лекция одиннадцатая

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Лекция двенадцатая

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ

Лекция тринадцатая

АВТОРИТАРНЫЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТСИСТЕМЫ

Лекция четырнадцатая

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Лекция пятнадцатая

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Лекция шестнадцатая

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Лекция семнадцатая, восемнадцатая

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Лекция девятнадцатая

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

Лекция двадцатая

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Лекция двадцать первая

ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекция двадцать вторая

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Лекция двадцать третья

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

 

 

ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы… Политика - один из неизбежных фактов человеческой жизни”.

Роберт Даль

 

I.Термин “политология” образуется из двух греческих слов: «polike» - искусство осуществления власти в городе-государстве (полисе), и «logos» - понятие, суждение, знание. Происхождение самого термина “политика” различные авторы интерпретируют по-разному. Одниисследователи утверждают, что название политика происходит от греческого “polis” и его производных “politeia” ( конституция ), “polites” ( гражданин ) и “politikos” ( государственный деятель ). Другиеполагают, что данное понятие произошло от “politike”, что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьисчитают, что само слово политика произошло от “politeia”, обозначавшегозаконодательное оформлениеобщественно-государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие “политика” произошло от греческих слов “poli” ( много ) и “tikos” ( интересы ). Поэтому политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, где политика предстает как многообразный мир отношений, деятельности, поведения, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом.

Политология – новое название политической науки, утвердившееся в 60-е – 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства – краткость и понятность. В становлении всего обширного комплекса знаний о политике выделяются три последовательно опосредующие друг друга системы или уровни интеллектуального освоения политической практики:

- прежде всего, это обыденное знание как первичное обобщение непосредственного политического опыта. В наше время оно отражено в прессе, выступлениях и воспоминаниях политиков, в рассуждениях политических комментаторов и т.д.;

- другой уровень представлен многообразными, созданными в основном отдельными пророками, мудрецами, законниками, мыслителями политическими учениями, через которые осуществлялся переход от мифов и мифологического знания к догматическому знанию – довольно систематизированному, но некритическому описанию тех или иных верований и законоучений. Большая основательность знаний о политике здесь достигается за счет их догматизации, то есть превращения в бесспорную истину, признаваемую без доказательств, а также ограничения самого предмета осмысления. Над политикой и действующими в этой сфере людьми в таком случае стоит некий закон – божественный либо человеческий, - который определяет правила политического поведения. Примеры такого знания в современной политике – различные идеологии (видный французский политолог и социолог Раймон Арон ( 1905-1983 ) называл их доктринами, занимающими в душе человека место веры и стремящиеся в какой-либо форме социального порядка “спасти человечество”);

- переход на следующий уровень знания – к знанию критическому, - связан с поисками смысла и логики в самой политике. Важную роль в этом процессе исполнили Николо Макиавелли (1469-1527) и великие гуманисты эпохи Возрождения. Они противопоставили догме практический опыт, создав предпосылки возникновения политической науки (или, что одно и то же – политологии).

II. Политическая наука выросла из рационализации (рациональность [от лат. rationalis – разумный] – разумная обоснованность, целесообразность; обобщенная характеристика общественной активности и поведения человека, основанная на его целенаправленной деятельности и эффективном достижении поставленных целей) обыденного и догматического знаний о политике. Великие произведения религиозной, философской и политической мысли служили той интеллектуальной средой, вне которой эта наука не могла бы сложиться. Именно поэтому изучение истории политической мысли составляет важное и неотъемлемое направление политологии. При всем великолепии известных памятников китайского, индийского, ближневосточного и дальневосточного философствования в сфере политики и том, что труды древних греков Платона ( 427-347 до н.э.) и его ученика Аристотеля ( 384-322 до н.э .), римлянина Цицерона (106-43 до н.э.) позволяют именно их считать предтечами политической науки, тем не менее можно утверждать, что основы современной политологии закладывались примерно с середины XIII века и в Западной Европе.

Именно здесь схоластика (от гр. scholastikos – школьный, учебный) - средневековое философское течение, представители которого стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, соединить божественно-догматическое знание с рационалистической методикой, - постепенно создавала основания для возникновения в европейских университетах новых форм учености. Среди них были и дисциплины, которые назывались:

- ars politica – политическое искусство (термин принадлежал немецкому философу и теологу Альберту Великому, около 1193-1280);

- scientia politica – политическая наука (автор термина - монах-доминиканец, впоследствии причисленный к лику святых, Фома Аквинский, 1226-1274);

- sanctissima civilis scientia – божественнейшая гражданская наука (авторство термина приписывается немецкому писателю-гуманисту Себастьяну Бранту, 1448-1521) и т.д.

Первый подъем политической науки пришелся на XVI-XVII века. В это время появились работы великого итальянца Николо Макиавелли ( 1469-1527 ), были написаны “Шесть книг о республике французского философа и политика Жана Бодена ( 1520-1596 ), изданы труды голландского юриста, историка и дипломата Гуго Гроция ( 1583-1645 ), бельгийского ученого и литератора Юста Липсия ( 1547-1606 ), немецкого правоведа Самуэля Пуфендорфа ( 1632-1694 ). Усилиями этих мыслителей впервые в систематизированном виде была рассмотрена политика как сфера человеческой деятельности. Уже в начале XVII века были открыты специализированные кафедры политического знания в университетах Нидерландов и Швеции. В немецких университетах в это же время получила распространение “наука о политическом благочинии”, позже развившаяся в учение о государственном администрировании. Недостаточная критичность ранних подходов к изучению политики привела к тому, что политические исследования подпали под стремление теоретиков эпохи Просвещения создать всеобъемлющую науку о человеке и обществе. В XIX веке этот проект попытались продолжить Огюст Конт (1798-1857)в своей концепции общей социологиии Карл Маркс (1818-1883), который в своем учении настаивал на слиянии в единое целое философии, экономики и социологии.

III. Становление политической науки как самостоятельной сферы исследований и преподавания началось во второй половине XIX века. В это время университетские подразделения государствоведения и политики создавались совместными усилиями историков, юристов, философов, специализировавшихся по политической проблематике. На попытки создания универсальных общественных теорий ученые, занимавшиеся политической сферой, ответили повышенным вниманием к эмпирической методологии (от гр. еmpeiria - опыт), что отразилось в подробнейших описаниях различных типов государств, форм правления, других явлений политической жизни (Теодор Вулси [1801-1889], Вудро Вильсон [1856-1924], Вильгельм Рошер [1817-1894]), Борис Николаевич Чичерин [1828-1904] и др.). Их объяснение политических явлений и процессов исходило из конкретных культурных и исторических фактов и факторов при известном невнимании к природе самого человека и общества в целом. Приоритет при этом начинает отдаваться политической компаративистике (от лат. comparativus - сравнительный). Она делала политологию более восприимчивой к сложности и многообразию норм, ценностей, институтов и социальных структур и к взаимосвязи различных форм политического поведения людей и политических организмов, которые, как полагает современный американский политолог Дэвид Аптер ( род. 1924 ), “могут означать совсем иное для тех, на кого они распространяются”. Сравнительный научный материал приобретал особую ценность в связи с тем, что в процесс исследования включался неизменно присущий политологии каждой страны проблематика теории и практики национальной политической системы. Джон Стюарт Милль (1806-1873) и его последователи считали сравнительный метод в познании общества соответствующим экспериментальным опытам в естественных науках. Именно на этом фундаменте был достигнут дальнейший прогресс политической науки.

В старейшем шведском университете г. Упсала политика как учебная дисциплина стала приобретать научный характер с 1840-х годов. Католический университет Дублина (Ирландия) в 1855 г. образовал кафедру социальной и политической науки. Примерно в 1870-е гг. в Оксфорде (Великобритания) и Парижском университете стали читать специальные курсы по политике. За океаном Фрэнсисом Либером в Колумбийском колледже в 1857 г. была создана отдельная кафедра по истории и политической науке, а в 1863 г. в Корнельском университете был открыт уже факультет истории, социальной и политической науки. В 1870-е годы в этой стране начинается специализация аспирантов по политическим исследованиям. В России академическая традиция изучения политики тоже возникает во второй половине XIX века, в период великих реформ. Первыми российскими собственно политическими исследованиями можно считать такие труды, как “История политических учений” (издана в 1869) Б.Н. Чичерина, ”Политика как наука” (1872) А.И. Стронина, “Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права” (1880) М.М. Ковалевского (1851-1916). Развитие ранней российской политологии происходило на основе сравнительных подходов, но весьма успешно работали и специалисты в области истории политики и права, юристы, занимавшиеся проблемами государства.

IV. С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Основной вклад в развитие современной политологии внесли западные теоретики: Толкотт Парсонс ( 1902-1979 ), Дэвид Истон ( род. 1917 ), Ральф Дарендорф ( род. 1929 ), Морис Дюверже ( род.1917 ), Роберт Даль ( род. 1915 ), Габриэль Алмонд ( род. 1911 ), Стивен Верба ( род. 1932 ) и др. Современная политическая наука – авторитетнейшая академическая дисциплина, В мире действует Международная ассоциация политологов (IPSA), которая систематически проводит научные конференции и симпозиумы. Мнения профессиональных политологов-аналитиков стали учитываться при разработке и принятии важнейших решений во всех государствах и международных организациях. Развитие современной политической науки условно можно разделить на три этапа:

1) период становления (вторая половина XIX в. – конец 40-х годов ХХ в.), когда главное внимание уделялось исследованию проблем политической власти и ее социальных основ;

2) период активного расширения сфер политологических исследований после создания в 1949 г. Международной ассоциации политической науки (конец 40-х – вторая половина 70-х гг. ХХ столетия);

3) период поиска новых парадигм развития политической науки (конец ХХ века по настоящее время), характерный выдвижением адекватных современному состоянию человеческого общества моделей и концепций власти и политических отношений.

V. Особенно быстро и плодотворно политология развивалась во второй половине ХХ столетия. И связано это было в основном с двумя главными обстоятельствами:

во-первых, с появлением в американской политической науке бихевиористского подхода, который стал, следуя определению Роберта Даля ( род. 1915 ), синонимом “политического поведения”. Политика, по мнению бихевиористов, представляет собой реальные действия реальных людей в политической практике, а не различные совокупности институтов и структур, через которые выражают свою волю граждане. Главным отличием бихевиористского подхода можно считать то, что он выдвигал в центр исследований поведение обыкновенного человека, рядового гражданина. Это сразу же отразилось на исследовательских приоритетах. До открытия нового подхода политическая теория раскрывала сферу политики через понятия “справедливости”, “государства”, “права”, “патриотизма”, “общества”, “добродетели”, “тирании”. После появления бихевиоризма для этих же целей стали использоваться термины “отношения”, “группы”, “конфликты”, “взаимодействия”, “страты ”;

во-вторых, с внедрением новых методологий политических исследований стал широко использоваться системный анализ политической практики. Системный подход в политической науке схематично можно охарактеризовать следующим образом:

а) политическая жизнь – это система поведения, существования человека в окружающей общественной среде, открытой для влияний, исходящих извне и внутренних источников;

б) политическая система – это ряд взаимодействий, посредством которых в обществе распределяются необходимые для цивилизованной жизни ценности;

в) политическая система имеет “регулирующий” и “саморегулирующий” потенциалы, позволяющие изменять, корректировать внутренние процессы и структуры во избежание саморазрушения системы;

г ) политическая система динамична и изменчива;

д) политическая система может сохранять устойчивость при наличии определенного баланса между входящими и исходящими воздействиями и импульсами.

Системная теория политики привела к тому, что состоялся целый ряд новых научных открытий, обобщений, терминов:

а) теория демократии Йозефа Шумпетера;

б) плюралистическая теория демократии Роберта Даля;

в) теория партиципаторной демократии Крофорда Макферсона и Бенджамина Барбера;

г) концепция государства всеобщего благоденствия, общества потребления;

д) стандартизированная терминология, соединяющая политологию с другими, в том числе и фундаментальными науками;

е) сравнительная политология стала использовать понятие “система” в качестве макроединицы в сопоставительном анализе.

VI. Хотя в значительной степени и условно, в многообразии политических учений формировавшейся западной политологии можно было выделить два основных направления, воплощавших две давние научные традиции. Представители одного из них – рационалистического или, иначе, сциентистского (научного), - верят в безграничные возможности человеческого разума и имеющиеся в распоряжении ученого средства познания, в связи с чем постоянно стремятся создать общую теорию политики. На их взгляд, политология ничем не отличается от естественных наук. Она, как и фундаментальные науки, имеет дело с законами, действие которых в принципе может быть вычислено и предсказано. Представители другого направления, которое обычно называют эмпирическим, скептически оценивают возможность открытия общих законов политических процессов и построения единой научной системы теоретических знаний, адекватной реальной политической действительности. Они считают, что в сфере политики всегда присутствуют некие неизвестные, не поддающиеся учету факты и факторы, которые способны дезавуировать самую идеальную теоретическую схему. Поэтому задача политологии состоит не в предсказаниях чего-то еще не существующего, а в том, чтобы добросовестно исследовать прошлый опыт, давать как можно более адекватное описание имеющейся действительности, опираясь на которое каждый профессиональный политик будет делать собственные выводы о завтрашнем дне, руководствуясь при этом не только знаниями, но и интуицией.

Многие ученые стали разграничивать понимание политологии в широком и более узком смысле слова. В первом случае эта наука предстает как вся система научного знания о политике, совокупность всех политических дисциплин, включая политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и права, геополитику, политическую психологию. Во втором случае речь идет о политологии как одной из политических наук, создающей теорию политики, политических явлений, отношений и процессов, а также изучающей универсальные формы проявления политики в различных условиях разных стран и народов. Политология в последнем случае предстает как наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества и их специфическом проявлении, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики.

В мировой традиции политического знания обычно принято различать политологию как таковую (англ. political science) и политические науки (англ. policy science). В англо-американском “Словаре политического анализа” под политологией понимается систематизированное изучение политики в целом и, более узко, государственного управления. В исследовательском плане развитие политологии шло от внимания к формальным институтам (в основном к государству) и правовым отношениям в направлении научного интереса к поведению людей и их групп в политике, политическим процессам и системам, неформальным отношениям. Содержание основных разделов политологии в качестве комплексной научной и учебной дисциплины обычно составляют: 1) политическая теория; 2) сравнительный анализ политических феноменов; 3) поведение в сфере политики; 4) властные отношения; 5) государственно-административная деятельность; 6) международные отношения и мировая политика.

VII. К началу XXI века политическая наука представляет собой быстро изменяющуюся область знания, успешно преодолевающую те барьеры, которые ранее разграничивали ее конкретные разделы. Это стало придавать политологии отчетливо междисциплинарный характер. Подобный порядок вещей стал складываться в ходе “новой революции” в политической науке, о наступлении которой еще в 1969 г. объявил Дэвид Истон ( род. 1917 ). С его точки зрения, в процессе придания политологии нового качества необходимо было не только преодолеть некоторые негативные стороны бихевиоризма (увлечение созданием “чистой науки”, недооценка практической составляющей политических знаний, увлечение абстрактным анализом, недостаточное внимание к проблемам морали), но и переориентировать политическую науку на решение новых задач. Истон имел в виду следующие из них : а) исследование проблем общего кризиса человеческой цивилизации и перехода в постиндустриальную фазу развития; б) преодоление эмпирического консерватизма, традиционно свойственного политической науке; в) введение в теорию политологии рассуждений, связанных с влиянием морально-этических ценностей на поведение “человека политического”; г) включение в предметное поле политической науки нетрадиционных субъектов политики (новые социальные движения, транснациональные объединения, маргинальные структуры), появление которых требует выработки новых политических процедур.

Необходимость такой “новой революции” в политической науке может быть обоснована и аргументами другого рода: 1) постиндустриальная модернизация современного мира продемонстрировала недостаточность аналитических методов политологической классики, основанных на интересах, и необходимость обращения к ценностям и их роли в социально-политических преобразованиях; 2) в условиях транзитных, переходных отношений (от индустриализма к информационному обществу) возрастающая угроза общественной дестабилизации и распада социальных связей выдвигала на передний план не представительские, идущие от гражданского общества, функции политики, а интеграционистские, идущие от государства как инструмента противостояния социальному хаосу; 3) довлеющая в западной политологии концепция общества как совокупности “разумных эгоистов”, вступающих в отношения взаимовыгодного обмена, все чаще наталкивалась на приоритеты, носящие коллективистский характер и не сводимые к понятию индивидуализма.

Неспособность сложившейся в западной науке политической теории отражать подобные “коллективные сущности” свидетельствовала об ее известной ограниченности. Многими обществоведами мира все настойчивее ставится вопрос о том, что сложившаяся западная политическая теория отражает не столько универсалии мира политического, сколько социально-цивилизационную специфику евро-атлантического региона, в связи с чем главной задачей современной политологии становилось освоение уже не регионально-европейского или американского, а действительно всемирно-исторического опыта политического развития человечества. В решение этих задач активно включилась российская политология. В 1990 г. ее вновь вводят в число изучаемых в российских вузах дисциплин. Развитие политологии в Российской Федерации условно можно разделить на три периода: 1991-1994 гг. – период ученичества и освоения основных достижений западной политической науки; 1995 – 1998 гг. – завершение формирования вокруг журналов «Полис», «Свободная мысль», «Социально-политический журнал», «Диалог» сообществ отечественных политологов, исповедующих широкий спектр идей и придерживающихся различных методологий. В этот и последующий период появляются теоретические работы российских авторов, по кругу и глубине рассматриваемых вопросов выходящих на уровень мировой политической науки и даже открывающих в ней новые пути исследования и предлагающие оригинальные концепции и теории.

VIII. Политология как самостоятельная наука имеет свой объект и специфический предмет познания. Объектом политологии являются вся сфера политических отношений в обществе, то есть совокупность всех объектов политической деятельности, в первую очередь государства. Важным предметом политологии является такое многоплановое общественное явление, как политическая власть. Известный американский политолог Гарольд Лассуэлл (1902-1978) даже утверждал, что “когда мы говорим о науке в области политики, то имеем в виду науку о власти”. К числу первоочередных занятий политологии относятся также разработке теории и методов политической деятельности, конкретные исследования политических институтов, анализа ситуаций, субъектов и объектов политики.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования. Наиболее общие закономерности касаются становления, развития и смены политических систем, категориального аппарата, наиболее существенных и устойчивых тенденций в проявлениях и использовании политической власти.В зависимости от сферы проявления, устанавливаемые политической наукой закономерности можно разделить на четыре группы:

- политико-экономические закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, концепций, теорий, выясняющих соотношение между политикой и экономикой;

- социально-политическиезакономерности, обусловливающие функционирование политической власти. Главное в обеспечении ею стабильности общества – учет интересов и потребностей различных элементов его социальной структуры, нахождение путей гармонизации этих интересов, уничтожение или смягчение антагонизмов, конфликтных ситуаций, кризисных явлений.

- закономерности функционирования и развития политического процесса: а) приоритет общечеловеческого над классовым и партийным в политике; б) верховенство закона для всех членов общества, в) разделение властей; г) гласность в деятельности государстваи общественных организаций; д) политический плюрализм и т.д.;

- политико-психологические закономерности отражают отношения между личностью и властью и вбирают в себя процессы политической социализации личности, формирования политических чувств, настроений, ценностных ориентаций, путей влияния на избирателей, формирования политических лидеров, завоевания и удержания ими власти и т.д.

IX. При изучении политических явлений и процессов политическая наука использует различные методы исследования, характерные для всех социальных наук. Но есть такие методы, которые в совокупности с другими превращают политологию в самостоятельную научную дисциплину. Это, прежде всего, системный метод, бихевиористский подход (особый способ анализа политических явлений через изучение поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей), количественные методы (статистические исследования политической активности; анкетные исследования и опросы; лабораторные эксперименты, особенно в сфере международных отношений), сравнительные методики.

В политическом анализе в настоящее время активно используются и такие новые методы, как кибернетический (анализ политики сквозь призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи, и сети целенаправленных коммуникативных действий и механизмов, обеспечивающих отношения управляющих и управляемых на всех уровнях взаимоотношений внутри общества и с внешней средой); 2) коммуникативный (раскрытие свойств политики через изучение складывающихся в политическом пространстве способов общения людей); 3) политико-культурные (заложившие в основание исследования политики субъективные ориентации элитарных и массовых субъектов на политические объекты, которые в соответствии с ними видоизменяли формы своего поведения, характер деятельности политических институтов и других параметров функционирования власти) и др.

 

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН

 

Политика есть мощное бурение твердых пород, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Цель такой политики – достижение максимума разумно возможного.

Макс Вебер

I. Едва только древний человек обеспечил себе основы существования – огонь, еду, жилище, он создал еще две крупнейшие сферы собственной жизнедеятельности: искусство для самовыражения (начиная с наскальных рисунков) и политику для общения с себе подобными. Последняя возникает в связи с усложнением общественной жизни и необходимостью реализации таких коллективных интересов, которые не поддавались удовлетворению без вмешательства “третьей силы” в виде государства и его институтов публичной власти. Этимологически обозначая “то, что связано с государством”, политика, тем не менее, с самого начала возникает как многозначное общественное явление, отнюдь не сводимое только к государственной власти или даже к самому государству. Политика появляется как вид общественной деятельности, каждый политический факт является фактом социальным. Вместе с тем любые сколько-нибудь научно строгие определения политики неизменно так или иначе будут связаны с отношениями по поводу власти и государством. Известный британский политолог, автор популярных учебников Дэвид Хелд (род. в 1951) в самом общем виде характеризует политику как борьбу за организацию человеческих возможностей, как явление всеобщей взаимосвязи (внутренней и внешней) социальных групп, институтов и обществ, обусловленное всеми видами жизнедеятельности людей в их общественной и частной форме. По его мнению, политика находит свое выражение в сотрудничестве, переговорах и борьбе вокруг вопросов использования, производства и распределения ресурсов, поэтому “изучение политики является, прежде всего, освоением истории возможностей и возможностей истории”.

История представлений и развитие идей о политике отражают как перманентное усложнение реального политического мира, так и характер взаимоотношений человека и государства в каждое конкретное время. По историческим периодам это выглядело следующим образом:

- на первом, государствоцентричном этапе (примерно до XVI в.), подход к политике основывался на положении о государстве как носителе верховной власти над человеком. Оно складывалось для упорядочения и наилучшей организации социальной жизни, а для обоснования необходимости его существования привлекались либо мифологические и религиозные мысли о божественной воле, либо рассуждения об естественном порядке и рациональном характере государственной формы объединения населяющих данную территорию людей. Вся их политическая жизнь была включена в орбиту притяжения верховной власти, а политике присуща своего рода однополюсная направленность, главным в которой являлось подчинение человека государству;

- на втором этапе содержание политической жизни постепенно изменялось. Политика и правила политической игры окончательно были отделены от этических оснований. В политике стали видеть поле для поддержания согласия и выполнения некоего разумного общественного договора государства и гражданского общества, а также их представителей между собой. Одностороннее подчинение человека установленной свыше государственной воле уступало место взаимным обязательствам партнеров, когда гражданское общество в целом и его сословия добивались признания своего естественного права оказывать давление на государственный режим, а то и менять его. При этом государство все еще пользовалось безусловным главенством над гражданином;

- в ХХ веке наступает третий, социоцентристский этап в развитии воззрений на политику. На смену положениям о монополии единой верховной и суверенной государственной власти приходят идеи плюрализма, согласования интересов различных социальных групп, делящих между собой влияние на государство и общество. Со становлением в самых развитых странах демократических систем преобразуется и сама парадигма видения мира политики: в ней свершается переход от государственного моноцентризма к социальному полицентризму, от единого и неделимого суверенитета государя к участию во власти всех основных групп граждан. В формально-историческом плане это означало, что приоритет отдается обществу и составляющим его людям, а не государству;

- в последние десятилетия заметны признаки наступления нового, уже четвертого по счету, большого этапа в эволюции понимания политики, отражающего новейшие изменения в реальном содержании политической жизни постиндустриального человечества. Высокоразвитое сознание и информированность человека начала 3-го тысячелетия побуждают его к участию в различных формах самоуправления, которые нередко становятся транснациональными. Эти явления пока что присущи только развитым странам, но они свидетельствуют о возникновении новых подходов к осмыслению предназначения политики в меняющемся мире.

II. Рассмотрение концептуальных подходов к истолкованию политики позволяет сделать вывод о существовании разных социальных и научных ее сторон, многомерности ее характере. В обществе политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:

- как сфера общественной жизни;

- как один из многих видов активности социальных субъектов, их коллективного и индивидуального поведения;

- как тип социальных отношений – между индивидами, малыми группами и большими общностями.

В первом случае политика рассматривается в виде структурной составляющей общества с присущими ей определенными положением и ролью, но которая при этом обладает особыми содержательными и функциональными свойствами. В марксистской теории политика выступает в роли регулирующей “надстройки”, состоящей в первую очередь из государственной организации, которая обеспечивает сложившийся властный статус-кво для системы отношений производства и обмена. У Толкотта Парсонса и Бертрана Рассела (1872-1970) политическая подсистема общества выполняет функции целеполагания и целедостижения. У бихевиористов (Гарольд Лассуэлл, Абрахам Каплан [1918-1993]) политическая система связана с контролем и распределением ресурсов. Ученые закрепляют за политикой функции согласования общих и частных интересов, осуществления власти, поддержания общественного порядка и руководства людьми, осуществления общезначимых целей, регулирования ресурсов и управления социумом.

Второй тип объяснения политики зиждется на ее трактовке в качестве способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и поведения в обществе. В марксизме главное содержание политики – борьба за власть, действия по ее завоеванию и удержанию. Макс Вебер (1864-1920) рассматривает данную категорию как предприятие и профессиональную деятельность. Для Гарольда Лассуэлла и других бихевиористов политика – вид социального поведения индивидов и их групп, характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во властвовании.

Третье объяснение политики включает ее в сложную сеть социальных отношений и связей. Еще Аристотель определял политику как высший тип человеческого общения, а Макиавелли видел в ней многостороннее противоборство различных социальных субъектов за власть в государстве. Марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. Появились и современные научные модели, которые классифицируют политику в соответствии с взаимодействиями типа конфликт - консенсус. Разработаны схемы властных отношений, где политика понимается как некая всеобщая структура для соединения (консолидации) разных проявлений социальной и политической жизни (Морис Дюверже [род. 1917]).

Содержание понятия «политика», несмотря на развитие научного знания, постоянно остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщетность однозначных определений феномена политики, стремления поймать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной логики. Термин “политика” практически всегда используется в нескольких смыслах. Так, известный французский политолог Раймон Арон выделял несколько его трактовок:

а) понятие политики используется для обозначения концепции, программы действий или самих действий групп людей по отношению к какой-либо одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом;

б) в другом смысле слово “политика” относится к сфере общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические направления или организации. Политика - область или сфера, внутри которых борются личности или группы людей, имеющие различающиеся интересы;

в) в третьем смысле различение термина “политика” касается институционального измерения правового порядка и традиций, определенного властного строя того или иного сообщества людей, способа его властной организации.

Отношение к политике как неизбежно многомерному миру характерно и для американской политологической школы. А. Рэнни, профессор Калифорнийского университета, автор книги “Управление: ведение в политическую науку”, опубликованной во многих странах, отмечал в этой связи: “В самом широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуждения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов”. Он представляет политику а) как отношения (общение) между социальными группами; б) деятельность людей; в) функционирование политических институтов и организаций; г) социальное поведение; д) совокупность распространенных в обществе политических идеалов, идеологий, доктрин и морально-этических ценностей; е) ориентации, пристрастия и опыт соответственно индивидов, групп, наций, народов, цивилизаций; ж) коммуникационные процессы.

Российский политолог Елена Борисовна Шестопал выделяет пять наиболее общих аспектов понимания политики:

- как систем – государственных институтов, партий, общественных объединений;

- как процессов – динамических изменений, которым подвергаются институты, исполнители разных функций и правила политической игры;

- как игр по правилам – писаным (нормы права) и неписаным (традиции, обычаи, нормы поведения), регулирующим взаимоотношения в политической сфере;

- как структур определенных ценностей и установок, особых идеологических подходов к политике;

- как видов человеческой деятельности, включающих в политическую активность и профессионалов, и рядовых граждан и определяющих особые типы их поведения.

III. В то же время во всей совокупности научных представлений о политике существуют и такие теоретические конструкции, способы объяснения изучаемых политических явлений, которые обобщают всю гамму связанных с ними идей, оценок, чувств, представлений. Эти основополагающие по своему характеру представления о природе и сущности политики выступают своеобразным теоретическим фундаментом, на котором выстраивается вся совокупность наблюдений и выводов о разнообразных, описываемых на протяжении веков и тысячелетий формах государственного устройства, отношения между господствующими и подчиненными им слоями общества, деятельности структур публичной власти и т.д. Такие принципы понимания политики можно назвать парадигмами, если использовать введенное в научный оборот в 20-х годах ХХ в. американцем Томасом Куном (1922-1996) понятие. В наиболее общем виде этот ученый трактовал парадигму как логическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Фундаментальное значение для политической науки имеют те парадигмы, которые истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные черты и свойства политики, среди которых выделяются:

1) теологическая парадигма. Сверхъестественное объяснение божественной природы власти и политики, полностью исключавшее человека из числа их творцов, сохранялось вплоть до появления трудов Фомы Аквинского, утвердивших иную интерпретацию теологического подхода к миру политического. Средневековый мыслитель исходил из наличия 3-х основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, второй и третий являются производными от человеческого права. Таким образом, и власть, и субъекты власти определялись не только сверхъестественным проявлением божественной воли, но и волей человека. Власть выступала как некая комбинация невидимого, провиденциального управления и человеческих усилий. Как можно заметить, в основе теологического подхода к политике и власти лежат не присущие научному знанию логические и рациональные критерии, а принципы веры, необъяснимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. Сейчас в основном лишь философы-богословы исповедуют подобные постулаты, но фактом является то, что теологическая парадигма зафиксировала ряд важных характеристик феномена политики;

2) натуралистическая парадигма. С ее помощью ученые пытаются объяснить природу политики, исходя из доминирующего значения факторов внесоциального, природного характера. При формировании этой парадигмы особое значение приобрели три подхода – географический, биополитический и психологизаторский:

- первый из них привел к формированию в конце XIX – начале XX веков геополитики – отдельной политологической дисциплины, обосновывающей зависимость политики от природно-географических факторов. Эта наука и сегодня способна оказывать серьезное влияние на политическое регулирование международных отношений, целого ряда вопросов и проблем общественной жизни;

- второй подход привел к возникновению в 70-е годы ХХ в. в США биополитики как самостоятельной дисциплины, когда для познания политической сферы жизни людских сообществ признается достаточным примат инстинктивных, генетически врожденных свойств человека;

- для психологизаторского подхода, зародившегося еще в XVII веке, и сегодня основной идеей является сведение всех политических явлений к преобладающему влиянию психологических качеств человека;

3) социоцентристская парадигма. Она объединяет самую широкую группу теоретических представлений, авторы которых единодушно признают общественное происхождение и природу политики, то есть она ими рассматривается как некая форма социальной организации жизни человека, как определяющая сторона жизни общества. В самом широком плане сторонники этих подходов пытаются объяснить природу политики двумя основными способами: одни исходят при этом из приоритета внешних по отношению к ней факторов, другие отдают предпочтение внутренним факторам самодвижения и саморазвития политики. И те, и другие высказывают свои суждения в рамках отдельных теорий и парадигм. Наиболее оригинальной из них является теория Карла Шмитта (1888-1985). Этот немецкий ученый исходил из того, что политика не имеет собственных оснований, черпая энергию из всех других областей жизни. Не составляя отдельной сферы, политика формируется как результат нарастания человеческих противоречий, повышения их интенсивности до стадии отношений «врагов» и «друзей». «Враг», согласно Шмитту, это совокупность людей, противостоящих такой же совокупности индивидов, когда образ «чужого» означает не личного противника, а именно общественного врага, борьба с которым может принимать и формы его физического уничтожения. «Друг» - это «свои», то есть та совокупность людей, по отношению к которым политика выступает как средство объединения и интеграции;

4) культурологическая парадигма. Ее творцы исходят из того, что целостность политики и ее единство с обществом определяется целостностью самого человека, они рассматривают политику как продукт осмысленной деятельности людей, а ее главное назначение – как осуществление творческих функций людей. Эта парадигма не дает забыть, что и в политике человек должен оставаться самим собой и следовать принципу «homo homini homo est» (“человек человеку - человек”);

5) парадигма конфликта. Идея внутренней противоречивости, конфликтности политической жизни получила признание еще в XIX в. Ученые, придерживающиеся таких взглядов, не рассматривают наличие конфликтов как угрозу политическому развитию общества, ибо конкуренция по поводу дефицитных ресурсов власти или социальных статусов, позиций престижа расценивается ими в качестве источников самодвижения и эволюции политических организмов. Влияние конфликтов на политическую жизнь рассматривается как исключительно конструктивное. В этой связи сторонники конфликтной парадигмы все основные проблемы сводят по преимуществу к поиску наиболее эффективных технологий управления конфликтами;

6) парадигма консенсуса. В противовес парадигме конфликтов, в современной политической науке сложилось направление, сделавшее концептуальным методом интерпретации политики консенсус. С точки зрения сторонников этого подхода, единство идеалов, основных социокультурных ценностей и ориентиров населения позволяет осознанно регулировать сложные отношения между людьми, разрешать возникающие между ними конфликты, поддерживать стабильность в обществе. Революции, острое политическое противоборство рассматриваются с этой точки зрения как выходящие за пределы норм организации общества, как аномалии политической жизни. Для своего нормального существования политика должна препятствовать возникновению конфликтов и кризисов, поддерживая состояние «социальной солидарности» (Эмиль Дюркгейм, 1858-1917), оказывать постоянное «педагогическое воздействие» на граждан государства (Джон Дьюи [1859-1952]) и т.д.

IV. Французский политолог Морис Дюверже сформулировал суждение, согласно которому все, или почти все в человеческом обществе имеет политический аспект, и ничто, или почти ничто не принадлежит политике целиком. Понимание природы и специфических свойств политики предполагает научное осознание ее связей и отношений с другими сферами жизни человеческих социумов. Испытывая влияние экономики, морали, права, культуры, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества. Между тем существующая в практике политической жизни тенденция абсолютизации функциональных связей между различными сферами общественной жизни нередко приводит к серьезнейшим деформациям и политики, и социальной жизни в целом. В этой связи есть необходимость несколько подробнее остановиться на подобных соотношениях:

- политика и экономика. Политика как социальный феномен формируется на пересечении ряда социально-исторических тенденций. Поэтому причины ее появления не могут исчерпываться только одной из них, в данном случае - экономикой. В целом экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. В свою очередь, политика, которая сформировалась после возникновения и диверсификации производственных и обменных процессов, тоже не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики. В то же время как разновидность властно-государственного принуждения политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на процессы в экономической сфере в виде экономической политики. Эта способность политики реализуется, прежде всего, в тех ситуациях, когда та или иная социальная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего государства. В этом смысле характер политического воздействия на экономику может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным;

- политика и право. Их взаимоотношения по сути дела определяются особенностями присущих им способов регулирования социального порядка и технологий применения государственной власти. Так, политика генетически сориентирована на обеспечение групповых приоритетов в организации государственной власти, ибо политика «работает» на согласование и продвижение интересов наиболее жизнеспособных социальных групп с коллективными потребностями и целями. Вместе с тем политика всегда учитывает влияние реальных, а не формальных социальных центров, тех сил, которые способны практически воздействовать на перераспределение ресурсов и принятие решений. Система же правового регулирования изначально сориентирована на регулирование всего социального пространства в целом, не выделяя какие-либо групповые приоритеты. Право снимает групповую заостренность политической конкуренции, предъявляя одинаковые требования ко всем гражданам государства, независимо от их партийной принадлежности и т.п. Для права главным принципом деятельности является диспозиция «закон – отклонение от закона» (а не «формальное – реальное» влияние, как в политике), поэтому его регуляторы редко действуют в режиме предупреждения, полагаясь в основном на технику санкционирования. Короче, политика в обществе проявляет себя как поисковый механизм социального развития, разрабатывающий его проекты, а право – механизм придания таким проектам общезначимого характера;

- политика и мораль. Проблема соотношения политики и морали занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. В центре проблемы всегда стояли вопросы нравственного воздействия на власть, способности общества к одухотворению политической конкуренции. В то время как политика заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда и пользы, выгоды или убытка, мораль помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношения абстрактных Добра и Зла, сущего и должного. Мораль – особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий людей с точки зрения справедливости и несправедливости, добра и зла. Она основана на определенном понимании смысла существования и предназначения человека. Мораль не утилитарна для отдельного человека, она полезна и существенна для социума, так как способствует сохранению рода человеческого. В отличие от политики, права, экономики мораль не нуждается в специальном аппарате принуждения и наказания. Ее единственная санкция – совесть, то есть эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, Богом. Она – проводник морали, внутренний судья, осуществляющий самоконтроль там, где не возможен общественный надзор.

Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческого etos (этика). В латинском языке есть слово “mos” (множественное число - mores), обозначающее нрав, обычай, устойчивый порядок. На его базе Цицерон образовал прилагательное moralis (моральный) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Позднее появляется слово “мораль” (moralitas) в качестве собирательной характеристики всех моральных проявлений. В словаре русского языка С.И. Ожегова мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность, в свою очередь, как “правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, в также выполнение этих правил, поведение”. В “Кратком философском словаре” 1997 г. мораль, нравственность определяются как “способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, восходящих к “ценности добра”. С.А. Комаров в это же время несколько иначе интерпретирует понятие морали. Под таковой он понимает “непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого, чести, совести, долга, достоинства”.

В мировой социальной жизни можно выделить четыре главных подхода ученых к трактовке взаимоотношений политики и морали:

а) политика лишь тогда выполняет свою роль, когда она моральна, то есть она может и должна для самореализации использовать только нравственно допустимые средства. Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего управления, добродетель объявлял единственным средством подчинения людей порядку. Плутарх считал, что доверять бесчестному власть подобно вооружению безумного мечом. Для Платона и Аристотеля очевидно, что в политике должны участвовать только достойные. Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль – частной политикой. Ж.-Ж. Руссо взывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон полагал, что все искусство управления состоит в искусстве быть честным. Жизнь показала, что попытки полностью подчинить политику нравственности в духе морального абсолютизма обрекают ее на неэффективность и тем самым компрометируют и мораль, и политику. История продемонстрировала неприемлемость, опасность и другой крайности, когда политика подчиняет себе полностью нравственные нормы и ценности. Если политическая целесообразность при этом подменяет простые требования честности, порядочности, совести, то возникает угроза самому общественному порядку.

б) политика вне морали. Согласно этому подходу, политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Мораль – это дело гражданского общества, личной ответственности, политика же - область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Родоначальником таких взглядов многие считают Н. Макиавелли. В своей знаменитой работе “Государь” он утверждал, что политика должна учитывать конкретное состояние общественных нравов, в том числе нравственную испорченность людей, и если в народе не развиты гражданские добродетели и в обществе нарастает анархия, то государь вправе использовать любые, в том числе и безнравственные, средства. В частной же жизни он обязан руководствоваться общепринятыми нормами морали. Макиавелли сохраняет мораль как регулятор частной жизни политиков, а также как благородную цель, оправдывающую безнравственные способы ее достижения, в связи с чем представляется неверным мнение о нем как об апологете полного отрыва политики от морали;

в) политика – это зло. Эта позиция исходит из противопоставления политики и морали как непримиримых противоположностей. Наиболее последовательно такой позиции придерживаются анархисты. Политика и ее главный носитель – государство, писал отец русского анархизма М.А. Бакунин, “именно и значит насилие, господство посредством насилия, замаскированного и откровенного”. Зло, продолжал он, коренится в самой природе политики – во власти, ибо “кто облечен властью, тот по неизменному социологическому закону непременно сделается притеснителем и угнетателем общества”. Близки к ним в этом отношении и марксисты. Они трактуют политику как неизбежное в условиях существования эксплуатации классов и социального неравенства зло. Негативные оценки политики можно найти и у либеральных мыслителей. Так, Н.А. Бердяев писал в этой связи: “У меня отвращение к “политике”, которая есть самая зловещая форма объективации человеческого существования, выбрасывание его вовне. Она всегда основана на лжи. Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитарный нарост, высасывающий кровь из людей”;

- этика ответственности и этика убеждений М. Вебера как попытка найти разрешение проблемы нравственности в политике. Этот подход в настоящее время разделяют большинство политологов, которые исходят из признания необходимости воздействия нравственности на политику при учете специфики последней. А она, по словам Вебера, заключается в применении политикой насилия. “Именно специфическое средство легитимного насилия… в руках человеческих союзов, - писал он, - и обусловливает особенность всех этических проблем политики”. Для того, чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами. Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно было предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего.

В современных демократиях отношение политики и морали, политического и морального сознания складываются таким образом, что значение нравственного начала в политике возрастает, все чаще политические явления подвергаются моральному измерению, нравственной оценке, происходит “очеловечивание политики”, политика получает все более четкую гуманистическую ориентацию. Для гуманизации политики и укрепления нравственности лучшим является не тот строй, “который предъявляет своим гражданам все более высокие или даже наивысшие моральные требования. На самом деле лучше тот строй, который, прежде всего, отвечает человеческому характеру в его обычной амбивалентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, но в то же время открывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие для их способности к добру” - отмечает Б. Сутор из ФРГ.

V. Политика возникает и осуществляется ради осуществления определенных целей. Цель, средство и результат – основные компоненты политической и любой другой деятельности:

- цель – выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. Высшая цель политики – гармонизация сочетания частных и общих интересов, чем уполномочено заниматься государство;

- средства политики - инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия. Они представляют собой конкретные факторы влияния субъектов власти на массы: пропагандистские кампании, забастовки, вооруженные действия, электоральная борьба и т.д.;

- методы политики – это способы воздействия и употребления ее средств. Среди них выделяются насильственный и ненасильственный методы, принуждение и убеждение.

Вопрос о влиянии целей и средств на существо политики издавна является предметом горячих споров в основном представителей трех точек зрения: а) нравственный характер политики определяется ее целью; б) приоритетное влияние на нравственную значимость политики оказывают используемые средства; в) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией.

Наиболее известными сторонниками “целедоминирующего” подхода были Н. Макиавелли и Владимир Ильич Ленин (1870-1924). Но детальное теоретическое обоснование и практическое воплощение тезис “цель оправдывает средства” получил у иезуитов – членов католического ордена, основанного в 1534 г. в Париже и действующего и поныне. Многие века в общественной мысли преобладало мнение, что для достижения благородной цели допустимы и безнравственные средства, например, использование лжи. Ложь, утаивание информации, сбор и создание компрометирующих материалов и в мире современной политики считается вполне допустимыми средствами политического противоборства, хотя политическая наука и общественное мнение относятся к этому отрицательно.

“Средстводоминирующий” подход к соотношению целей и средств политики исходит из нравственного приоритета средств над целью, что характеризует, прежде всего, сторонников ненасилия в политике. Махатма Ганди (1869 - 1948) считал, что нравственность воплощается в реальность через используемые в политике средства, ибо именно они выражают нравственную волю человека.

“Компромиссный” подход к соотношению целей и средств политики исходит из того, что эти компоненты играют в ней, политике, свою собственную и важную роль. Достаточно убедительную трактовку общего соотношения целей и средств в политике с точки зрения ее нравственной оценки сформулировал Николай Александрович Бердяев (1874-1948): “Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью. Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о цели забывают или они превращаются в чистую риторику. Цель имеет смысл лишь в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут”.

VI. Насилие представляет собой преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Политическое насилие отличается от других форм не только физическим принуждением и возможностью лишить человека свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но также организованностью, широтой,

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана.

Макс Вебер

I. Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Древнегреческое понятие “архэ”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина. Это было, по-видимому, не случайным совпадением, а скорее смутной догадкой о природе власти. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, в государстве. Принято считать, что по своей природе и происхождению власть – явление социальное. Как неотъемлемый спутник развития человеческого общества, она проявляется в неполитических формах, а после возникновения государств – и в качестве политической власти. Феномен политической власти в его обобщенном истолковании как координации действий самых разных организованных самостоятельных групп изучается в политической науке особым ее направлением – кратологией. Власть – и главная проблема, и основной нерв политики. Власть и по сей день воспринимается людьми в качестве “чудесного” средства, которое позволяет политике формироваться в качестве особой стороны человеческой активности. Согласно Сократу (469-399 до н.э.), политик, который управляет государством и владеет знанием о том, что именно есть благо для людей, – это врачеватель душ. Политическая власть самовыражается в реальной способности той или иной социальной группы либо индивида навязывать свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится это или не нравится всем другим людям.

Власть политическая выступает как ключевая разновидность власти, обладает колоссальными творческими способностями, представляет собой самый могущественный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Но она же может становиться жестокой и несправедливой силой, злым демоном, потрясающим устои общества, обрывающим судьбы стран и народов. Еще со времен античности в политической мысли постоянно присутствует и осуждение власти. В одном из диалогов Платона говорится: “Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью”. И спустя две с лишним тысячи лет, выступая в 1887 г. в английском парламенте, лорд Эктон заявит: “Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно… Великие люди почти всегда – дурные люди… Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть – самая постоянная и активная сила”. Властные отношения, объективно присущие обществу, являются своеобразной платой за жизнь в нем, ибо жить в социуме и быть свободным от его правил общежития






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.