Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. Решение задач линейного программирования графическим методом






Решение задач линейного программирования графическим методом

Краткие теоретические сведения

В линейной алгебре доказано, что множество допустимых решений (многогранник решений) ЗЛП представляет собой выпуклый многогранник (или выпуклую многогранную область), а оптимальное решение задачи находится, по крайней мере, в одной из угловых точек многогранника решений.

Вершину многогранника решений, в которой целевая функ­ция принимает максимальное (минимальное) значение, определить сравнительно просто, если задача, записанная в стандартной форме, содержит не более двух переменных или задача, записанная в форме основ­ной, содержит не более двух свободных переменных, т. е. n - r £ 2, где n — число переменных, r — ранг матрицы, состав­ленной из коэффициентов в системе ограничений задачи.

Получим решение задачи, состоящей в определении максимального значения функции

F = c1x1 + c2x2 (2.1)

при условиях

ai1x1 + ai2x2 £ bi, () (2.2)

xj> 0 (j=1, 2). (2.3)

 

Каждое из неравенств (2.2), (2.3) системы ограничений за­дачи геометрически определяет полуплоскость соответственно с граничными прямыми ai1x1 + ai2x2 = bi ( ), х1 = 0 и х2 = 0.

В том случае, если система неравенств (2.2), (2.3) совместна, об­ласть ее решений есть множество точек, принадлежащих всем указанным полуплоскостям. Так как множество точек пересече­ния данных полуплоскостей — выпуклое, то областью допусти­мых решений задачи (2.2), (2.3) является выпуклое множество, которое называется многоугольником решений (введенный ра­нее термин «многогранник решений» обычно употребляется, если n ≥ 3). Стороны этого многоугольника лежат на-прямых, уравнения которых получаются из исходной системы ограниче­ний формальной заменой знаков неравенств на знаки точных равенств.

Таким образом, исходная задача линейного программирова­ния состоит в вычислении такой точки многоугольника решений, в которой целевая функция F принимает максимальное значение. Эта точка существует тогда, когда многоугольник решений не пуст и на нем целевая функция ограничена сверху. При указан­ных условиях в одной из вершин многоугольника решений целе­вая функция принимает максимальное значение.

Для определе­ния данной вершины строят линию уровня c1х12х2 = h (где h — некоторая постоянная), проходящую через многоугольник решений, и передвигают ее в направлении вектора С = (с1, с2) до тех пор, пока она не коснется последней точки многоугольника решений. Координаты указан­ной точки и определяют оптимальный план данной задачи.

При получении решения могут встретиться случаи, изображенные на рисунке 2.1, a, b, c, d

       
 
 

 

 


 

a) b)

 

       
 
   

 


 

c) d)

Рисунок 2.1 – Возможные варианты решения задачи

Рисунок 2.1, а характеризует такой случай, когда целевая функция принимает максимальное значение в единственной точке А.

Из рисунка 2.1, b следует, что максимальное значение целевая функция принимает в любой точке отрезка АВ.

На рисунке 2.1с изображен случай, когда целевая функция не ограничена сверху на множестве допустимых решений (число решений бесконечно, а оптимального решения нет).

На рисунке 2.1d показан случай, когда система ограничений задачи несовместна (решение отсутствует).

Отметим, что получение минимального значения линейной функции при данной системе ограничений отличается от вычисления ее максимального значения при тех же ограничениях лишь тем, что линия уровня c1х12х2 = h передвигается не в направ­лении вектора С =(с1, с2), а в противоположном направлении. Таким образом, отмеченные случаи, встречающиеся при определении максимального значения целевой функции, имеют место и при определении ее минимального значения.

Итак, решение решения задачи линейного программиро­вания (2.2), (2.3) на основе ее геометрической интерпретации включает следующие шаги:

1) изображают систему координат (как правило, по оси абсцисс – ось х1, по оси ординат – ось х2);

2) строят прямые, уравнения которых получаются в резуль­тате формальной замены в ограничениях (2.2), (2.3) знаков неравенств на знаки точных равенств;

3) определяют полуплоскости, определяемые каждым из ограни­чений задачи;

4) строят многоугольник решений;

5) строят вектор С =(с1, с2) (вектор С получается в результате вычисления градиента целевой функции С = { . В качестве начальной точки градиента всегда принимают точку начала координат Х(0)(00);

6) строят прямую c1х12х2 = h, проходящую через любую точку, принадлежащую многоугольнику решений. Эта прямая называется линией уровней;

7) перемещают прямую c1х12х2 = h в направлении век­тора С, в результате чего либо получают точку (точки), в которой целевая функция принимает максимальное значение, либо уста­навливают неограниченность сверху функции на множестве пла­нов;

8) определяют координаты точки максимума функции и вы­числяют значение целевой функции в этой точке.

Хотя решение задачи с двумя переменными не представляет особого труда, однако, в нем есть ряд моментов, для разрешения которых необходимо владеть определенными приемами.

1.2 Практическая часть.

Решение задачи групповым методом.

1.2.1 Решим следующую экономическую задачу.

Задача 2.1. (задача об использовании ресурсов – задача планирования производства). Метод - коллективное решение задачи.

Для изготовления двух видов продукции P1 и P2 предприятие использует четыре вида ресурсов S1, S2, S3, S4.

Запасы ресурсов, число единиц ресурсов, затрачиваемых на изготовление единицы продукции, приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Исходные данные к задаче 1

Вид ресурса Запас ресурса Число единиц ресурсов, затрачиваемых на изготовление единицы продукции
Р1 Р2
S1      
S2      
S3   -  
S4     -
Прибыль от реализации едины продукции (тыс. руб)      

Необходимо составить такой план производства продукции, при котором прибыль от ее реализации будет максимальной

Последовательность действий по решению задачи:

1. Составление экономико-математической модели

2. Анализ полученной модели и выбор метода ее решения

3. Решение задачи выбранным методом

 

Графический метод обладает следующими достоинствами. Он достаточно прост и нагляден. Позволяет быстро получить искомый план. Однако у этого метода имеются существенные недостатки:

- невысокая точность вследствие погрешностей графических построений;

- рассмотренное (достаточно простое решение) может быть получено только, если целевая функция в стандартной задаче имеет всего две переменные.

1.2.2 Самостоятельное решение формализованной задачи (по номеру в журнале)

1) F = 2x1 – 6x2 → max 2) F = 2x1 – x2 → min

при ограничениях при ограничениях

x1 + x2 ≥ 2, x1 + x2 ≥ 4,

-x1 + 2x2 ≤ 4, -x1 + 2x2 ≤ 2,

x1 + 2x2 ≤ 8, x1 + 2x2 ≤ 10,

x1, x2 ≥ 0. x1, x2 ≥ 0.

 

3) F = x1 + x2 → max 4) F = 2x1 – x2 → min

при ограничениях при ограничениях

x1 -4x2 – 4 ≤ 0, x1 + x2 ≥ 4,

3x1 - x2 ≥ 0, 2x1 - x2 ≥ 2,

x1 + x2 - 4 ≥ 0, - x1 - 2x2 ≥ - 10,

x1, x2 ≥ 0. x1, x2 ≥ 0.

 

5) F = x1 - x2 → max 6) F = x1 + 4x2 → max

при ограничениях при ограничениях

-2x1 + x2 ≤ 2, x1 + x2 ≤ 4,

x1 - 2x2 ≤ -8, -x1 + x2 ≤ 2,

x1 + x2 ≤ 5, x1, x2 ≥ 0 x1, x2 ≥ 0

7) F = 3x1 + x2 - 10 → max 8) F = 3x1 + x2 - 10 → min

при ограничениях при ограничениях

7x1 + x2 ≥ 29, 7x1 + x2 ≥ 29,

3x1 + 2x2 ≤ 25, 3x1 + 2x2 ≤ 25,

4x1 - x2 ≤ 15, 4x1 - x2 ≤ 15,

x1, x2 ≥ 0 x1, x2 ≥ 0

 

9) F = 3y - 2x → max 10) F = 3y - 2x → min

при ограничениях при ограничениях

3x + 3y ≥ 18, 3x + 3y ≥ 18,

5x - y ≤ 24, 5x - y ≤ 24,

2x + 4y ≤ - 12, 2x + 4y ≤ - 12,

x, y ≥ 0 x, y ≥ 0

11) F = 2x + y → max 12) F = 2x + y → min

при ограничениях при ограничениях

5x + 2y ≥ 45, 5x + 2y ≥ 45,

8x - 5y ≤ 31, 8x - 5y ≤ 31,

3x - 7y ≤ - 55, 3x - 7y ≤ - 55,

x, y ≥ 0 x, y ≥ 0

 

13) F = 3x1 + x2 → max 14) F = 2x1 - 10x2 → min

при ограничениях при ограничениях

2x1 + 3x2 ≤ 6, x1 - x2 ≥ 0,

2x1 - 3x2 ≤ 3, x1 - 5x2 ≥ - 5,,

x1, x2 ≥ 0 x1, x2 ≥ 0

 

15) F = x1 + x2 → max 16) F = x1 + x2 → min

при ограничениях при ограничениях

2x1 + 4x2 ≤ 16, 2x1 + 4x2 ≤ 16,

-4x1 + 2x2 ≤ 8, -4x1 + 2x2 ≤ 8,

x1 + 3x2 ≥ 9,, x1 + 3x2 ≥ 9,

x1, x2 ≥ 0 x1, x2 ≥ 0

 

17) F = x1 + x2 → max 18) F = x1 + x2 → min

при ограничениях при ограничениях

x1 + 2x2 ≤ 14, x1 + 2x2 ≤ 14,

-5x1 + 3x2 ≤ 15, -5x1 + 3x2 ≤ 15,

4x1 + 6x2 ≥ 24,, 4x1 + 6x2 ≥ 24,

x1, x2 ≥ 0 x1, x2 ≥ 0

19) F = x1 +2x2 → max 20) F = x1 + 2x2 → min

при ограничениях при ограничениях

4x1 - 2x2 ≤ 12, 4x1 - 2x2 ≤ 12,

-x1 + 3x2 ≤ 6, -x1 + 3x2 ≤ 6,

2x1 + 4x2 ≥ 16,, 2x1 + 4x2 ≥ 16,

x1, x2 ≥ 0 x1, x2 ≥ 0

 

21) F = -2x1 +x2 → max 22) F = -2x1 + x2 → min

при ограничениях при ограничениях

3x1 - 2x2 ≤ 12, 3x1 - 2x2 ≤ 12,

-x1 + 2x2 ≤ 8, -x1 + 2x2 ≤ 8,

2x1 + 3x2 ≥ 6,, 2x1 + 3x2 ≥ 6,

x1, x2 ≥ 0 x1, x2 ≥ 0

 

23) F = 2x1 +3x2 → max 24) F = 3x1 + 5x2 → max

при ограничениях при ограничениях

x1 + 4x2 ≥ 8, x1 - x2 ≤ 3,

x1 ≤ 4, -3x1 + x2 ≤ 6,

2x2 ≥ 5,, x2 ≥ 4,

x1, x2 ≥ 0 x1, x2 ≥ 0

 

25) F = 4x1 +6x2 → min 26) F = 5x1 + 8x2 → max

при ограничениях при ограничениях

x1 + 4x2 ≥ 8, x1 - x2 ≤ 3,

x1 ≤ 4, -3x1 + x2 ≤ 6,

2x2 ≥ 5,, x2 ≥ 4,

x1, x2 ≥ 0 x1, x2 ≥ 0

 

Вместе с тем графический метод (с существенными усложнениями) может быть применен и в тех случаях, когда число переменных в целевой функции более двух. Рассмотрим такой случай, предварительно уяснив геометрическую трактовку основной задачи линейного программирования.

.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.