Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






года и 10 мес.






Следующий этап – 2 года и 10 мес. Здесь отметим, что ребенок начинает задавать вопросы и отвечать на вопросы. Появляется связный рассказ из нескольких предложений. Если ребенок не говорил, в этом возрасте только-только появляется связная речь.

Психоэмоциональное развитие. Во-первых, мы продолжаем любить желтый и оранжевый цвет. Во-вторых, мы начинаем подбирать костюм по цвету. Причем, в представлении ребенка, подобрать костюм по цвету – это желтые штаны, желтая рубашка, желтая кепка и желтые туфли. Мне нравится, как они вещи раскладывают: они вываливают свой гардеробчик и начинают раскладывать по цветам: кучка зеленого, кучка желтого…

Что касается бессознательного опыта. Этот возраст интересен тем, что при наличии внешних событий и объектов, которые напоминают о событиях рождения, ребенок начинает этот опыт воспроизводить. В частности, распространенный пример, что дети, с одной стороны, боятся воронки воды. Когда из ванной вытекает вода, там образуется воронка. С одной стороны, они боятся труб и воронок, с другой стороны, их туда прямо влечет. Если у ребенка было обвитие пуповины, которое ему мешало во время рождения, они могут выделять спрутов или где что-то связано с веревкой на шее – они к этим картинкам прямо приклеиваются. Очень часто бывает, что если в книжке есть такая картинка, они картинку закрывают, а с книжкой ходят и носят ее с собой. Ему предлагают: «Ну что ты ее носишь, раз боишься? Давай спрячем куда-нибудь». А он говорит: «А вдруг кто-то откроет». Он чувствует, что это имеет к нему какое-то отношение, но точно не может сказать, какое.

Если было неудачное вскрытие пузыря, ребенок тоже это вспоминает. В частности, он могут бояться струи воды. Или второе – они начинают вспоминать о родах. Это бывает в обычной житейской ситуации: все за столом, идет беседа. Вдруг ребенок как бы отключается: глаза открыты, но он не видит. И говорит: «Вы все здесь сидите, а я уйду в пузырь». Он повторяет это пару раз, потом его спрашивают: «Ты что такое говоришь?» Он голову поднимает: «А что? Что-то случилось?» Как будто бы этого не было. Это не один раз, это носит систематический характер. Продолжается 1–2–3 месяца, потом прекращается.

Теперь что касается игры. У нас развивается сюжетно-ролевая игра. В игре мы пытаемся участвовать на правах партнеров и подчиняться правилам игры. Это мы накануне перехода в группу. К этому моменту должны уметь подчиняться правилам игры – может быть, не полностью, но хотя бы частично.

В 2 года и 10 мес. появляется уверенное вырезание. Начинают вырезать по кругу. А в 2 года и 11 мес. обучаемся вырезать по контуру.

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА».

Давайте начнем эту тему с вашего вопроса про пуповинку и спонтанное интеллектуальное развитие. Мария Борисовна вам так ответила, потому что те, у кого были нормальные роды, у кого это все сохранили и оставили, там есть о чем говорить. А те, у кого не было нормальных родов, и они ничего не сохранили и все неправильно сделали, – там не о чем говорить. Не скажу. А то влезете куда-нибудь не туда, и еще сделаете хуже.

Когда малыш появляется на свет, кровь должна перетечь из плаценты к ребенку. Когда малыш рождается, кровь частично выжимается в плаценту, пока он проходит по родовым путям. И когда он родился, она должна вернуться обратно.

Это его собственная кровь, которой он распоряжается; никто не имеет права ее у него отбирать. Это чревато лейкемией. Все, у кого пуповина перерезалась не в сроки, – они в группе риска. А там еще железодефицитная анемия – она тоже с этим связана. Пуповина пульсирует разные сроки – у кого-то одну минуту. Все зависит от того, какой был отток. А у кого-то она пульсирует 11 минут. Причем когда ребенка выкладывают на живот матери – что очень любят в наших роддомах делать – она не может течь, потому что она течет только тогда, когда ребенок физически находится ниже матери. Там же нет насоса, который качает кровь, поэтому она стекает только под воздействием силы тяжести. Эта пульсация очень хорошо видна, потому что пока она пульсирует, она имеет насыщенный фиолетовый цвет. А когда пульсация прекращается, она сворачивается в белый, практически прозрачный жгутик. И пульсацию проверяют пальцами.

Пуповина сохраняется до определенного момента – до 3 лет. Потом с ней производятся определенные действия. Все, у кого были нормальные роды, сохраняют это хозяйство в пакетике до 3 лет, а потом мы с ней разбираемся. Она каким-то магическим образом связана с вашими интеллектуальными способностями. Если там производится определенное действие – не будем вдаваться в подробности, какое – тогда у ребенка интеллектуальные способности гораздо выше, чем были бы, если этого не делать. Но там одной пуповиной, конечно, не спасешься. Там надо делать много чего. На бога надейся…

Это я узнала из народной традиции. Из нашей и не только из нашей. Знаете, законы природы имеют свойство проявляться на всех частях планеты. Там самое главное – оказаться в нужном месте в нужное время. Один раз при рождении сделать и второй раз – в 3 года. И все хорошо. Не обязательно ровно в 3. Когда ребенок начнет разговаривать и решать логические задачки, тогда с ним и общаются.

Интеллектуальное развитие до года

Пойдемте дальше. Когда мы начинаем говорить об интеллектуальном развитии ребенка, давайте сначала оценим, какое интеллектуальное развитие было у него до года. Потому что мы к годовалому возрасту получаем определенный результат, от которого мы должны толкаться, чтобы двигаться дальше. У нас малыш годовалого возраста имеет мозг, развитый на 60% от объема взрослого головного мозга. К концу первого года жизни ребенок накапливает достаточно большое количество информации об окружающем мире. И овладевает всеми бытовыми понятиями, которыми пользуются взрослые. То есть все то, что вы говорите, все то, что вы называете, – это все ребенок знает. Помимо того, что он усваивает объекты неживого мира, он еще усваивает иерархию и изучает членов группы.

А теперь давайте опишем, какая информация усвоена ребенком к году.

Первое – мы знаем названия всех предметов окружающей обстановки, включая предметы мебели, одежды, утвари, посуды, бытовой техники, книг, различных домашних мелочей и вообще любых мелочей, с которыми мы имели возможность играть. Всякие шпильки, булавки, пуговицы – всю вот эту дребедень мы знаем поименно. Если она называлась, опять-таки. Если она не называлась, мы знаем, как она выглядит, но пока с названием не связываем. Пока нам кто-нибудь не скажет или мы не дорастем до того возраста, когда мы спросим об этом.

К годовалому возрасту ребенок знает о том, какие предметы бывают на ощупь. Всякая информация, которая нам дает тактильные ощущения и которая называется, – мы это все знаем. То есть мы знаем, что такое шершавое, мягкое, колючее, гладкое, жесткое, пушистое, горячее, холодное, сухое, мокрое. Ребенку также известны понятия «больно», «чисто», «грязно», «скользко» и т.п.

Следующая информация: ребенок знает число членов группы, которая его окружает. И он может делать счетные операции в пределах этого числа. Четные операции – это сложение, вычитание и деление. Это 3 счетные операции, которые мы делаем в пределах числа живых объектов, которые мы изучили. Как правило, количество людей, которые входят в это число, – от 30 до 100 должно было бы быть. Это то число, в пределах которого мы можем считать. Сколько в естественной группе людей есть, столько мы способны усвоить. Кроме того, что мы знаем множество людей, мы знаем еще множество, которое включает в себя домашних животных, птиц и растения. Причем они у нас выстроены в иерархию. На вершине иерархии находятся люди, потом идут крупные рогатые скотинки, потом идет птица. Кошка с собакой по уровню находятся рядом с детской стаей. И растения – это не очень уважаемые существа. Но среди них мы выделяем какое-то дерево, куст, отдельно взятый цветок, если у него есть какие-то особые признаки, а все остальное – просто растения. Например, какая-то береза очень толстая, а какой-то куст был поврежден.

Теперь: как видно, что мы считаем в пределах этого числа? Если мы говорим про людей, мы всегда знаем, сколько пришло и сколько ушло. Мы можем определить, что ушли мама и папа – 2 человека – и пришли дети – 5 человек. Мы уже различили, кто они по полу и возрасту.

Когда они смотрят на скотинку, например, на стаю кур, они их знают поименно. Если вы какую-то курицу положите в суп и он ее с утра недосчитается, то он спросит, где, собственно говоря, животное. И будет очень переживать, потому что оно было наше. Как мы делим, если у нас есть корзина яблок и дети? Мы сначала раздаем по одному, потом по второму и знаем, что им хватило по столько. Операции деления он делает. И, кстати, математические способности, которыми периодически блещут товарищи во взрослом возрасте, в детстве проявляются гораздо лучше. Но они их, во-первых, производят непроизвольно, и они проходят с очень большой скоростью, они бессознательны. Чтобы это сохранить, надо специально этим заниматься.

Они способны совершать число счетных логических операций в пределах 10. Как это можно видеть? Если у нас, например, стоит задача достать булавку с маминой полки, мы должны знать, что для того, чтобы достать эту булавку, нужно приставить скамейку, встать на полку, открыть дверцу, достать ящичек, из ящичка шкатулочку, из шкатулочки коробочку. Это логическая операция, он же ее строит, и очень быстро.

Счет в пределах численности группы – это необходимое биологическое условие выживания, на самом деле. Поэтому мы не можем по-другому. Вообще-то нормальная группа включает действительно от 30 до 120 человек. Ее мы и считаем. Это нам и надо для того, чтобы мы ориентировались и выжили. Если группа меньше, получается, что ребенок страдает. Мы еще учитываем, что есть мужчины и женщины. Вот этих мужчин вот сколько, а вот таких – столько. Они точно знают, как делится группа. А в группе мужчин с бородой мы знаем, что вот к этому нужно подходить только с улыбкой, а вот этому надо принести цветок, перед этим надо присесть, а этого по плечу похлопать. Представляете, какой объем информации колоссальный! Так что у нас с интеллектом все нормально. Там есть над чем работать нервным клеткам. Только дайте, пожалуйста, пищу, а то с чего она будет работать, если нет объекта.

Вот это та база, с который мы пришли к годовалому возрасту. Это мы говорим о нормальной группе. Сразу все оценили, насколько всех обрезали.

Нас удивила широта познаний нашего младенца.

Познания ребенка к 3 годам

Теперь давайте удивляться дальше: что он должен познать к 3 годам. Надо сказать, что ребенок продолжает расти после года. Очень активно растет и развивается до 3 лет. И задачи у него не менее грандиозные, чем были до года. Фактически, до года мы должны усвоить весь объем бытовой информации. Той, которая существует внутри племени. Ну и частично той, которая происходит снаружи, с чем мы сталкиваемся. А вот после года, во-первых, мозг ребенка развивается на 90% от объема мозга взрослого человека. И в этот период, помимо роста нервных тканей, у ребенка идет образование колоссального количества нервных связей. Зачем ему это нужно? Он, во-первых, продолжает накапливать информацию об окружающем мире. Это накопление информации заключается в том, что мы ее систематизируем и уточняем имеющуюся информацию. Ребенок идет как бы от общего к частному. Сначала мы видим, что есть утка – стадо уток. Потом мы начинаем разбираться, кто она такая, что она ест, какие у нее перья, как она себя ведет, как она летает.

Следующая наша задача – нам нужно усвоить эмоциональное значение информации. Что это такое? Мы должны понять смысл таких вещей, как «старое кресло». Что это такое. Когда мы говорим «старое кресло» – это не просто слова о том, что это кресло прослужило 150 лет и уже совсем дряхлое. Мы всегда еще имеем какой-то контекст. Задача ребенка – выяснить, кокой контекст вы вкладываете в свои слова. Когда вы говорите «розовый закат» – что вы имеете в виду помимо того, что просто говорите, что это закат и он розовый? Наверно, у вас есть какое-то настроение, какое-то отношение. Какие эмоции вы переживаете, когда говорите то или это? Когда вы говорите «озорной котенок» – это что? Значит, хорошо, что котенок играет, или нужно «но-но-но» ему сделать? Это очень большой пласт информации, его за раз не освоить.

Следующий момент – мы выделяем социально значимую информацию. То есть ту информацию, которая для нас важна, чтобы устроиться и благополучно жить в группе. Это то самое, что я говорила: у нас есть группа из 5 мужчин, к этому надо подойти и присесть и т.д. Это мы должны знать и уточнить: с какой ноги надо приседать, с правой или с левой, чтобы дядя Вася на нас благосклонно посмотрел. Конечно, здесь нужно выделить информацию о внешнем мире. Если до годовалого возраста ребенок в основном усваивает, что делается на территории его племени, то к 3 годам мы начинаем изучать, что происходит снаружи – в лесу, в поле. Нас интересуют явления природы. По идее, мы должны познакомиться с тем, что такое дождь, снег, ветер, какое у нас небо, что на нем происходит. Без получения информации об окружающем мире мы не сможем нормально жить в группе, мы не сможет безопасно себя вести. Поэтому нам совершенно необходимо эту информацию получить и ею руководствоваться.

Особенности восприятия информации

Теперь опишем особенности восприятия информации. У детей есть определенная специфика, когда они информацию воспринимают. Во-первых, поскольку у ребенка до 3-летнего возраста есть задача получить представление об эмоциональном видении человека окружающих вещей, то ребенок избирательно обращает внимание именно на эмоционально окрашенную информацию. То, что говорится монотонным, бубнящим голосом, не воспринимается вообще. Мы вообще не воспринимаем это как какой-то сигнал. Нам нужны характерные выражения. Он воспринимает только то, что говорится с какой-то эмоцией. Потому что он на это и ориентирован. Естественно, у него опыт складывается в результате длительного ежедневного общения со взрослыми, слушания сказок, рассказов. И он складывается из переживания различных событий, в которые он вовлекается и вынужден их переживать и наблюдать за переживаниями остальных.

Мы выделяем эмоциональную информацию, и именно поэтому нам нужно читать сказку с выражением 150 раз подряд. Кроме того, мы воспринимаем ее в сочетании: слуховая информация должна сочетаться со зрительной и тактильной. Мы слушаем, трогаем и смотрим одновременно. То, что мы видим, нам нужно обязательно пощупать и проверить, какие звуки оно издает – потрясти, постучать. Именно потому, что он сказку не видит, а только слышит, ему и нужно повторить ее 150 раз. Если бы он ее видел, было бы нужно меньшее число повторений – 10. Когда мама какую-то информацию ребенку предлагает, она должна учитывать эту особенность. Если вы что-то показываете, вы, во-первых, его должны называть, во-вторых, должны дать возможность потрогать это, в руках подержать.

Игры и занятия с ребенком

Дальше у нас «Игры и занятия с ребенком – движущая сила в развитии интеллекта». Это и тема, и лозунг. Именно в игре дети знакомятся с внешним миром, усваивают какой-то опыт. То, что они где-то видели и слышали, они проигрывают в игре и усваивают этот опыт. В игре они отрабатывают взаимоотношения в группе людей и приобретают элементарные бытовые и хозяйственные навыки. Игры и занятия с ребенком от 1 до 3 лет могут быть достаточно разнообразными.

Сначала выясним участие мамы в играх ребенка. Первое, что мы отметим, – что мама в играх ребенка принимать участие не должна. Это же происходит в условиях детской группы. Дети в основном играют с детьми. Там и есть игра. А мама там просто присутствует. Если детской стаи нет, ситуация осложняется.

Теперь давайте определим, как часто нам нужна мама, когда мы занимаемся. Мама нам нужна примерно раз в 40 минут. И если у вас нет детской стаи, которая возится с ребенком, вы должны примерно раз в 40 минут уделять ему внимание. Он имеет право к вам подходить раз в 40 минут. Если он этого не делает, вы можете и не трогать его особенно. Но в принципе они примерно с такой частотой подходят, чтобы проверить как бы. Вы можете этого и не замечать. Он может заглянуть в комнату, прийти, постоять, потрогать и уйти. Это он пришел как раз за тем самым вниманием, чтобы убедиться, что все на месте, все в порядке, и пойти дальше заниматься своими делами.

Вы можете с детенышем играть по тому режиму, как он спит. Если он спит 1 раз в день, это может быть какая-то организованная игра с утра и какая-то организованная игра вечером. По идее 2–3 раз в день ему достаточно, потому что за бытовыми делами чаще и не получается. Ему достаточно, если вы будете играть с ним минут 20. Только за 20 минут он доходит до чувства удовлетворения от контакта. Под игрой подразумевается рассматривание книжек, катание машинок, игра в дочки-матери – все что угодно. После этого он переключается на самостоятельную игру, а если ему что-то надо, он подойдет. Там все на самом деле спокойно, и никаких надрывов нет. Надрывы у меня бывают, только когда я ухожу на работу, а Мася не пускает. Она очень четко чувствует этот момент. Тогда мы начинаем отбиваться.

Если с ребенком находится не мама, а опекун, они могут играть дольше. Опекуна ребенок грузит по полной программе.

Игрушки

Давайте еще одну тему осветим – это игрушки. Мы делим игрушки по двум возрастам – возраст от года до 2 и возраст от 2 до 3. От года до 2 дети не играют детскими игрушками. Они их могут носить, раскладывать, разбрасывать, собирать, но в игре они не присутствуют. Играем мы исключительно бытовыми приборами – утварью, посудой. И давайте запишем, какие игрушки – самые игрушки. Это посуда, кухонная утварь, книги, бытовые приборы типа телефона, пультов управления. От года до 2 покупайте те игрушки, которые нравятся вам. Это ваше время, разгуливайтесь. Кроме этого, мы еще любим вкладывающиеся игрушки – матрешки, коробочки, пирамидки, кубики, куличики. Мы любим механические игрушки. Есть замечательная курочка Ряба, которую ключиком заведешь, и она целых 15 минут клюет. Через 15 минут уже не клюет, потому что наклевалась. Если папа отремонтирует, то еще минут 20 может поклевать. Еще мы любим юлу и волчок. Знаете разницу между юлой и волчком? Волчок – который маленький, раскручивается пальцами и сам бегает на заостренном носике.

Следующая категория – это игрушки от 2 до 3. Ближе к 3 годам детям начинают нравиться бумажные игрушки, которые сделали родители или старшие дети. Вспомните девочку Катю, которую вы одевали в детстве. Очень любят бумажную машинку с открывающейся дверцей. Она заигрывается до дырочек. А потом мы плачем и говорим: «Нам, пожалуйста, повторите такую шикарную машинку из бумаги!» Самая обычная плоская машинка. Фотография переводится на рисунок, обводится по контуру, вырезается, наклеивается на картон, к ней приклеивается дверка – вот это игрушка! У нас дети увлекались рыцарями. Рыцарь, который в книжке нарисован, его вырезали и наклеили на картонку – это не игрушка, это можно выбросить сразу. Вот если его перерисовали на бумагу, вырезали, наклеили на картонку – вот это игрушка. У нас старшие дети этим занимаются – а кому еще? Мне очень нравится, когда Сева, старший мальчик, мне говорит: «Я так занят!» Я спрашиваю: «А чем ты занят?» Он говорит: «Вырезаю и наклеиваю игрушка для маленьких детей». Им очень нравится, у них конвейерный цех. Как только Сева приходил из школы, на него загружались младшие 2 ребенка, и они 3 часа делали бумажные игрушки. Уже был полный ящик. Оригами – они очень приятно складываются и потом очень приятно разрываются, это немного другое. А это именно плоская картинка.

Следующее, что мы очень любим и уважаем, – это маленькие игрушки. Это маленькие фигурки ковбоев, птичек, животных, киндер сюрприз. Мы любим маленькие машинки, которые помещаются в детскую ладошку. И мы любим очень большие машины, в которые можно загружаться – в кузов грузовика сесть. Нам не нравятся промежуточные. И нам нравятся конструкторы и кубики. Наконец-то мы начинаем из них что-то складывать. Есть конструкторы, которые легко соединяются и которые трудно. С теми, которые трудно, они возятся и потом их бросают. А те, которые легко, идут хорошо. Это принципиально важно, чтобы он легко соединялся.

Говорящие игрушки я здесь не перечислила, потому что это маленький сумасшедший дом для взрослых людей. Когда нам попадается кричащий слон или ворчащий лев, он приковывает внимание, и ребенок его нажимает с регулярностью раз в 30 секунд. Как только он перестал кричать, он нажимается снова. Он может выдержать 3 часа этих нажиманий. А вы выдержите 3 часа? Поэтому лучше не заводите такие игрушки. Нам подарили слоника, который кричал. Бабушка слушала это 2 недели, а потом подарила слоника соседям. Сыграла злую шутку – теперь у них будет… Даже если у вас играет самое приятное произведение Шопена, вы это не сможете долго слушать. И ребенок от этого дуреет, шалеет. У него становятся совершенно дикие глаза, и там никакого развития не просматривается в этих глазах.

Мы же не просто так сказали, что вся информация, которую мы усваиваем, должна быть каким-то практическим образом связана с жизнью. Все остальное – мусор, который не надо вкладывать в детскую голову. Зачем нам надо, чтобы мычала игрушечная корова? Может, нам лучше помычит живая, и мы на нее посмотрим?

Телевизор

И давайте я вам скажу про телевизор, и на этом закончим наше занятие. Что телевизор – это очень вредная штука, и особенно реклама, и детям данного возраста не рекомендуется смотреть телевизионные передачи больше 15 минут. 30 минут в день – это предел; тогда должно быть на 2 раза по 15 минут разбито. Здесь должна быть цензура: лучше покупать видео самим и показывать короткие мультфильмы, которые уже отобраны цензурой. Когда нечего совсем делать, и мы в городской квартире, можно и мультик посмотреть 15 минут. Чтобы попросту по потолку не бегать и не кричать: «Мамочка, спаси меня!» У нас дети смотрят мультики, но исключительно от безделья, когда они уже просто дуреют и ничем не могут заняться. Здесь вопрос в родителях: родители должны дозировать свой телевизор в присутствии ребенка. Есть же возможности у телесистемы: вы можете записывать ту передачу, которая вам нужна. А потом можете просматривать ее, когда ребенок этого не видит. Что же мы технику так плохо используем?

Монтессори – это школа для развития неполноценных детей. Поскольку у нас все дети неполноценные, она получила возможность выйти в широкие массы. Это нужно для тех детей, которые ущемлены, которые обездолены. А если вы сделаете то, о чем мы с вами говорим, вам ничего этого не нужно будет. Выезжаете в лес, забываете про телевизор – у вас будет отличное развитие. Только перед этим нормально вынашиваете, рожаете ребеночка и правильно воспитываете его с самого раннего детства.

Я хотела сказать два слова про семинар «Дача». Я, собственно говоря, с него. Мы там уже целую неделю прожили. И, как выясняется на каждом семинаре, дети не умеют себя вести потому, что не умеют себя вести взрослые. Они не только не умеют себя вести по отношению к детям – и это выясняется каждый раз, что никто не умеет вести себя по-человечески – но они не умеют себя вести и по отношению друг к другу… И там мы занимаемся социальной адаптацией мам в том числе. Мы играем в такую игру веселую – как нужно себя вести в обществе. И там, например, выяснилось, что взрослые люди не воспринимают пожелания на телепатическом уровне, им, видите ли, словами надо говорить. А подразумевается у некоторых людей совершенно откровенно, что вы должны воспринимать их мысли. Одна мама подумала, а другая уже восприняла. И возникают претензии: почему никто не воспринимает то, что я думаю. То же самое по отношению к детям бывает очень часто.

То, что у нас на прогулке дети себя ведут, потому что родители себя ведут неправильно. Как они общаются друг с другом – прямо настоящее зеркало. И вот мы там преодолеваем трудности. Очень хорошо получается, дети себя вели очень прилично в этот раз. Там только были два перла, которые себя вели совершенно безобразно. Никто не признавался, какие у него проблемы, но стоило мне отъехать, мне позвонили и сказали: «Жанна Владимировна, как только вы уехали с дачи, дети как будто бы сошли с ума». Они четко поняли, кто здесь главный. Что делать-то? Единственное, что мы решили, – всем изолироваться срочно. И просто не встречаться во избежание физических травм.

Что-то мы корректируем прямо на месте. Кроме того, у нас родительские собрания каждый день, где мы обсуждаем, что же у нас там было. А дети спят в это время. На даче они спят действительно в одно время, кроме особо одаренных, 10-месячных, которые, увы и ах, спят 2 раза в день. 10-месячный у нас есть, бедный и несчастный, совершенно социально неадаптированный ребенок, который пытался проходить сквозь детей. Он шел сквозь ребенка, и только когда на него наталкивался, очень удивлялся: оказывается, здесь препятствие есть! Живет с мамой вдвоем, в изолированных условиях. Ему целых 3 дня понадобилось, чтобы он понял, что они – объекты материального мира.

Поскольку нам нужно организовывать бытовые ситуации, там у нас готовят и убирают сами мамы. Продукты берутся из дому, из Москвы и потом там покупаются. Завозят организаторы. Режим дня там всегда один, но немножечко корректируется в зависимости от того, какого возраста у нас там дети, как они спят. Это не развлекаловка. Там создаются условия для социальной коррекции и социальной реабилитации детей. Там идет самая простая бытовая жизнь, в которой решаются бытовые вопросы. Это тренинг, а не курорт, там все нагружаются по полной программе. Потому что если не возникает ситуации, то что мы будем решать? Если мы опять на курорте в изоляции, то зачем мы приехали? Сейчас там живет 8 мам.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка

Теперь перейдем к развитию интеллектуальных способностей ребенка. И продолжим занятия с бумагой. Перед этим хочу сказать, что дети на третьем году жизни в основном безобразничают от безделья. Им просто нечего в доме делать. А на пятилетке как хорошо это видно! Его надо занимать. У него должна быть масса занятий. При наличии загородного дома все решается легко. Но, опять-таки, смотря какого. Если в доме нет никакой деятельности, он там, бедный, слоняется, и ничем не может заняться. Поэтому его совершенно необходимо чем-то занимать.

Занятия с бумагой: во-первых, бумагу можно рвать. Это очень увлекательное занятие для детей в возрасте 1, 5–2 года. Потом, в бумаге можно протыкать дырки. Когда берется какой-то предмет типа ручки, бумага кладется на мягкое, например, на подушку, на диванчик, и начинает тыкаться. И там получаются дырки замечательные. Потом в эту дырку можно смотреть и ее можно порвать. Потом бумагу можно разрезать. Это 2 года и 7–8 мес. Из бумаги можно вырезать. Это 2 года и 10 мес., когда мы начинаем вырезать. Сначала мы вырезаем просто кружочек, а потом начинаем вырезать по контуру. На бумаге можно ставить печати и кляксы. Печати можно ставить рукой, ногой, а кляксы можно ставить разными предметами. На бумаге можно рисовать карандашами, ручками, красками. Дети этого возраста могут делать достаточно приличные рисунки. Начинают они рисовать примерно в 2 года. Некоторые – в 2, 5. Девочки немного раньше начинают рисовать, чем мальчики.

Ребенок с 1, 5–2 лет может принимать участие в складывании из бумаги различных фигур – оригами. Для ребенка от года до 3 много фигурок не надо. Достаточно вспомнить то, что вы умеете делать. Как правило, мы должны уметь складывать лодочку, самолетик, шапочку. Еще очень просто складываются тюльпанчики, лягушечки, зайчики, собачки. Вам достаточно вспомнить троих, кого вы складывали, и этого уже достаточно, чтобы развлекаться. Потому что одну шапочку вы будете складывать месяца 4. Потом перейдете к самолетикам, которые будете складывать еще 4 месяца. И потом вам нужен еще кто-нибудь, чтобы дожить до 3 лет.

Кроме занятий с бумагой, существуют занятия с пластиковыми бутылками и крышками. Дети, кстати говоря, очень любят заниматься с бытовыми предметами. Это им очень интересно. Что можно сделать: берутся 4–5 двухлитровых пластиковых бутылок, у них срезаются горлышки, и получаются банки. Горлышко желательно отрезать ровненько. И в эти большие пустые банки складываются крышки от бутылок по цветам: красные, желтые, синие, белые крышки. Если они покупаются. Но можно насобирать у соседей, знакомых просить, чтобы приносили вам бутылки. Я могу сказать, что даже люди, которые в семье не используют это хозяйство, способны насобирать достаточно большое количество этого добра. Когда мы имеем большое количество крышек, ими очень интересно играть. Они используются как мозаика, из них можно выкладывать разные изображения. Потом, их можно рассыпать и опять собирать по цветам. Ребенок, который якобы не знает цветов, почему-то сортирует крышки именно по цветам.

Эти бутылки можно использовать как кегли. Они просто выставляются и сбиваются шаром. Еще можно использовать верхнюю часть, которую мы отрезали. Она может использоваться как воронка: через нее можно воду лить. Она используется как дуделка. Если кто не знает, рекомендую попробовать. И если взять пластиковую бутылку темного цвета, ее можно использовать как подзорную трубу.

Есть еще занятия с коробками. Дети очень любят использовать для игры самые разные коробки. У них есть несколько вариантов применения. Во-первых, мы очень хорошо используем маленькие коробки, которые вкладываются одна в другую. Получается такая матрешка. Ее можно в принципе собрать, это сейчас не так сложно, потому что достаточно самых разных коробок. Их можно раскрашивать, что-то на них наклеивать, придавать специальный вид и вкладывать одна в другую. Дети очень любят использовать симпатичные, маленькие, удобные коробочки. Удобство заключается в том, чтобы ее нельзя было порвать, растоптать сразу, чтобы ребенок мог ее легко открыть и закрыть. Тогда эти коробочки – особенно это третий год жизни – используются для того, чтобы складывать туда золото и бриллианты. Наше добро как раз носится в них. Что они туда складывают – когда смотришь, разбираешь: какие-то стеклышки, пушинки, перышки, кусочки ткани. Все это имеет очень большое значение.

У нас еще используются большие коробки, в которые можно забираться. Это коробки из-под телевизора, холодильника – в этой коробке можно делать домик. Делается архитектурный проект, вырезаются окна, двери, там располагается кровать, меблируется все хозяйство, и там можно жить. Это собственный домик, очень хорошее место для жилья. Коробку можно купить отдельно от холодильника, это не проблема. То есть не нужно покупать еще 2 холодильника, чтобы занять ребенка. Там они по году могут жить, потом дом приходит в негодность. Некоторые папы технически подходят к проблеме: широким скотчем фиксируют, и он там живет. Длинные, как труба, коробки от всяких колонок используются действительно как труба: по ним очень интересно ползать и лазать. У нас был такой прикольный случай. Мы купили какую-то колонку, и длинная коробка лежала перед выбросом в комнате. Дети сказали: «О, какая замечательная, чудная вещь!» И стали в ней лазать. Сначала два маленьких ребенка по ней мигрировали. Потом пришла старшая сестра Вася и попросилась к ним. Стали лазать втроем. Потом пришла старшая сестра Сима и говорит: «А можно и я?» И стали они вчетвером по коробке лазать. Пришел старший брат Сева, и они стали лазать впятером. Потом пришел старший брат Сеня, полез по коробке и порвал ее. И все горько

плакали. Потом пытались ее склеить, чтобы продолжить это мероприятие. Чистый теремок получился!

Следующая категория – занятия с катушками и пуговицами. Их можно отнести к разряду игр с мелкими предметами. Можно, например, пуговицы нанизывать на нитку или шнурок. Выбирают крупные пуговицы, берут подходящий шнурок, он вставляется в большую иглу, завязывается узелок, и он нанизывает. На третьем году жизни они начинают эти интересоваться. Потом, как правило, ходят и по полу этот шнурок таскают, как паровозик. Потом возникает проблема, как их обратно снять. И никто не может догадаться, что надо снизу отрезать узел, снять, опять завязать и снова нанизывать. Из крупных пуговиц можно строить дорожки и складывать узоры. Катушки тоже можно нанизывать. Старые деревянные катушки были совершенно замечательные: их можно было как колесики использовать. Помимо того, их можно катать ногой, рукой, дудеть в них.

У нас еще есть занятия с водой. Вода – это очень интересный объект для изучения, и дети с годовалого возраста начинают интересоваться ее свойствами, в 1, 5 года начинают их целенаправленно изучать. Когда они плескаются в ванной, они ее переливают, набирают, выливают. В воде, кроме этого, можно пускать бульки – когда берется чашка, опускается вниз, поворачивается, и пузырь воздуха выходит. Как еще можно пузыри пускать: можно взять соломинку и просто в воду дуть. Тоже интересно. Если ребенок из ванной пьет, лучше не обращайте внимания, иначе начнет литрами пить. А грамм 50 не повредит.

С поеданием песка – то же самое. Знаете, у нас на даче у мам одни проблемы возникли, о которых они даже не подозревали, а другие сразу отпали: поедание песка, например, выход на прогулки, плохая еда – это сразу решается. Там же расписание, там потом не дадут есть просто вообще, даже если попросят. А какие возникают – это у всех индивидуально. Выяснилось, что Жанна Владимировна видит родовую травму почти сразу: как, где она произошла и на что повлияла. А этого никто не ожидал. Все думали, что всё будет нормально, но травмированными оказались почти все. Например, травма шейных позвонков, перелом ключицы, травма позвоночника в поясничном отделе, повреждение глазного нерва. Это я сразу вижу. А что ж там можно скрыть? Просто родители, которые не имеют опыта наблюдения за детьми, – им не видно. И многие проблемы, которые с этим связаны, а мама не понимала, откуда они взялись.

Адаптация у детей происходит в течение 5 дней: они полностью привыкают и считают, что они дома. И вот тут-то как раз начинается самое интересное.

Теперь про занятия с водой. В воде еще можно пускать лодочки, кораблики, которые мы сложили из бумаги. Можно проверять игрушки – кто тонет, кто не тонет. Когда мы начинаем целенаправленно этим заниматься, мы просто собираем все игрушки, приносим к ванне, вываливаем, потом смотрим внимательно: кто утонул, а кто всплыл. Потом уже, когда мы играем, мы набираем эти игрушки как раз для того, чтобы те утонули, а эти плавали на поверхности. И сценарий разыгрывается, чтобы те, кому положено утонуть, целенаправленно утонули. Я очень хорошо помню, как у меня однажды ребенок просчитался в сценарии и утопил того, который не тонет.

В воде можно делать водопад – это когда делают несколько ступенек и льют сверху из большой емкости. Это можно специально сделать из кубиков. Очень интересно играть с фонтанчиками всякими, сейчас продаются. В ванне можно из мочалки делать дождь. Только вот эти рыхлые мочалки дети еще могут есть: они их откусывают и плюют, потому что она не глотается потом. Зимой при наличии холодильника можно делать лед из воды и можно заниматься со снегом. Снег интересно лепить. Какой-нибудь шарик слепить, а потом посмотреть, как он тает. Интересно заливать снег водой и тоже смотреть, как он намокает и тает.

Следующий момент – занятия с деревом и природными материалами. Начнем занятия с деревом с занятий с кубиками. Есть неокрашенные деревянные кубики. Хорошо дети играют этими кубиками, когда они не все неокрашенные, а только часть – когда сочетается неокрашенное дерево с окрашенными кубиками. Тогда можно делать интересные композиции. Сейчас продаются деревянные конструкторы. Хорошо, когда есть разные формы – не только кубики, но и цилиндры, треугольнички, крыши, колонны, арки. И когда есть частично покрашенные и частично неокрашенные, это превращается в очень интересную игру. Единственное что по отношению к краске: краска должна быть ярких цветов. Потому что тусклая серо-буро-малиновая очень непривлекательная.

Теперь, что касается знакомства с деревом, ребенку хорошо бы показать, как выглядит дерево на прогулке, как выглядит полено, что такое кора дерева. Хорошо бы отколоть щепу от полена, дать ее понюхать. Они очень любят нюхать, между прочим. Хорошо бы познакомить ребенка со стружкой – ее можно понюхать, пожевать. Причем у разного дерева совершенно разный запах. Знакомя ребенка с деревом и природными материалами, никак не обойтись без показа шишек и семян, листьев и цветов. Что касается листьев, можно засушить гербарий. Особенно осенью очень интересно его собирать, когда листья разных цветов. Вы можете на прогулке его собирать – тоже цель для прогулки – потом они вкладываются в толстую книжку и кладутся под пресс. Потом эти засушенные листья могут участвовать в игре. Из них можно делать кустики. Они берут пластилин, налепливают на камушек и туда втыкают листочки. Если вы им идею подскажете на третьем году жизни, у вас будет очень много таких увлечений.

Теперь занятия с песком и камнями. На прогулке можно собирать интересные камешки и позволять вносить в дом то, что наиболее отобрано. И в доме тоже нужно организовать место, где это будет складываться, чтобы они не валялись, где ни попадя.

Дети очень любят играть с песком, но самая хорошая игра получается не в песочнице на площадке, а на берегу реки или пруда. Потому что песок хорошо лепится, когда он влажный. А в песочнице влажного песка не найти. И если есть кто-то из взрослых или старших детей, кто умеет делать замки, это та игра, где мы готовы участвовать, приносить, что надо, поливать, где надо, копать ямки. Это действительно очень интересная игра, но там нужен ведущий, который будет помогать это делать. Самые маленькие очень охотно роют ямку рядом с замком, когда им говорят, что у нас тут должен быть ров или пруд, чтобы враги не прошли.

Посещение публичных мест

Следующий пункт – посещение публичных мест. Нужно сказать, что до 3-летнего возраста посещения музеев, кино, театров, выставок и тому подобного не несут для ребенка никакого познавательного значения. Вы можете идти на выставку, и ребенок вас сопровождает, но он из этого выносит только одну мысль, что его зачем-то куда-то привели, где нельзя поспать, поесть и поиграть. В музее тоже неудобно, и трогать ничего не дают. Для него интересны только предметы, имеющие бытовое, прикладное значение. Если вы хотите заинтересовать ребенка, его нужно интересовать теми местами, где он может что-то для себя почерпнуть. Потом нужно учитывать, что он к таким походам способен с 2, 5 лет и может удерживать в представлении какое-то целенаправленное зрелище в течение 20 минут.

В этом смысле хороша мышиная дорога в театре Дурова – там представление длится 20 минут и как раз рассчитано на 3-летнего ребенка. В дельфинарии представление идет 30 минут и, если туда прийти немножко задержавшись и уйти немножко раньше, мы не заскучаем. Потому что сначала нас очень интересуют дельфины. Но потом мы начинаем с грустью смотреть по сторонам. И его действительно интересуют бытовые предметы, которые можно потрогать. Когда-то давным-давно был такой музей в Кунцево, где были экспозиции, рассчитанные на детей. Там были выставлены бытовые предметы, которые можно было трогать, и с ними можно было играть. Вот там было интересно целые полчаса. Сейчас этот музей закрыли. Театр кошек Куклачева начинался с коротких представлений, потому что одну кошку долго показывать было неинтересно. Дети очень хорошо их посещали. А сейчас, насколько я знаю, они стали трехчасовыми. Это стало для детей, во всяком случае, грустно.

В зоопарк его вести можно. Там можно просто гулять. Вы должны знать, что ребенок не воспринимает зверей, которые сидят за решеткой. Его очень интересуют утки, которые плавают в пруду, в домике что-то делают. Интересно и какое-то выдающееся животное, которое не очень огорожено и хорошо просматривается. Но если есть вольер, где животного не видно или видно, но непонятно, что это, – ребенок не понимает, зачем его сюда подвели. Ему интересны только те животные, которые как-то себя проявляют. В зоопарке можно дозировать внимание. Допустим, вы читали книжку про зайца. После этого можно прийти, прицельно посмотреть на одного зайца, а потом просто гулять по зоопарку. Вы можете посмотреть 1–2 зверей, тогда это впечатляет. Потому что в преобладающем большинстве случаев, когда у детей спрашивают: «Что ты помнишь из зоопарка?», они отвечают: «Я помню, как я ел сахарную вату». – «А ты там зверей-то видел?» – «Да, видел уток». В зоопарк можно ездить гулять, но не в выходные и праздничные дни, когда там ходит большая толпа, а животные сидят спрятавшись.

Вообще дети достаточно осмысленно ходят в публичные места где-то с 5-летнего возраста. Ходить ли с ребенком в ресторан – это зависит от его воспитания. Он может сидеть у вас под столом. Может сидеть под столом у соседей. Может сидеть у вас на руках. Может ходить вокруг и сдергивать скатерти. Все зависит от воспитания и настроения на данный момент. Чтобы понять, что там у вас получится, можно один раз сходить в ресторан с ребенком, но если у вас все в порядке, то можете продолжать. Можно выходить: сделать заказ, сказать, что вы с ребенком, и спросить, через сколько времени вам вернуться.

Чтение и рассказывание сказок

Теперь разберемся с чтением и рассказыванием сказок. Мы говорили, в каком возрасте у детей появляется стремление и возможность воспринимать сказки на слух. Хочу отметить, что дети в любом возрасте очень любят короткие песенки-потешки. Когда вы что-то делаете и сопровождаете это стишками. Давайте разберемся с систематизацией этого материала, потому что короткие песенки-потешки, которые можно выучить и благополучно рассказывать ребенку, – их достаточно много. Фольклорный материал продается в магазинах в больших количествах, но дается там совершенно без систематизации. Это просто такой хаотичный разрозненный материал, который незнамо как использовать. На самом деле, он всегда использовался прицельно и делится на некие категории, которые и дают вам возможность потом это использовать в быту. Давайте мы их опишем. А какие-то авторские придумки еще не прошли многолетнюю апробацию опытом. Вы, конечно, можете пихать ребенку всякую шелупонь и что-то оставлять или отбрасывать в зависимости от его реакции. Но вам все равно ее придется систематизировать по каким-то категориям.

Во-первых, существуют наборные сказки и песенки. Это то, что набирается. Классический пример наборной сказки – это «Теремок»: когда у нас появилась муха-горюха, потом комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка. Персонажи набираются и приходят к какому-то числу. Туда же относится «Колобок», «Репка». Вот пример наборной сказки:

– Кисонька-мурлысонька, где была?

– Коней пасла.

– Где кони?

– За ворота ушли.

– Где ворота?

– Огонь сжег.

Тоже набирается определенное количество действий. Дети очень любят наборные песни. Такая песня была: «Ах ты дружка, моя подружка, на чем играешь – не понимаю. А я играю, все понимаю, на барабане я играю. Бум барабан!» Там куплет все время повторяется один и тот же: «Ах ты дружка, моя подружка, на чем играешь – не понимаю. А я играю, все понимаю, а я на скрипочке играю. Тили-тили, моя скрипка! Бум барабан мой!» И дальше: «Тирли-ти, моя гармошка, ду-ду-ду, моя дудка, фьюти-фьюти, моя флейта», и в конце всегда «бум, барабан мой». Дети в восторге, а взрослые не понимают смысл этой песни.

 

Существуют познавательные песенки-потешки. Это те, которые что-то описывают. Они могут сочетаться с наборными. Вот, например:

– Есть ли у тебя твой добрый конь?

– Есть у меня мой добрый конь.

– Есть ли на коне тесьмяная узда?

– Есть на коне тесьмяная узда.

И дальше мы перечисляем. У нас есть седло, стремена и, в конце концов, всю сбрую перечислили. Она и познавательная, и наборная в то же время. Другой пример познавательной песенки: «Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивительной красы. Глаза смелые, зубки белые. Выйдет котя в огород – всполошится весь народ». Туда же: «Уж как я мою коровушку люблю». Там описывается, что мы с этой коровой делаем: чем мы ее кормим, как мы ее доим, когда мы ее выгоняем – описаны практически все действия с коровой. Обратите внимание, если не обращали раньше. И вот тоже: «Раным-рано по утру пастушок туру-руру. А коровки в лад ему закричали му-му-му! Ты, буренушка, ступай, в чисто поле погуляй. А вернешься вечерком, нас напоишь молоком». Вот видите – описание бытовой части жизни. Доят корову-то вечером, выходит!

Кроме этого, существуют хвалебные песенки. Это для того, чтобы дитя подбодрить, поддержать, похвалить. Знаете такие: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька, опушка бобровая, Маша чернобровая». «Наша доченька в дому – что оладушек в меду. Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду».

Следующий момент – это воспитательные песенки. В частности, пример воспитательной песенки – это «Петушок, петушок, золотой гребешок! Что ты рано встаешь, громко песни орешь, Ване спать не даешь?» Не ори, когда другие спят – очень простой смысл. «Киска, брысь, киска, брысь, на дорожку не ложись! Наша деточка пойдет, через киску упадет». То есть нечего валяться на дороге, когда люди ходят. «Пошел котик на Торжок, купил котик пирожок. Самому ли съесть или Боре снесть? Я и сам откушу, я и Бореньке снесу» – значит, делиться нужно. Таких примеров достаточно много.

Существуют песенки-приговорки, которые сопровождают какое-то действие, событие. Вот, например: «Дождик, дождик, полно лить, наших детушек мочить. Радуга-дуга, не давай дождика, давай солнышка-колоколнышка». Тоже знаете, наверняка, про божью коровку: «Божья коровка, полети на небо, как там твои детки кушают конфетки. Всем собакам раздают, а тебе не дают».

И существует такой разряд песенок, как прибаутки. Прибаутки – это такое «тра-ля-ля», когда просто «тра-ля-ля» и так занимательно и, в общем-то, ни про что. «Как на нашем на лугу стоит кринка творогу. Две тетери прилетели, поклевали, улетели». «Чики-чики-кички, березовые лычки. Летели две птички ростом невелички. Как они летели, все люди глядели, как они садились, все люди дивились». И вроде бы и язык работает, и ни про что. И ребенок доволен до упаду. У меня дедушка знал таких песенок огромное множество. Я помню, когда он начинал со мной заниматься в 10 утра, у него рот не закрывался до часу дня, но я так и не помню смысла наших собеседований. Тоже, кстати говоря, очень известная: «Тень-тень-потетень, выше города плетень. Сели звери на плетень, похвалялися весь день». Это тоже прибаутка, там информации очень мало. «Похвалялася лиса: всему свету я краса». Никакого описания нет, но очень весело. «Скок-поскок, молодой дроздок. По водичку пошел, молодичку нашел». Смысла никакого, но так хорошо! И попрыгать можно.

Еще существуют сказочки. Сказочки отличаются от сказок тем, что они даются в стихотворной форме. Пример такой сказочки – это сказка про козла бабушки Варварушки. Я вам немножечко расскажу.

«У бабушки козел, у Варварушки седой. Он под печкой живал, всё сухарики едал. Отпросился козелок у бабушки на часок погулять во лесок». Короче говоря, он просился, просился, бабушка его сначала не пускала, говорила: «Волки тебя съедят». Потом-таки согласилась. Он пошел в лесок и встречает зайца. И говорит зайцу: «Ах ты зверь, ты зверина, ты скажи свое имя. Ты не смерть ли моя, ты не съешь ли меня?» А заяц ему отвечает: «Бог с тобой, и не смерть я твоя, и не съем я тебя. Я заинька уже серенький, зимой беленький. Я по лесу хожу, себе корму ищу». И пошел он дальше, встретил лису, медведя, а потом на него напали семеро волков, он каким-то чудом спасся, пришел к бабушке Варварушке, и всё у них стало очень хорошо. Но у каждого зверя он так и спрашивает всю сказочку: «Ах ты зверь, ты зверина, ты скажи свое имя. Ты не смерть ли моя, ты не съешь ли меня?» И все говорят, что сильно это нам надо.

И еще существуют приговоры. Они отличаются тем, что сопровождают действия по отношению к ребенку. Когда умывали, приговаривали. Дитя если сопротивляется, когда его умывают, ему зубы заговорили, оно расслабилось и умылось. Вот ему говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб глазоньки блестели, чтоб щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса». Они в основном служили, чтобы отвлечь ребенка. Мы говорили, что он умываться и расчесываться не любит, а если надо? Заговорили ему зубы и расчесали его под эту лавочку. Вот и весь мистический смысл.

Теперь – колыбельные. Те колыбельные, которые пишут в книжках, например: «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, белолапа, не скули, мою Таню не буди». Очень ее часто печатают. Эта песенка предназначена не для того, чтобы баюкать ребенка: не та здесь стихотворная форма, которую поют. Эти песенки не поют, их рассказывают, когда готовят ребенка ко сну. Мы с вами говорили о ритуале укладывания. Это как раз используется в ритуале, когда мы готовим ребенка ко сну. Вот она начинает проговаривать эти песенки. А потом, когда совсем уже засыпают, начинают колыбельную петь. Но поют другую колыбельную, у которой совершенно другая форма стиха и которую можно петь. Урок пения в нашу программу не входит. Давайте я вам скажу опознавательные знаки. Настоящая колыбельная песня – это та песня, под которую взрослый засыпает в течение 5 минут. А ребенок – в течение 3 минут. Все остальное – это ерунда. Ставили эксперименты фольклористы: действительно, целый зал заснул за 5 минут. Это все есть, но его надо уметь искать и различать – это большая программа. Я уже давно закончила заниматься фольклором, и у меня связи утрачены, к сожалению. Их можно восстановить, но мы еще не дошли до этого места нашей программы, чтобы включить вокал в воспитание детей. Думаю, у нас все впереди.

Страх как стимул для развития интеллекта

Следующий пункт – это страх как стимул для развития интеллекта. Я хочу отметить, что страх, здоровое опасение служит для работы мысли и развития интеллектуальных способностей ребенка. Существовали такие страшилки про деда Бабая. Наши дети, которые расту без страшилок, очень любят себя пугать. Знаете, что существует целый фольклорный пласт – детские ужастики. Про красную женщину, про черную руку, про гроб на колесиках. Успенский их в свое время собрал, и они были изданы. Это целый пласт культуры получается. Происходит это потому, что они бывают недопуганы в нужное время. И, если вы вспомните себя в детстве, им очень хочется вечером зажечь свечки, рассказать страшную душещипательную историю, чтобы потом было страшно спать. Это природное стремление, потому что ребенку для развития интеллекта не хватает здоровых опасений. Вы его обезопасили настолько, что дикие тигры и кабаны не бегают, никто не тревожит. А нужно же бояться, иначе у нас мозг не развивается так, как надо. Никогда не забуду, как у меня дети бодали бабушку. Они каждый вечер собирались, зажигали свечи и говорили: «Бабушка, расскажи про ведьму, бабушка, расскажи про ведьму». – «Я вам уже рассказывала 100 раз!» – «Все равно, еще расскажи, очень надо!»

 

И существует детская страшилка про деда Бабая, которая позволяет в некотором смысле соблюсти природную потребность в опасениях. Хочу сразу отметить, что эти страхи имеют продуктивное значение, только когда страх имеет ограниченное в пространстве и времени действие и мы можем от него спастись. Безысходный, тотальный страх совершенно непродуктивен, потому что понятно, что если от него никак не спастись, то надо просто повеситься, и все будет нормально. А когда страх дает возможность к спасению, тогда и есть, о чем размышлять. В частности, страшилка про деда Бабая говорит о том, что дед Бабай – это такой страшный дядька, пришел он к нам от татаро-монгольского ига, с тех времен укоренился. Это татарский дедушка Бабай. Он властвует над поселением, этот дух, в сумеречное время – вечерние сумерки, ночь, утренние сумерки. Причем хватает он детей не всех подряд, а только тех, которые как-то выдаются, не слушаются маму: например, не ложатся спать, шумят, безобразничают. В частности, его использовали, когда ребенка угоманивали, чтобы он ушел спать. Здесь очень просто: днем он не ходит, вечером, если ты себя ведешь спокойно, опять тебя не трогает. Если спать лег, опять он тебя не трогает. А если безобразничаешь, можно сказать, что сейчас дед Бабай придет и заберет тебя. Можно даже показать его в окно и сказать: «Вот он пошел. Что ж ты так задержался, он уже успел уйти». Нужно сказать, что Бабай появляется одновременно в нескольких местах и собирает детей в большой мешок. Он проделывает процедуру каждый вечер, а потом несет к яме, которая называется «буково», и их туда бросает. Видите, какое грозное название – в буково бросает. Дальше можно ничего не объяснять, потому что буково само по себе очень страшно и никакие объяснения больше не требуются. Они начинают воспринимать Бабая с того момента, как начинают бояться темноты – это год и 8 – год и 10. Это здоровый стимул. Зачем мы будем придавать этому всему ненормальные формы, если можем так просто решить эту проблему? Как правило, когда они дорастают до 5 лет, они уже понимают, что это такое. Но в этом возрасте они уже нормально спать ложатся.

В дневное время есть такой домашний дух – хок. Это очень продуктивный дух и его очень хорошо использовать, когда ребенок начинает капризничать. Когда он руками размахивает и теряет координацию движений, он может удариться, споткнуться. Вот тут как раз можно сказать, что это тебя хок наказал. А хок просто следит за порядком в доме, чтобы никто не безобразничал, зазря не орал. Выглядит он в виде маленького беленького старичка. Это педагогический прием, потому что дети должны антропоморфизировать что-то такое. Он появляется тогда, когда ребенок начинает бедокурить, запутывается и сам себя спотыкает, роняет, ударяет. Но очень эффективно действует. Мы начинаем вести себя спокойно, и перед тем как махать руками, интересуемся – как там у нас, все в порядке? И потом можем даже передумать.

До 5-летнего возраста нам нужны такие страшилки, а потом – более усложненные формы рассказов. Это может быть в виде волшебных сказок.

Познание мира

Теперь разберемся с познанием мира. Что малыш должен к 3 годам хорошо знать? Я буду вам просто комментарии делать. Во-первых, мы должны знать домашних животных – как они называются. Давайте я вам покажу, как должна быть организована книжка для ребенка этого возраста. Нам надо, чтобы на картинке было изображено одно то, про что мы рассказываем: вот корова, у коровы теленок, корова говорит «му». Нам не надо, чтобы другие объекты нас отвлекали. Это коза, у козы козленок, коза говорит «ме». Мы должны знать, как домашние животные выглядят на картинке и как они выглядят в жизни. Нужно позаботиться о том, чтобы ребенок все-таки увидел корову, козу, овцу, свинью живьем. Пару раз точно нужно показать. Но если вы лето проведете рядом с коровой, этого будет достаточно.

Теперь птицы. Мы должны знать про самых распространенных домашних птиц, как они выглядят, как кричат и как пищат их дети. Помимо домашних птиц, у нас есть городские птицы. Среди городских птиц – голуби, вороны, воробьи, скворцов даже можно найти, стрижей и ласточек. С грачами сейчас напряженно. Из лесных птиц кого бы хорошо увидеть? Кстати говоря, в наших лесопарках много птиц. Соловья вы не увидите, но хотя бы услышите и увидите на картинке. Сойку можно увидеть, сороку, дятла, синицу, трясогузку, чайку. Каких-то птиц можно увидеть в зоопарке.

Вот с лесными зверями у нас напряженно. Лесных зверей только в зоопарке или на картинке можно увидеть. Здесь у нас дается список, кого хорошо было бы, чтобы ребенок знал, как выглядит. Кого можно показать живьем? Белка, крот, землеройка, ежик. Кстати, мы в Битцевском парке видели зайца и даже успели его рассмотреть.

Земноводные пресмыкающиеся и улитки. У детей это относится к одной категории – мокрые звери. К ним относятся змея, уж, лягушка, земляная жаба. Вы знаете, что есть разница между лягушкой и земляной жабой? Лягушка гладкая, а жаба пупырчатая, у нее бородавки на коже, размером она побольше и квакает попротивнее. Ящерок можно увидеть, они на дачах бегают и хвосты роняют. Тритонов, черепах можно увидеть в зоомагазинах. Это даже лучшее место, чем зоопарк; и на Птичий рынок можно съездить. Улитка, слизняк – можно посмотреть на прогулке. Он замечательно прячет рожки, потом их высовывает. Правда, ребенок в конце почему-то очень хочет его затоптать, но его можно увести. Слизняк – без раковины. Моллюск – в раковине. Моллюсков можно посмотреть в зоомагазинах и в супермаркетах, где продается живая рыба, живые раки. Черепаху тоже хорошо бы посмотреть в зоомагазине – сухопутных и плавучих.

Следующий момент – рыбы. Аквариумные и речные. Аквариумные рыбки у ребенка относятся к одной категории, он их не различает. Он знает, что это что-то такое пестрое плавает. Из речных рыб у нас перечислены щуки, окуни – это хорошо посмотреть в обычном магазине. Еще у нас отличаются раки и крабы.

Теперь что касается бабочек и насекомых. Ребенок вполне может выучить бабочек и насекомых средней полосы России, которые наиболее распространены. У вас дается список, кого он может выучить. Бабочек они очень хорошо различают по видам и требуют сказать, как они называются. Если вы сами ориентируетесь, кто у нас лимонница, кто голубянка, а кто адмирал, и можете их показать ребенку, то мы их выучиваем сразу. Еще среди бабочек выделяются мотыльки. Знаете, чем бабочка отличается от мотылька? Мотылек отличается от бабочки быстротой взмахов крыльев. А бражник знаете, как выглядит? Это толстая бабочка, которая быстро-быстро двигает крыльями и пьет нектар из цветов, вися в воздухе. Это как раз мотылек.

Если вы знаете, как выглядят жуки, вы их можете показывать. Майского жука можно найти в Москве. Я один раз видела лёт майских жуков. Они почему-то решили все летать перед въездом на мост. Их было так много, что на мост было нельзя ни въехать, ни наступить. И это все шевелилось, жужжало, летало. Они очень долго тусовались на земле, а потом все вместе полетели. Вот когда они полетели, стало можно туда заезжать, потому что до этого машины просто останавливались и не решались туда ехать. Потому что они же крупные, это такая масса огромная, и очень неприятно. Это какие-то бессознательные страхи, вы просто не показывайте ему, спасайте его от этого безобразия. У вас еще есть возможность показывать насекомых в магазинах, где они продаются сушеные, за стеклышком. У меня ребенок так заинтересовался, говорит: «Мама, смотри!» Я как посмотрела, чуть в обморок не упала: там всякие многоножки, мокрицы, скорпионы. Но скорпион – это еще благородный зверь по сравнению с тем, что там демонстрируют и продают. И покупают же!

Муравьи – это отдельная категория, они все одинаковые для ребенка пока еще. Мухи. А вот пчелы, шмели и осы среди них выделяются. Из пауков выделяются только косиножка и паук-крестовик.

Паук-крестовик – за характерную окраску: у него на спине крест. Черви – они просто черви, а гусеницы – они гусеницы. Есть выдающиеся хвостатые, пестрые гусеницы – они выделяются. Сюда же относятся кузнечики, сверчки. Знаете, чем отличается кузнечик от сверчка? Сверчок ползает, у него нет крылышек. Он черный. Он похож на кузнечиков, у него такие же лапки, согнутые в коленях. Он очень красиво поет. Живет в земле в норках. Цикады тоже стрекочут. Они живут в траве – такой полужучок, полукузнечик.

Теперь разберемся с тем, кто такой светлячок. Это насекомое, которое светится. А светиться могут жуки и червяки. Вот как раз червяк, который наелся гнилушек и светится, – это светлячок. Вы можете гулять вечером по лесу и увидеть пень. От пня свечение идет зеленоватое. Потом утром просыпаетесь, подходите к тому же пеньку и видите там здоровых белых опарышей. А жуки сами по себе светятся – у них брюшко светится, и только ночью.

Сейчас мы переходим к растениям. Я вам рекомендую приобрести определители растений. Была такая замечательная энциклопедия «Флора и фауна Средней полосы». В этой энциклопедии даются различные виды растений и описания всех животных и насекомых. Вы можете этим определителем пользоваться. А то ребенок пока молчит, а потом через 2 года будет спрашивать, и вам на прогулке нужно будет обозначать, что вы видите. А у нас мама, когда выходит на прогулку, знает два растения – береза и елка. Те, кто знают побольше, – это уже очень интеллектуальные мамы. У меня регулярно вопрос возникал на занятиях, чем отличается елка от лиственницы? Она сбрасывает хвою. Мама же должна называть не только деревья, но и кустарники. Причем должна уметь отличить кустарник от дерева. А еще она должна знать различные виды трав. Когда она видит полынь, она не должна перепутать ее с чертополохом. Давайте запишем, что ребенок в 3 года может знать примерно 100 видов растений. А к 5 годам он может знать 1000 видов растений, если их знает мама.

Смотрите, какой колоссальный объем информации ребенок должен знать. Причем, он это и хочет знать, просто вы его ограничиваете. Здесь хочется взять определитель и определиться, о чем рассказывать ребенку. Потому что его интересует именно это. Это вы ему и должны давать. Вы должны и сами это знать, хотя бы прочитайте об этом. Лучше на прогулке замять этот вопрос, дома посмотреть, а на следующей прогулке выдать себя за умную.

Представление о времени

Следующий момент – представление о времени. Разберемся, из чего оно складывается. Оно складывается у ребенка из представления о повторяющемся суточном ритме, в частности, день-ночь. Потом имеются в виду и сезонные явления – это тоже повторяющиеся события, за которыми мы наблюдаем и делаем какие-то выводы. Чтобы иметь представление о времени, надо иметь понятие о цикле. Что-то такое происходит регулярно – это время и есть. Чтобы время стало для нас объектом, здесь важны не только день-ночь, темнота и свет, но и сопровождающие их события. Например, ночь чем отличается? Ночью ложатся спать, на небе хорошо видны луна и звезды, облака приобретают характерный вид. День – облака выглядят совсем по-другому, у нас есть солнце, и солнце может подниматься и садиться. Вечер и утро – когда солнце определенным образом подсвечивает облака на небе, и они становятся красными. Закат и восход тоже принимают участие в формировании представлений о времени. Сюда же, как ни странно, относятся все погодные явления – осадки, тучи, радуга, которую можно видеть в дневное время. Ребенок знает, как выглядит луна, он знает, что такое полная, растущая и убывающая луна. Очень забавно, когда двухлетний шпингалет тыкает пальцем в небо и говорит: «Молодой месяц». Еще есть такое явление, как ветер, которое также принимает участие в формировании этих представлений.

Теперь сезонные явления. Что ребенок должен знать и понимать относительно весны? Весна отличается тем, что у нас тает снег, становится теплее, прорастает трава. А лето чем отличается от весны? Очень жарко и все цветет. Осень замечательна тем, что появляются плоды в больших количествах, листва начинает опадать и меняет окраску. Ну и зима. Холодно, снежно и очень противно в городе, еще и снег грязный.

Чтобы ребенок лучше формировал эти представления, в них участвуют семейные праздники. Мы будем обсуждать семейные праздники именно с педагогической точки зрения. К нам на курсы приходят люди совершенно разной ориентации, некоторые вообще без праздников, некоторые имеют какие-то религиозные праздники. Здесь мы говорим относительно ребенка. Годовые праздники, поскольку повторяются всегда одинаково, помогают детенышу создать представление о времени. Я хочу на примере традиционных русских праздников показать, что лучше для ребенка, чтобы он усвоил эти понятия. А каждая семья будет для себя решать, что из этого делать.

Будем ориентироваться на то, как сложилось у нас в традиции где-то на начало 20 века. Новый год, 31 декабря. Как для ребенка должен проходить этот праздник? Во-первых, потому что у нас существует еще Рождество и старый Новый год, и все это связано с елкой, то елку рекомендуется наряжать именно 31 декабря. Если это происходит так, то ребенок понимает, что если наряжают елку, то это особый день, связанный с Новым годом. В частности, мы так делаем. Если елка наряжается в другой день, дети спрашивают, что случилось. Это к тому, что такая связь действительно у ребенка есть, и очень важно это понимать. Если она помогает, то мы должны помогать ему правильно. Для маленького малыша от года до 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.