Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность социализации личности.






Крысько В.Г. Социальная психология

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Основные понятия:

Психологические особенности социализации личности, факторы социализации личности, социально-психологичес­кая адаптация личности, формы социализации личности, ме­ханизмы социализации личности, этапы социализации личности

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки опре­деленную ответственность. Этот процесс получил название социа­лизации. Он имеет свои особенности.

Сущность социализации личности.

Понятие социализации. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения чело­век приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, стано­вится неотъемлемой частью его личности.

Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он при­надлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и нара­щивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается,с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установ­ки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнооб­разные Социальные связи, в исполнение различных ролевых функ­ций, тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир, и себя. Социальный опыт включает в себя много составляющих, среди которых выделяются две основные:

а) нормы, правила, ценности, отношения и т. п. социальной среды;

б) культура труда, производственной и других видов деятель­ности.

В соответствии с этим становление и развитие личности, как про­цесс приобретения индивидом социального опыта и его наращива­ния, приумножения, могут быть представлены двумя условными этапами.

Первый состоит в формировании и закреплении основных со­циальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, эколо­гических, семейно-бытовых и др. Это — этап общей социализа­ции личности. Кроме того, осуществляется и процесс освоения человеком той или иной профессии, специальности. Это — этап профессиональной социализации личности. Этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс со­циализации не ведет к нивелированию личности, индивидуально­сти человека. Скорее, наоборот, в этом процессе социализации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.

Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному пе­реживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных лю­дей. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть, сле­довательно, существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта ста­новится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перера­батывает.

Личность выступает в качестве активного субъекта социализа­ции. Более того, пожалуй, даже и процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Социализация не завер­шается, когда человек становится взрослым. Она, образно говоря, относится по типу к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Личность социализируется в процессе ее адаптации к окружаю­щей среде и к социальным отношениям. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и пси­хологическую. Биофизиологическая адаптация личности это приспособления организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влаж­ности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям в самом себе. Характер­ным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т. д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологичес­ких процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Человек не чистый лист бумаги, на котором культура мо­жет писать свой текст; он существо, заряженное энергией и структурированное определенным образом, существо, кото­рое, адаптируясь, реагирует специфическим и установлен­ным образом на внешние условия...

Человеческая эволюция обусловлена человеческой адап­тируемостью и определенными неразрушимыми свойства­ми природы человека, которые заставляют его никогда не прекращать поиск условий, более соответствующих его внут­ренним потребностям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.