Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы экономической интеграции в целях либерализации международной торговли. Интеграционные процессы в РБ






Сущ-т 4 осн вида интеграц-х объедин-й: зона своб. тор-ли(нафта: США, канад, мексика), таможен. союз(рб и РФ), общий рынок(МЕРКОСУР: аргентина, бразилия, парагвай, уругвай), полный эк-й союз. Зона своб торг. – страны отменяют тамож. барьеры в торговле между собой. Тамож союз- своб. перемещ. тов. и усл. внутри группировки, един. тамож тариф по отн. к третьим странам. Общий рынок – ликвидация барьеров м. госуд-ми не только для междунар. торг, но и для перемещ. рабоч. силы и кап-ла. Экономич. союз – всё что было в перечисл. плюс проведение един. эконом. полит, созд. сист. регулир. соц-полит процессов, введ. общ. валюты. Рб уч. в нескольких интеграционных объединениях. СНГ, тамож союз РБ и РФ, Союзное государство.(перечислить отрасли сотрюдничества: торговля, машиностроение, сельск хоз. и так далее)

 

34. Виды и особенности применения в международной торговой политике нетарифных ограниченийВиды:

1) субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям

2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности

3) технические барьеры в торговле

4) количественные и сходные с ними административные меры (импортные квоты, лицензирование и др.)

5) ограничения, заложенные в механизме платежей.

Особенности применения:

1.Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка

2.Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3.Выполнение международных обязательств

4.Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров

5.Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

6.Защита общественной морали и правопорядка

7.Защита культурных ценностей

8.Обеспечение национальной безопасности

 

35. Регулирование экспортно-импортных отношений с помощью нетарифных мер. Регулирование осуществляется с помощью следующих нетарифных мер:

1) Экономические меры нетарифного регулирования - оказывают влияние на внешнеторговый оборот через ценообразование и стоимостное воздействие. Применение указанных мер в той или иной степени увеличивает стоимость импортных товаров, снижает их конкурентоспособность.

2) Административные меры действуют непосредственным образом, т.е. минуя рыночные отношения, ограничивая доступ импортных товаров на внутренний рынок и поставку отечественных товаров за границу. При этом покупатель лишается права на свободный выбор товара, а государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка.

3) Технические барьеры – национальные требования к техническим характеристикам товаров, специальные требования к качеству товаров, требования соответствия товаров санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации, соблюдению прав собственности и др.

 

36. Количественные ограничения в международной торговле. Условия их введения

Количественные ограничения - административная форма нетарифного гос. регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром.

Включают:

- квотирование (контингентирование) - представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период

- лицензирование - разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени

- «добровольное» ограничение экспорта – разновидность импортной квоты, вводимой страной-экспортером во избежание более жестких торговых санкций со стороны страны-импортера.

 

37. Средства стимулирования экспорта в торговой политике

- предоставление национальным производителям субсидий (денежных выплат) из бюджета

- финансирование государством научно-исследовательских и конструкторских разработок

- опосредованное влияние на снижение себестоимости производства экспортоориентированной продукции

- предоставление разного рода налоговых льготы дотаций за счет бюджета или гос.фондов

- страхование путем предоставления гос.гарантий на экспортные кредиты

 

38. Механизм и порядок лицензирования внешней торговли в РБ

Министерство торговли осуществляет выдачу лицензий на ввоз/вывоз товаров по установленному перечню и по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.

Лицензии выдаются:

На экспорт

- в объеме ежегодно устанавливаемых квот (мин.удобрения, лом и отходы черных и цветных металлов)

- без количественных ограничений отдельных сырьевых товаров, дефицитных на внутреннем рынке республики (нефтепродукты, зерновые, драг.металлы и др.)

На импорт – в объеме установленных квот либо без ограничений (табак, спирт, алкоголь и др.).

Виды:

- разовые

- генеральные – на право экспорта или импорта в количественных пределах, установленных в лицензии

- специальные – образца ЕС на экспорт текстильных изделий в страны ЕС и Турцию

 

39. Понятие и виды демпинга, их роль в международной торговле

Демпинг – недобросовестная ценовая конкуренция на внешнем рынке, при которой товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже, чем они продаются на внутреннем рынке экспортера или производителя.

Виды (формы):

- спорадический – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

- преднамеренный – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

- постоянный – экспорт товаров по цене ниже нормальной в виде долгосрочной рыночной стратегии

- обратный – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех де товаров на внутреннем рынке

- взаимный – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам

Роль:

- привлечь покуптаеля на новом рынке

- устранить конкуренцию на экспортном рынке

- избавиться от случайного избытка продукции

- ослабить развитие конкурирующих отраслей

- развить крупносерийное производство без снижения внутренних цен

 

40. Антидемпинговая защита как средство торговой политики: международные и национальные особенности

Антидемпинговая защита применяется в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем нормальная стоимость в стране вывоза, если они наносят материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствуют организации и расширению производства конкурирующих импортных товаров.

В Соглашении между странами ГАТТ было зафиксировано единое токование основных элементов антидемпинговых законов, определены четкие и детальные правила проведения процедур расследования.

В рамках ВТО функционирует Комитет по антидемпинговой практике, представляющий все страны-участницы, который рассматривает соответствие национальных антидемпинговых законодательств правилам организации.

Особенности:

- правила проведения расчетов демпинга в отношении компаний из стран с «нерыночной» экономикой отличаются от стандартных правил, т.е. применяется метод страны-аналога.

- для нерыночных экономик предусматривается единая антидемпинговая пошлина в отношении всего импорта рассматриваемого товара из данной страны

 

41. Структура и механизм функционирования антидемпинговых законодательств различных стран

Закон Канады дает определение «демпинговой разницы» (margin of dumping) как суммы, на которую обычная стоимость (normal value) товара, соответствующая ценам на рынке страны-экспортера, превышает экспортную. Такое же определение демпинговой разницы содержится и в законодательстве США. При этом законодательство США использует для определения демпинговой разницы понятие не «обычной», а «справедливой» стоимости (fair value).

Деление антидемпинговых процедур на инициированные расследования и окончательные антидемпинговые меры связано, прежде всего, с тем, что первые не всегда приводят к введению последних, вследствие чего выделяют так называемый «уровень успеха», характеризующий долю расследований, закончившихся введением конкретных антидемпинговых мер.

Национальное законодательство США и Канады уделяет большое внимание также официальной части процедуры проведения расследования случаев демпинга. Соблюдение всех правил процедуры - своего рода гарантия того, что государство не отклонилось от принципа свободы торговли, зафиксированного в ГАТТ. Принятие же антидемпинговых мер следует рассматривать как средство защиты от действий иностранного экспортера, характеризуемых как недобросовестная конкуренция.

В последнее время Украина активно использует механизм антидемпинговых расследований в отношении России.

 

42. Этапы антидемпингового расследования. Методика расчета основных показателей

Расследование начинается по просьбе, представленной в письменном виде от пострадавшей отечественной отрасли или ассоциации производителей.

Предварительная стадия заключается в оценке обоснованности жалобы национальных производителей по формальным признакам.

Если антидемпинговое расследование необходимо, то уведомляются экспортеры и импортеры товаров, которые являются предметом данного расследования.

После производится расчет нормальной цены и экспортной цены и их сопоставление.

Методы определения нормальной цены:

- принимается цена аналогичного товара на внутреннем рынке экспортирующей страны или страны происхождения, либо на основе цен других продавцов, осуществляющих продажи аналогичного товара на внутреннем рыке страны-экспортера.

- сравнимая цена на аналогичных товар, экспортируемый в третьи страны

- расчетная цена, определяемая путем сложения издержек производства и средней нормы прибыли для данной отрасли.

Методы определения экспортной цены:

- как реальная экспортная цена, под которой понимается действительно уплачиваемая за товар цена при его экспорте.

- как расчетная экспортная цена, используемая при наличии сомнений в достоверности контрактной цены.

Определяется величина демпинга путем сравнивания экспортной цены и нормальной стоимости на одной и той же стадии торговых операций, осуществленных в одно и то же время.

Антидемпинговая пошлина вводится решением правительства и действует в течение такого времени и в таком размере, чтобы нейтрализовать ущерб от демпинга.

 

43. Защитные меры в РБ особенности антидепинговых процедур в РБ.

Законодательная база по защите отечественных производителей построена на общепринятых международных подходах к условиям и процедурам проведения расследования.

Антидемпинговые меры реализуются посредством применения антидемпинговой пошлины, в том числе временной, либо принятия экспортером ценовых обязательств.

Органом, который проводит расследования является Министерство иностранных дел. Основание – заявление заинтересованного республиканского органа гос.управления и белорусских производителей.

Защитные меры не вводятся, если они противоречат экономическим интересам страны, развитию национальных отраслей или интересам потребителей.

Антидемпинговое расследование не начинается, если:

-на долю отечественных производителей, подавших заявление, приходится менее 25% о общем объеме производства аналогичного товара в РБ

- объем производства отечественных производителей, поддержавших заявление, включая заявителя, менее 50% объема производства отечественных производителей данного товара

- демпинговая маржа составляет менее 2% или объем демпингового импорта из одного иностранного государства не превышает 3%.

Расследование не проводится в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, которым предоставляются тарифные преференции РБ.

 

44. Проблемы демпинга и антидемпинговых процедур для РБ и стран СНГ

Проблемы антидемп.процедур для РБ следует рассматривать в 2-х направлениях: в отношении экспортируемых белорусских товаров и с позиций защиты нац.промышленности от недобросовестного импорта. ЕС и др. развитые страны относят РБ к категории стран с нерыночной экономикой, применяя к ней процедуру расчета антидемп.маржи по стране-аналогу, к-я означает, что для определения демпинга и антидемп.пошлины осуществляется сравнение экспортной цены в стране с нерыночн.эк-кой с нормальной стоимостью в аналогичной стране с рын.эк-кой. Нормальная стоимость для нерын.эк-к может рассчитываться на основе цен или издержек в сопоставимой третьей стране с рын.эк-кой, к-я выбирается для целей сравнения. Эта нормальная стоимость сравнивается со средневзвешен.экспортной ценой всех поставок товаров из нерын.страны с тем, чтобы определить демпинговую маржу. Все расчеты нормальной стоимости проводятся только по данным страны-аналога. В ряде случаев это приводит к установлению на бел.товары необоснованно завышенных антидемп.пошлин, поскольку нередко в качестве стран-аналогов избираются развитые гос-ва с высоким уровнем цен.

Режимы расследования для рын.и нерын.эк-к также различ-ся способом определения антидемп.пошлины. В случае рын.эк-к для каждого задействованного в расследовании экспортера устанавл-ся индивид.демпинг.маржа и пошлина. Для нерын.эк-к предусматривается единая пошлина в отношении всего импорта рассматриваемого товара из данной страны.

Статус страны с нерын.эк-кой имеет опред.преимущества: при гос.регулировании цен невозможно точно просчитать объем гос.субсидий и их влияние на экспорт, поэтому на экспорт из этих стран, как правило, не накладываются компенс.пошлины.

 

45. ВТО: этапы создания и реорганизации. Принципы и механизм функционирования. Условия и перспективы участия РБ в ВТО

Соглашение о создании ВТО было подписано в апреле 1994г. и вступило в силу 1 января 1995г. ВТО сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности.

Принципы:

- торговля без дискриминации

- либерализация международной торговли посредством проведения многосторонних переговоров по прогрессивному снижению таможенных тарифов

- отказ от использования количественных ограничений

- предсказуемость и прозрачность торговой политики

- содействие конкуренции через отказ стран от использования несправедливых методов ведения торговой политики

- специальный и дифференцированный режимы для развивающихся стран

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров

Высший орган ВТО - Министерская конференция. Генеральный совет по необходимости выполняет функции министерских конференций. Под руководством Ген.совета работают советы по торговле товарами, услугами и по торговым аспекта прав интеллектуальной собственности. В рамках указанных советов учреждены комитеты по соглашениям и переговорные группы.

 

46. Международные соглашения на уровне ВТО. Их значение и характеристика.

Значение – становясь членом ВТО, страна должна взять на себя обязательства по соблюдению всех договоренностей, входящих в пакет соглашений.

Основные Соглашения:

- Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994г. – определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

- Соглашение по сельскому хозяйству – определяет особенности регулирования торговли с/х товарами и механизмы применения мер гос.поддержки производства и торговли в этом секторе

- Соглашение по текстильным изделиям и одежде – определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой

- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам – устанавливает условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

- Соглашение по применению антидемпинга – определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм

- Соглашение по техническим барьерам в торговле

- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей

- Соглашение по правилам происхождения (товаров)

- Соглашения по защитным мерам (для противодействия растущему импорту) и др.

 

47.Торговые режимы: понятие, отличительные черты, порядок предоставления

Торговый режим – установленная международным договором и/или национальным законодательством совокупность мер, регулирующих порядок ввоза и/или вывоза товаров. Режим свободной торговли – торговый режим, в соответствии с которым сторонами во взаимной торговле не применяются количественные ограничения, таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на ввоз и вывоз товаров, происходящих и ввозимых с таможенной территории одной из сторон, и предназначенных для ввоза на таможенную территорию другой стороны за исключением мер, предусмотренных в международных договорах. К налогам, имеющим эквивалентное таможенным пошлинам действие, не относятся налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при таможенном оформлении импортируемых товаров. или снижения ставок ввозных таможенных пошлин, либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран.

 

48. Режим наибольшего благоприятствования и исключения из него.

Все страны находятся в равных условиях и пользуются благами, которые дают им любые меры по снижению торговых барьеров. Устанавливается на взаимной основе путем заключения много- и двусторонних международных договоров.

Все страны – члены ВТО обязаны осуществлять безоговорочное предоставление РНБ во взаимной торговле.

Исключения из него:

- ограничение действия режима по соображением национальной безопасности действий в чрезвычайных обстоятельствах

- уступки в области таможенно-тарифной политики при создании зон свободной торговли, таможенных союзов, для пограничных торговых отношений и приграничной торговли

- система односторонних преференций и льгот, позволяющая развивающимся странам пользоваться на постоянной и невзаимной основе определенными видами льгот.

 

48. Всеобщая(ВСП) и нац. системы преференций. Преференциальный режим. Предоставление в одностороннем порядке торговых преференций развивающимся и наименее развитым странам. Принципы: всеобщность, недискриминация, невзаимность.

Каждая развитая страна, исходя из национальных интересов и экономических условий, имеет свой специфический механизм (критерии, условия) предоставления торговых преференций – национальную систему преференций.

Совокупности национальных преференций образует Всеобщую систему преференций, которая координируется в рамках ООН и ВТО.

Торговые преференции в РБ:

- в отношении ввозимых на таможенную территорию республики отдельных товаров, происходящих из развивающихся стран (территорий), предоставляются тарифные преференции в виде снижения ставок таможенных пошлин на 25 %.

- в отношении ввозимых на таможенную территорию РБ отдельных товаров, происходящих из наименее развитых стран (территорий), предоставляются тарифные преференции в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами

 

50. Преференциальные режимы в международной торговле, их виды и порядок предоставления.

Преференциальный режим. Предоставление в одностороннем порядке торговых преференций развивающимся и наименее развитым странам. Принципы: всеобщность, недискриминация, невзаимность.

Виды:

- национальный режим - предполагает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам, услуга режима, аналогичного предусмотренному для отечественных лиц, товаров, услуг и др.

- режим недискриминации – не имеет четкого определения и используется в отношении стран, не договорившихся РНБ. Предполагает, что в области внешней торговли стране-партнеру предоставляются не худшие условия, чем третьей стране, к которой РНБ также не применен.

Каждая страна-донор самостоятельно определяет критерии и размеры предоставления преференций и перечень стран-бенефициаров.

 

51. Условия и перспективы участия РБ в ВТО.

Условия:

- привести законодательство в соответствие с правилами ВТО (нетарифное регулирование, ценовая политика, государственная поддержка сельского хозяйства, налогообложение, порядок получения льгот и субсидий, лицензирование, стандартизация и техническое нормирование, таможенное регулирование, защита интеллектуальной собственности, сектор услуг)

- выработка долгосрочной тарифной политики страны и ее закрепление в виде международных обязательств

- создание конкурентной среды на банковском, страховом и телекоммуникационном поле с открытием этих рынков для иностранных инвесторов

Перспективы:

- открываются европейские рынки для белорусских экспортеров

- негативные последствия для предприятий отечественного сельхозмашиностроения

- увеличение стоимости энергоносителей, что приведет к увеличению стоимости товаров, в следствие чего они станут неконкурентноспособными.

 

52. Формы международной торговли и их классификация

1) по критерию объекта:

- торговля сырьем;

- торговля топливом;

- торговля продовольствием;

- торговля полуфабрикатами;

- торговля готовыми изделиями:

- торговля услугами

2) по критерию взаимодействия субъектов:

- традиционная торговля;

- торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений;

- встречная торговля (бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе).

3) по критерию регулирования:

- обычная МТ — осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;

- дискриминационная МТ — введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;

- преференциальная торговля — торговля, при осуществлении которой применяются льготы (налоговые, таможенные).

 

53. Международная торговля пром.товарами. К пром.товарам относятся: хим.вещ-ва, обработ-ные изделия, машины, оборуд.и транспортн. ср-ва, разные готов.изделия. Класс-ция: потреб.товары и ср-ва произв-ва. Фармацевтич.продукция (США, велик., Япония, герм, фр, италия).Хим.удобрения(Китай, Индия).пластмасса, бумага, картон, ткань(основн.позиции уазиатскихстран), обувь, мебель, электротовары, транспорт.ср-ва(осн. Япония и Германия).

 

54. Межд. торговля сырьем и с-х товарами. 1.К с-х сырью относятся: каучук-исп-ся для изг-ния резин.изделий. центр мир.произв-ва Ю-В Азия.; Лесные товары-: США, Кит., Индия, Бразил., Индонез., Канада, Россия. Текстильн.волокна. Главный центр торговли-нью-йоркская биржа хлопка;.Шерсть-один из наиб.дорогостоящ.видов сырья. 2.Прод-ция живот-ва: крупный рогат.скот (в осн.США.Евросоюз) овцы, мясные лошади, конина, баранина и т.д) Очень высок.требования к кач-ву и санит.хар-кам., субпродукты, молочные продукты.3.Зерновые-представлена не только их продуктами но и прод-ми их переработки. Пшеница-ведущая позиция, во многих странах считается стратегич.товаром; кукуруза, ячмень, рис, хлебопродукты.

 

55. Международная торговля услугами. Понятие, специфические черты и перспективы развития

Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.

Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель. Услуги обычно не имеют овеществленной формы. При этом они производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению.

В него входят различные виды деятельности:

- услуги, связанные с внешней торговлей;

• услуги, связанные с обменом технологией;

• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;

• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;

• заработная плата и другие трудовые доходы.

Специфические особенности:

- регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;

- отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;

- услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;

- производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой, чем сфера материального производства;

- международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;

- не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).

Перспективы развития:

- снижение доли фрахта и других транспортных услуг

- увеличение доли туризма в экспорте услуг

- рост частных услуг, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги.

 

56. Принципы правила и классификация международной торговли услугами в соответствии с ГАТС Классификация:

- услуги связи (почтовые, курьерские, телекоммуникационные)

- строительные работы и сооружения

- дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг)

- услуги в сфере образования

- услуги по охране окружающей среды

- услуги в области финансового посредничества

- услуги здравоохранения и социальные

- услуги, связанные с туризмом

- рекреационные услуги (организация отдыха, культурных и спортивных мероприятий)

- услуги транспорта и др.

Принципы и правила торговли услугами:

Способы оказания услуг:

1) трансграничная поставка – с территории одной страны на территорию другой

2) потребление за рубежом – осуществляется при необходимости перемещения покупателя услуги в другую страну с целью ее получения (туризм, медицина и др.)

3) коммерческое присутствие – необходимость движения в другую страну факторов производства для оказания услуг.

4) перемещение (временное присутствие) физических лиц – движение физ.лица (юрист, архитектор и др.) в другую страну с целью оказания услуг на ее территории.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) применяется в отношении услуг, предоставляемых только на коммерческой основе:

- предоставление режима наибольшего благоприятствования

- открытость национального законодательства, регулирующего сектор услуг.

- взаимное признание квалификаций, необходимых для предоставления услуг

- меры по либерализации торговли

 

57. Способы оказания услуг в соответствии с ГАТС. Международное и национальное регулирование

Способы оказания услуг:

1) трансграничная поставка – с территории одной страны на территорию другой

2) потребление за рубежом – осуществляется при необходимости перемещения покупателя услуги в другую страну с целью ее получения (туризм, медицина и др.)

3) коммерческое присутствие – необходимость движения в другую страну факторов производства для оказания услуг.

4) перемещение (временное присутствие) физических лиц – движение физ.лица (юрист, архитектор и др.) в другую страну с целью оказания услуг на ее территории.

Международное регулирование:

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) применяется в отношении услуг, предоставляемых только на коммерческой основе:

- предоставление режима наибольшего благоприятствования

- открытость национального законодательства, регулирующего сектор услуг.

- взаимное признание квалификаций, необходимых для предоставления услуг

- меры по либерализации торговли

Национальное регулирование – применение любой из стран-членов ВТО внутреннего законодательства в отношении условий осуществления хоз.деятельности зарубежными поставщиками.

Меры национ.регулирования делятся на две группы:

- создание условий, при которых издержки иностранных производителей услуг могут быть выше издержек отечественных предпринимателей

- реализация различных мер содействия национальным производителям, снижающих в конечном итоге издержки последних и обеспечивающих им преимущества в ценовой конкуренции при поставке услуг.

 

58. Торговые режимы в регулировании международной торговли услугами. Условия доступа на рыпок

Предоставление режима наибольшего благоприятствования – все члены ВТО обязаны обеспечивать друг другу такой же благоприятный режим по использованию всех мер в области регулирования торговли услугами, какой они применяют в отношении любой другой страны.

Обязательства по предоставлению национального режима - применение любой из стран-членов ВТО внутреннего законодательства в отношении условий осуществления хоз.деятельности зарубежными поставщиками.

Меры, связанные с ограничением национальгого режима делятся на две группы:

- создание условий, при которых издержки иностранных производителей услуг могут быть выше издержек отечественных предпринимателей

- реализация различных мер содействия национальным производителям, снижающих в конечном итоге издержки последних и обеспечивающих им преимущества в ценовой конкуренции при поставке услуг.

 

59. Состояние и перспективы развития международной торговли объектами интеллектуальной собственности

Состояние:

- рост объёмов торговли изобретениями, научными знаниями и секретами производства

- в большинстве стран мира число зарегистрированных патентов, используемых нерезидентами, значительно превышает число патентов, используемых резидентами.

- чем выше уровень экономического развития страны, тем выше суммарное число используемых в отраслях народного хозяйства патентов.

- создание многих международных альянсов, союзов, корпораций с целью взаимного использования патентов и лицензий

- рост государственных средств и расходов частных фирм на НИОКР и увеличение инвестиций капитала за рубежом

- одним из важных центров лицензионной торговли является Япония

- развивающиеся страны занимают значительное место в импорте лицензий

Перспективы развития:

- дальнейший рост развития лицензионной торговли в электротехнической и электронной промышленности, общем машиностроении, приборостроении, автомобильной, авиаракетной промышленности, химии и нефтехимии, биотехнологии, в области ресурсосберегающих технологий

- концентрация и опережающие темпы развития торговли лицензиями между родственными фирмами (или между материнскими компаниями и филиалами) транснациональных корпораций по сравнению с лицензионным обменом между независимыми фирмами

- создание новых технологий

 

60. Международный технологический обмен (МТО) и его регулирование в сфере технологических процессов.

МТО – в широком смысле: проникновение любых научно-технических знаний и обмен произ-ым опытом между странами; в узком смысле: передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизв-у конкретных технологических процессов.

ТО в широком смысле осущ-ся в некоммерческих формах: научные публикации; проведение выставок, ярморок; обмен делегациями и встречи ученых и инженеров; миграция спец-ов; обучение студентов и аспирантов за рубежом и др. ТО в узком смысле имеет коммерческую основу: передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической док-ии; поставка машин и пром-го обор-ия; оказание технической помощи; инжиниринговые услуги и др.

Охрана прав на изобретения, промыш-е образцы и товарные знаки – предмет активного международного регулирования. Основным международным соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Парижский союз). Её цель – предоставление более льготных условий для патентования изобретений, пром-ых образцов регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создание международного патента, международного пром-го образца и международного товарного знака.

Основные положения Конвенции:

- принцип национального режима (гражданам и фирмам любой страны-участницы должна предост-ся предусм-ая закон-ом данного гос-ва охрана пром-ой собственности; относится и к гражданам гос-в, не входящих в Парижский союз, если они постоянно проживают в одной из его стран или имеют там свои предприятия);

- право конвенционального приоритета (заявка с момента ее подачи в стране-участнице обладает приоритетом в течении года. Запатентованное в одном гос-ве изобретение, оно уже не является новыми непатентоспособно в другой стране. Обладающая правом конвенционального приоритета страна может запатентовать изобретение одновременно в нескольких гос-ах. Данное право дает также преимущество при патентовании изобретений за рубежом);

-принцип предотвращения возможных злоупотреблений, связанных с осуществлением исключительного права, предоставляемого патентом Парижская конвенция предусматривает выдачу в подобных случаях принудительных лицензий на оговоренных в данном док-те условиях. Если эти меры окажутся недостаточны для предотвращения злоупотреблений, может быть поставлен вопрос о лишении прав на патент.

Парижская конвенция регулирует также охрану за границей пром-ых образцов и товарных знаков. Срок приоритета для их патентования составляет 6 месяцев.

Ряд стран-участниц ПК подписали Мадридскую конвенцию о международной регистрации товарных знаков, в соотв-ии с кот-ой в Международное бюро в Женеве должна подаваться заявка на товарный знак, направляемая затем в соотв-ие ведомства стран-участниц. Позднее в Вене был подписан более широкий Договор о регистрации товарных знаков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.