Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА № 2.




При техническом оформлении рефератов необходимо обратить внимание на методические рекомендации (в формате pdf.), которые находятся на сайте Историко-филологического факультета в разделе Учеба – Документоведение и архивоведение.

При обсуждении реферативных сообщений возможно использование презентаций.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется работать с опубликованными источниками, списком обязательной и дополнительной литературы, познакомиться с материалами учебника по определенной тематике, обратиться к лекциям, прочитанных по данной теме и после этого приступить к анализу источников.

Обязательное ознакомление со справочно-энциклопедической литературой по заявленным проблемам в работе на семинарах.

Внимательное изучение комментариев приводимых в текстах документов.

Конспектирование ответов является обязательным, поскольку могут быть собраны тетради для семинарских занятий и выставлены соответствующие оценки за подготовку и работу на семинарском занятии.

В целях прочного усвоения курса, всю информацию, относящуюся к данной проблеме, рассматриваемой на семинарских занятиях, желательно конспектировать.

Студент должен обязательно выстраивать свои ответы на поставленные вопросы с учетом анализа текстового материала источников.

Работа на такого рода занятиях является одним из важнейшим показателем в бально-рейтинговой системе оценки знаний.

Проблемы, рассматриваемые на семинарских занятиях, также входят в перечень вопросов, выносимых на экзамен.

 

 

Требования к ответу:

 

1. Обязательное использование текста источника с элементами его комментирования.

2. Должен быть конкретным, по существу вопроса.

3. Развернутым, аргументированным.

4. Основанном на знании как обязательной, так и дополнительной литературы.

В ответе следует избегать двух крайностей:

1. Построение ответа на учебной и дополнительной литературе без использования соответствующих положений исторических источников.

2. Построение ответа только на материалах источников без привлечения дополнительной литературы, что, безусловно, ведет к ограниченности разбора данной поставленной проблемы.

Желательно в начале семестра уже определиться с тематикой будущих рефератов, независимо от времени обсуждения данных вопросов в группе. Это с одной стороны, даст больше времени на разбор проблемы, с другой – улучшит качество содержание данной работы.

К темам семинарских занятий дан довольно большой список источниковой базы, откуда должен быть взят текст источника, там же приводится список, как обязательной, так и дополнительной литературы. Это, прежде всего, вызвано тем, что с одной стороны существует обширная литература по данным вопросам и студент должен знать основные работы. С другой, в библиотеках могут отсутствовать или находиться в довольно ограниченном объеме необходимые для подготовки к семинарам книги. Чтобы хоть как-то восполнить этот пробел студенту предлагается и более доступная и распространенная (дополнительная) литература.



В списке литературы может быть приведен не весь перечень работ по рассматриваемым вопросам. Студент должен проявлять самостоятельность в подборе соответствующей литературы. Также необходимо следить и за периодическими изданиями, находить и использовать новые материалы для более качественной подготовки ответов на семинарских занятиях.

В темах семинарских занятий также даны методические указания, которые студент должен обязательно учитывать как в ходе подготовки занятия, так и в ходе обсуждения вопросов, выносимых для работы на семинарских занятиях.

Основная часть

ТЕМА № 1.

Отечественное летописание: «Повесть временных лет»,

как важнейший письменный источник по истории древней Руси

4 часа

План

1. Источники «Повести временных лет» и их характеристика.

2. «Повесть временных лет» как древнейший историко-литературный летописный свод по истории Киевской Руси:

· история изучения; время возникновения;

· редакции, списки.

 

Опубликованные источники

1. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Мельниковой. – М., 1999.

2. Повесть временных лет (далее ПВЛ). – M., 1950. Ч. 1.

3. ПВЛ – любое комментированное издание.

4. ПВЛ // Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. – М., 1980.



5. ПВЛ // Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 1. / Под ред. А.Д. Горского. – М., 1985.

6. ПВЛ // Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий / Под ред. проф. В.В. Мавродина. – М., 1970. Ч. 1.

7. ПВЛ // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: Учебное пособие / Сост. А.Г. Кузьмин и др. – М., 2004.

8. ПВЛ // Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. Н.К. Гудзий. – М., 2002.

9. ПВЛ // Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. Т.1. С древнейших времен до XVII в. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М., 1994.

10. ПВЛ // Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / Сост.: П.П. Епифанов и О.П. Епифанова. – М., 1987.

11. ПВЛ // Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVвека / Сост. М.Н. Тихомиров. – М., 1960.

12. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI – первая половина XIV вв.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. – Л., 1987.

13. Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди. – СПб., 1994.

Обязательная литература

1. 3иборов В.К. О летописи Нестора: основной летописный свод в русском летописании XI в. – СПб., 1995.

2. Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…». Рождение русской дипломатии. Л., 1986 г.

3. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской правде. М., 1988 г.

4. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003 г.

5. Перхавко В.Б. История русского купечества. М., 2008 г.

6. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. Челябинск., 2003 г.

7. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII вв. – М., 1990.

8. Данилевский И.М. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.): Курс лекций. – М., 1998.

9. Зиборов В.К. История русского летописания XI–XVIII вв.: Учебное пособие. – СПб., 2002

10. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И.Н. Данилевский и др. – М., 1998.

11. Клибанов А.И. Духовная культура Средневековой Руси. – М., 1996.

12. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учебное пособие в 2-х книгах. Книга I. – М., 2008.

13. Кузьмин А.Г. Источниковедение отечественной истории (с древнейших времен до монгольского завоевания): Учебное пособие. – М., 2002.

14. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. – М., 2003. 1993.

15. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М., 1977.

16. Литература древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М., 1996.

17. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Сост. О.М. Анисимова. – М., 1994.

18. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: Учебное пособие для бакалавров. – М., 2013.

19. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

20. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. – СПб., 1997.

21. Шапиро А.В. Историография с древнейших времен до 1917 года. – М.,

22. Широкорад А.Б. Дипломатия и войны русских князей. От Рюрика до Ивана Грозного. – М., 2006.

 

Дополнительная литература

1. Воинские повести в Древней Руси / Под ред. чл. корр. АН СССР В.П. Адриановой-Перетц. – М., 1959

2. Лихачев Д.С. Великое наследие. – М., 1975.

3. Лихачев Д.С. Повесть временных лет (историко-литературный очерк) // Повесть временных лет. – М.-Л., 1950. Ч. 2.

4. От Нестора до Фонвизина новые методы определения авторства. – М., 1994.

5. Родная старина слова термины образы. – М., 1996.

6. Шайкин А.А. Поэтика и история: На материале памятников русской литературы XI – XVI веков: Учебное пособие / А.А. Шайкин. – М., 2006.

 

Постановка проблемы

Понятие «исторического источника» относится к числу наиболее важных для исторической дисциплины. Источник – свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследователя (будь то рукопись, картина, документ, обряд, предмет и т.п.), которое может быть использовано как основание для какого-либо утверждения о прошлом.

По общему убеждению исследователей, без источника история невозможна. Историю нередко характеризуют как область знания, изучающая исторические свидетельства прошлого. На основе информации, полученной в результате аналитической работы с источником, историк создает собственный образ прошлого.

Облик прошлого во многом зависит от того как историк определяет круг источников.

Древнерусское летописание является частью мировой культуры. Всякое культурное развитие обусловлено культурным наследием прошлого. Это как бы наперед заданный исследовательский материал, в котором новым культурным поколением предстоит отобрать все, что может служить его запросам и что требует дальнейшей творческой переработке.

Как писал в свое время академик Д.С. Лихачев: «Культура – это святыни народа, святыни нации». Познание той или иной национальной культуры – это познание ее духовности, познание менталитета – то есть духовного склада ее носителей.

Древняя Русь оставила нам многообразие различных литературных жанров, среди которых важное значение имеет и летописание. Древнерусским летописанием занимаются как историки, так и филологи. Слово «филология» греческого происхождения. Буквально оно означает «любовь к слову» (ср. «философия» – любовь к мудрости). В свое время академик С.С. Аверинцев определил филологию следующим образом: «Филология – содружество гуманитарных дисциплин, изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных текстов». Таким образом, можно отметить, что филолог – комментатор текста. В целом, филология и выросла из притекстовых комментариев. Впервые в европейской традиции такому комментированию подвергли текст Гомера. Так возникла греческая филология, ставшая у истоков филологической мысли Европы.

Летописи по праву считаются одним из важнейших источников изучении Древней Руси. Именно в них ученые находят основной фактический материал дл исторического построения. Вся нарративная часть исследований по истории русских земель и княжеств X – XVII в. почерпнута из летописи. Большинство из них опубликовано (полностью или в виде разночтений к другим спискам) в продолжавшемся уже на протяжении более полутора столетий Полном собрании русских летописей (далее ПСРЛ). Некоторые летописные своды публиковались отдельно.

Каждый летописный список имеет свое условное название. Чаще всего оно давалось по месту хранения, либо по фамилии прежнего владельца. Иногда летописи называются по имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика, либо по летописном центру, в котором они были созданы,

Начало летописании на Руси относится к очень древнему времени. До нас не дошли древнейшие летописные своды, возникшие, по всей вероятности, ещё в первой половине XI ч. Наиболее рани из дошедших до нас вводов является «Повесть временных лет», относящаяся к началу XII в. и доводящая изложение событий до десятых годов этого столетия. Этот свод известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках.

Поскольку летопись вобрала в себя в большом количестве материал сказаний, повестей и легенд, она представляет собой огромный интерес для исследователей. В ней нашли свое отражение устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. По словам историка К.Н. Бестужева-Рюмина, «Повесть временных лет» является архивом, в котором хранятся следы погибших для нас произведений первоначальной нашей литературы.

Среди исследователей внесших огромный вклад в изучение древнерусского летописания необходимо отметить таких авторов, как:

Шахматов А.А. (1864-1920) – выдающийся русский филолог, языковед, историк русского летописания. Именно он заложил основы текстологического изучения русских летописей, разработал начальную гипотезу возникновения русского летописания, которую изложил в своих капитальных исследованиях: «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908) и «ПВЛ» Т.1. (1916).

Истрин В.М. (1865-1937) – известный отечественный филолог, который много лет занимался изучением древнерусской и новой литературой. Внимание исследователя привлекали византийские исторические хроники, их переводы на славяно-русский язык. Ему принадлежат такие монографии, как: «Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе» (1914), «Хроник Георгия Амартола в древнем славянском переводе» (1920-1930).

Тихомиров М.Н. (1893-1965) – крупнейший советский историк, источниковед, славист, академик с 1953 г. В центре внимания исследователя находилась русская и славянская история X – XIX вв. По инициативе этого ученого было возобновлено издание «ПСРЛ», переиздана «История Российская» В.Н. Татищева.

Лихачев Д.С. (1905-1999) – выдающийся советский литературовед, историк культуры, глава школы советских медиевистов, академик АН СССР с 1970 г. Автор многих фундаментальных работ по древнерусской литературе и культуре. Одной из первых фундаментальных работ явилась монография (докторская диссертация) «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (1947). Дмитрий Сергеевич стал первым кавалером вновь учрежденного в Российской Федерации ордена Святого апостола Андрея Первозванного, который был учрежден еще в 1698 г. Петром I. Всего до революции 1917 г. этим орденом было награждено 1026 человек, что говорит о значимости кавалеров этого ордена в истории нашего государства.

Кузьмин А.Г. (1928 – 9 мая 2004) – выдающийся исследователь по истории и древнерусской литературы, который в 1971 г. защитил докторскую диссертацию «Начальные этапы древнерусского летописания», а в 1977 г. опубликовал монографию с этим же названием. В 1993 г. историк переводит и издает знаменитую «Лаврентьевскую летопись». Издание, которой вошло в серии научной и учебной литературы «Вузовская и школьная библиотека» и рекомендована Министерством образования в качестве учебного пособия. Учитывая эту функциональную направленность книги, А.Г. Кузьмин и его ученик В.В. Фомин снабдили ее примечаниями.

Литературный талант А.Г. Кузьмина ярко проявился в жанре исторических географий. Широкий интерес самой разнообразной читательской аудитории вызвала его книга «Татищев», опубликованная в 1981 г. в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия».

Работы вышеназванных исследователей должны быть проанализированы студентами в процессе подготовки к данному семинарскому занятию.

 

 


Методические указания

Русские летописные своды являются основными источниками по отечественной истории периода средневековья. «Повесть временных лет», относящаяся к началу XII в. и дошедшая до нас в составе различных списков и редакций, принадлежит к важнейшим письменным источникам, характеризующим становление и развитие Древнерусского государства.

Занятия по «Повести временных лет» носят лабораторный характер. Цель занятий: приобрести первоначальный опыт работы с летописными источниками.

Студенты должны обратить внимание на то, что «Повесть временных лет» – это летописный свод компилятивного характера, в основе которого положены более древние летописи.

На семинарском занятии рассматривается вопрос об использовании различных источников, включенных составителем в «Повесть временных лет».

Студенты с помощью преподавателя определяют письменные и устные источники, положенные в основу «Повести временных лет» (памятники византийской и южнославянской письменности, договоры Руси с греками, жития святых, исторические песни, предания, легенды).

 

При подготовке к первому вопросу необходимо обратить внимание на следующие проблемы и постараться аргументировано ответить на поставленные вопросы:

1. С какими странами Киевская Русь могла иметь международные контакты, с какого времени они были установлены и какую роль они сыграли в истории Древнерусского государства. Обратить особое внимание на русско-византийские договора X в. Постарайтесь ответить – какую информацию мог взять летописец из этих источников, перечислите годы их заключения и отметьте их особенности.

 

2. Необходимо обратить внимание на легендарно-мифологические сюжеты, которые были включены авторами-составителями данного летописного свода. Выяснить причины внесения данной информации в летопись.

3. Кроме отечественных источников составитель «ПВЛ» также пользовался и источниками иностранного происхождения. Хорошо известно, что одной из первых и наиболее популярных за пределами Византийской империи стали Историческая хроника Иоанна Малалы (VI в.) и Хроника Георгия Амартола (IX-X вв.). Студенту необходимо понимать особенности этого источника, его построение и выяснить – какую именно информацию из этих хроник мог включить древнерусский летописец в «ПВЛ».

 

При подготовке ко второму вопросу необходимо остановиться на следующих проблемах:

1. Каким образом средневековый провиденционализм мог повлиять на изложение информации древнерусскими летописцами.

2. Найти информацию о событиях, которые происходили в Киевской Руси в XII в., поскольку именно они сыграли не последнюю роль в редактировании «ПВЛ». С именами каких князей эти события были связаны?

3. Постараться ответить – кто мог и почему были внесены изменения (редактирования) в летописный свод?

4. Кто из русских летописцев могли быть редакторами «ПВЛ»? Дайте обоснование, ссылаясь на текст летописи.

5. Сколько на сегодняшний день существует списков «ПВЛ» и что лежит в основе названия этих списков (приведите примеры).

6. Дать полную характеристику основным спискам «ПВЛ», а именно постараться ответить на следующие вопросы:

· время и место появление летописного списка,

· его авторство, количество листов в списке,

· хронологический период, содержащийся в нем информации?

ТЕМА № 2.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.075 сек.)Пожаловаться на материал