Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие указания. Курс лесной энтомологии изучается студентами-заочниками в два этапа






 

Курс лесной энтомологии изучается студентами-заочниками в два этапа. Первоначально самостоятельно прорабатывается литература и выполняется контрольное задание. В качестве основного руководства для выполнения этого этапа служит учебник А. И. Воронцова «Лесная энтомология» издания 1982 г. Прорабатывая курс, студент должен иметь в виду, что пользование предшествующими изданиями учебника крайне нежелательно, ибо по целому ряду разделов, в частности по экологии насекомых, мерам борьбы с вредителями, изложенные в учебниках материалы очень быстро устаревают. Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые вопросы, имеющиеся в программе курса, не получили отображения в учебнике или изложены недостаточно полно из-за ограниченности его объёма. В этом случае необходимо пользоваться дополнительной учебной и методической литературой, рекомендуемой в данном руководстве. Самостоятельной проработке предшествует установочная лекция, читаемая на II курсе.

Второй этап проработки – очные занятия на III курсе. После выполнения контрольного задания, студенты вызываются на очную сессию. Здесь им читаются три лекции (6 часов), на которых рассматриваются узловые вопросы курса, по которым имеется наиболее важные как научные разработки, так и достижения практики защиты леса. Это прежде всего вопросы экологии насекомых и массовых их размножений, предупредительных и истребительных мероприятий, направленных на защиту леса и методов лесопатологических обследований и прогнозирования массовых размножений наиболее опасных видов насекомых – фитофагов.

Кроме краткого лекционного курса, студенты проходят лабораторный практикум в объёме 24 часов. Практикум включает в себя следующий перечень работ:

1. Расчленение насекомого, рассмотрение отделов его тела, конечностей придатков, знакомство с терминологией (2 часа)

2. Классификация насекомых. Определение по взрослой

фазе до отряда (2 часа)

3. Строение личинок насекомых. Определение до отряда и семейства по личиночной фазе (2 часа)

4. Определение насекомых по взрослой фазе до вида (2часа)

5. Определение насекомых до вида по личиночной фазе (2 часа)

6. Определение насекомых по наносимым ими повреждениям (2 часа)

7. Определение представителей семейства короедов до вида (2 часа)

8. Определение короедов по повреждениям (2 часа)

9. Определение технических вредителей древесины

по повреждениям (2 часа)

10. Распознавание главнейших вредных насекомых

и их повреждений (2 часа)

При проработке отдельных тем совершаются экскурсии в музей лесной энтомологии и просматриваются специально созданные учебные кинофильмы.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Воронцов А. И. Лесная энтомология. М.: Высшая школа, 1982. 384 с.

2. Воронцов А. И., Мозолевская Е. Г. Практикум по лесной энтомологии. М.: Высшая школа, 1975. 294 с.

3. Катаев О. А., Гороховников А. В., Щербакова Л. Н. Лесная энтомология: Руководство к выполнению лабораторных работ. Л.: ЛТА, 1974. 86 с.

4. Тальман П. Н., Катаев О. А. Методы лесоэнтомологических обследований. Л.: ВЗЛТИ, 1964. 118 с.

5. Катаев О. А., Мозолевская Е. Г. Экология стволовых вредителей. Л.: ЛТА, 1981. 86 с.

6. Катаев О. А., Голутвин Г. И. Лесная энтомология. Долгосрочное прогнозирование массовых размножений хвое-листогрызущих насекомых. Л.: ЛТА, 1983. 30 с.

7. Катаев О. А., Голутвина Л. С. Вредители шишек и семян хвойных пород. Л.: ЛТА, 1983. 42 с.

8. Катаев О. А., Шендерова С. С. Лесная энтомология: Методические указания по использованию муравьёв. Л.: ЛТА, 1983. 36 с.

 

Что касается дополнительной литературы, то она чрезвычайно обширна. По каждому отделу курса существуют отдельные монографии или учебники для университетов или факультетов защиты растений, большое количество публикаций в научных сборниках и журналах. Студенты, глубже интересующиеся вопросами энтомологии, по дополнительной литературе могут получить письменную или устную консультацию на кафедре защиты леса. Эти же студенты могут почерпнуть немало полезного из реферативных журналов «Энтомология» и «Лесоведение и лесоводство», где ежемесячно публикуются рефераты последних работ, опубликованных в СССР и за рубежом по вопросам различных разделов энтомологии и защиты леса.

 

УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛАМ КУРСА

 

Курс лесной энтомологии – сложная дисциплина, насыщенная обильным материалом, как правило, мало известным студенту-заочнику. Отличительной чертой этой дисциплины является необходимость запоминания большого количества фактического материала.

Зачастую чрезвычайно похожие внешне и родственные в систематическом отношении виды имеют резко отличный образ жизни и различные требования к условиям среды. Всё же мероприятия по лесозащитной профилактике строятся на экологических особенностях вредных видов, а истребительные меры тесно увязываются с их биологией. К этому следует ещё добавить, что в ряде случаев существенные различия возникают в разных частях ареала вида. В связи с этим у студента часто возникают затруднения при запоминании материала. Поэтому при проработке учебника необходимо стремится рассматривать материал по такой схеме, чтобы максимально облегчить усвоение обильной и разносторонней информации, научиться отделять сведения, необходимые для запоминания, от тех, которые могут быть почерпнуты из инструкций и наставлений непосредственно при осуществлении мероприятий по практике. С этой целью проработка настоящих указаний должна предшествовать работе над учебной литературой.

 

 

Введение

 

Введение знакомит студента с историей развития лесной энтомологии как теоретической науки зоологического профиля и как практической дисциплины, связанной с защитой леса. Важное обстоятельство, на которое должен обратить внимание студент, - это роль насекомых в природе и хозяйстве человека. А роль эта весьма многообразна и зачастую противоречива. Этим вопросам помимо соответствующего раздела учебника уделяется существенное внимание в установочной лекции.

 

Раздел I. Вопросы общей энтомологии

Этот раздел включает в себя морфологию, анатомию, систематику насекомых, а также особенности их размножения и развития. При проработке данного раздела не следует забывать того, что насекомые являются продуктом длительной эволюции животного мира и появились примерно 350 миллионов лет назад. Многообразие их форм (около 1 миллиона видов, что составляет порядка 80% всего видового многообразия животных на Земле) определяется, прежде всего, разнообразием условий существования и непрерывным их изменением.

Все особенности наружного и внутреннего строения связаны с приспособлением к этим изменяющимся условиям. Изучение морфологии и систематики насекомых совершенно необходимо, ибо без знаний в этой области совершенно невозможно пользоваться определителями, а следовательно, немыслимо правильно устанавливать видовую принадлежность того или иного насекомого. Не зная же, к какому виду принадлежит обнаруженный вредитель, совершенно бессмысленно говорить о каких-либо мерах защиты от него в лесу.

Знание анатомии нужно для правильного понимания некоторых особенностей поведения, закономерностей размножения, правильного применения различных истребительных мероприятий, многие из которых связаны с воздействием на те или иные органы насекомого. Рассматривая внутренние органы, следует обратить внимание не только на их строение, но и на выполняемые функции, физиологическую сторону их деятельности.

Не менее важно получить чёткое представление о способах размножение насекомых и типах их постэмбрионального развития, о вредоносности их на разных фазах развития. Размножение и развитие насекомых отличается большим разнообразием, и только зная эти их особенности, можно решать важнейшие вопросы, связанные с обнаружением вредителей, осуществлением надзора за ними, прогнозированием дальнейшего хода размножения и назначением лесозащитных мероприятий.

Прорабатывается данный раздел по учебнику [1, гл.I, II], а также по руководствам к лабораторному практикуму.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы основные признаки строения представителя класса насекомых и чем они отличаются от представителей класса ракообразных, паукообразных и многоножек?

2. На какие отделы подразделяется тело насекомых?

3. Какие конечности и придатки вы знаете у взрослых насекомых и их личинок? Какие особенности их строения вам известны?

4. Как влияет внешняя среда на наружное строение насекомого?

5. Какие внутренние органы у насекомых вы знаете?

6. Строение и функции мышечной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной и половой систем. Кожные покровы.

7. Какие органы чувств насекомых вы знаете? Особенности их строения и функций.

8. Как осуществляется восприятие внешних раздражений? Реакция организма на них. Таксисы.

9. Что такое безусловные и условные рефлексы?

10. Дайте характеристику основного способа размножения насекомых. Какие имеются отклонения?

11. Назовите основные типы постэмбрионального развития насекомых. Дайте им характеристику.

12. Подразделение класса насекомых на подклассы, инфраклассы, отделы и отряды. По каким признакам производится выделение этих таксонов.

13. Дайте характеристику отрядов: стрекоз, прямокрылых, равнокрылых хоботных, полужесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых, жесткокрылых и чешуекрылых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.