Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математическая постановка задачи






Классическая постановка транспортной задачи. Пусть имеется т поставщиков А1, А2,..., Аi,.., Ат однородного груза в количествах соответственно a1, a2, …, ai, …, amединиц и п потребителей В1, В2,..., Bj,..., Вп этого груза, потребность которых составляет соответственно b1, b2, …, bj, …, bnединиц.

Известны стоимости перевозок единицы груза от (i-го поставщика к j-му потребителю — С ij (i= 1, т; j=1, п).

Требуется составить такой план перевозок груза, который обеспечит минимальные транспортные расходы.

Замечание. Перевозимый груз должен быть однородным, например песок, уголь, лес, кирпичи, металл и т.п. Единицы измерения количества груза могут быть различными (т, м3, шт., л. и т.п.). Стоимость перевозки, как правило, измеряется в рублях. Предполагается, что стоимость перевозимого груза пропорциональна его количеству. В качестве поставщиков груза могут выступать предприятия, магазины, строительные объекты и т.п.

Прежде чем приступить к построению модели задачи, необходимо обозначить неизвестные. Исходя из условия задачи, неизвестной величиной является количество единиц груза, перевозимого от каждого поставщика к каждому потребителю. Обозначим через xij (i=1, m; j=1, n)- количество единиц груза, перевозимого от i-го поставщика к j-му потребителю.

Чтобы лучше представить условие задачи, сведём исходные данные в табл. 1. Строка таблицы соответствует поставщику, а столбец - потребителю.

Очевидно, общее наличие груза у поставщиков равно ∑ ai, а общая потребность в грузе в пунктах назначения равна ∑ bj единиц. Если общая потребность в грузе в пунктах назначения равна запасу груза в пунктах отправления, т. е.

∑ ai = ∑ bj (1)

то модель такой транспортной задачи называется закрытой. Если же указанное условие не выполняется, то модель транспортной задачи называется открытой.

 

x11 c11 x12 c12   c1j x1n c1n
    x1j  
x21 c21   c22   c1j x2n c2n
  x22 x2j  
xi1 Ci1   ci2 xij c1j xin cin
  xi2    
xm1 cm1   cm2   cmj xmn cmn
  xm2 xmj  

Таблица

bm
1

                                 
   
b1
 
b2
 
 
bj
 
 
bn
 
 
 
 
   
 
   

 


Теорема 2.1. Для разрешимости транспортной задачи необхо­димо и достаточно, чтобы запасы груза в пунктах отправления были равны потребностям в грузе в пунктах назначения, т. е. Чтобы выполнялось равенство (1).

Очевидно, общее наличие груза у поставщиков равно ∑ ai, а общая потребность в грузе в пунктах назначения равна ∑ bj единиц. Если общая потребность в грузе в пунктах назначения равна запасу груза в пунктах отправления, т. е. то модель такой транспортной задачи называется закрытой. Если же указанное условие не выполняется, то модель транспортной задачи называется открытой.

 

Теорема 2.1. Для разрешимости транспортной задачи необхо­димо и достаточно, чтобы запасы груза в пунктах отправления были равны потребностям в грузе в пунктах назначения, т. е. Чтобы выполнялось равенство (1).

 

Методы построения исходного плана

Для получения исходного плана используются различные ме­тоды, два из которых будут рассмотрены ниже.

Метод северо-западного угла.

Определение значений Хijначи­нается с левой верхней клетки таблицы (это соответствует севе­ро-западному углу на географической карте). Находим значение Х11из соотношения

Х11=min {a1, b1}

Возможны три варианта:

1) если a1< b1, то Х11 = a1строка i=1исключается из дальней­шего рассмотрения, а потребность первого потребителя b1 (стол­бец j=1) уменьшается на величину a1.;

2) если a1> b1 \, то Х11 = b1, столбец j=1 исключается из дальнейшего рассмотрения, а наличие груза у первого поставщика
а 1(строка i=1 ) уменьшается на величину b1.

3) если a1 = b1, то Х11 = a1 = b1, строка i= 1и столбец j=1 исключаются из дальнейшего рассмотрения. Данный вариант при­водит к вырождению исходного плана.

Затем аналогичные операции проделывают с оставшейся ча­стью таблицы, начиная с ее северо-западного угла. На послед­нем шаге процесса останется одна строка и один столбец. После заполнения клетки, стоящей на их пересечении, процесс заверша­ется.

После завершения описанного процесса необходимо провести проверку полученного плана на вырожденность. Если количество заполненных клеток равно m+n 1, то план является невырож­денным, в противном случае — вырожденным.

Если план вырожденный, т. е. количество заполненных клеток оказалось меньше m+n—1, то незаполненные клетки с мини­мальными стоимостями перевозок заполняются нулями, чтобы об­щее количество заполненных клеток стало равным m+n—1. Однако при расстановке нулей необходимо помнить, что в таблице не должно быть ни одного прямоугольника, все вершины которого являются заполненными клетками. Например, переменные x21, x22 или x11, x1n, x21, x2n(табл. 1) не могут быть одновре­менно базисными.

Например, зная запасы и потребности в сырье, распределить его по методу северо-западного угла.

 

Bj Ai          
         
           
           
             

 

Метод минимального элемента.

В отличие от метода северо-­западного угла данный метод учитывает при построении исходно­го плана стоимости перевозок. В ряде случаев он позволяет по­лучить лучший с точки зрения критерия оптимальности план, со­кращая количество итераций для получения оптимального плана.

Определение значений Хijначинается с клетки, имеющей ми­нимальную стоимость перевозки (если таких клеток более одной, то договоримся выбирать первую по порядку).

Как и в методе северо-западного угла, переменной, отвечаю­щей выбранной клетке, присваивается минимальное из двух воз­можных значений. Соответствующая строка или столбец исклю­чаются из дальнейшего рассмотрения, а потребность потребителя

или наличие груза у поставщика уменьшается на выбранную величину. Если для выбранной клетки с минимальной стоимостью перевозки наличие груза у поставщика равно потребности потребителя, то из дальнейшего рассмотрения исключаются строка и столбец.

Затем в оставшейся части таблицы проделывают аналогичные операции, опять начиная с клетки, имеющей минимальную стоимость перевозки. На последнем шаге про­цесса останется одна строка и один стол­бец. После заполнения клетки, стоящей на их пересечении, процесс завершается.

Проверка полученного плана на вырожденность и расстановка (в случае вырож­денности плана) нулей осуществляется так же, как это описано для метода северо-за­падного угла.

Например, зная запасы и потребности в сырье, а также стоимости перевозок, распределить его по методу минимального элемента.

 

 

bi ai    

 

   
  5 8 3 10 4
  10 7 40 9 6 5
  7 3 6 4 50 12
  6 3 11 5 4

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.