Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что представляет собой методология социальной педагогики?




Она может трактоваться как теория методов социально-педагогического исследования, а также теория для создания социально-педагогических концепций. Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология социальной педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:

–она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся социально-педагогическую действительность;

–направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель;

–обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении;

–помогает введению новой информации в теорию социально педагогики;

–обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в социально-педагогической науке;

–создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания.

Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология социальной педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов социально-педагогического исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о социально-педагогических процессах и явлениях.

Следовательно, в качестве основных признаков методологии социально-педагогического исследования можно выделить следующие:

– во-первых, определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или исследователя;

– во-вторых, изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития. При таком подходе, например, социальное воспитание – развивающееся явление, обусловленное развитием общества, школы, семьи и ребенка;

– в-третьих, рассмотрение социально-педагогических проблем с позиции всех наук о человеке: педагогики, социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т.д.;

– в-четвертых, ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия);

– в пятых, выявление и разрешение противоречий в процессе социализации личности;

– и, наконец, в-шестых, разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация социальных педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление косности и консерватизма.



Из сказанного ясно, что речь будет идти о социально-педагогическом исследовании, и с этой точки зрения, методология будет рассматриваться нами в узком смысле, как методология научного познания в указанной предметной области.

Предмет методологии социальной педагогики выступает как соотношение между социально-педагогической действительностью и ее отражением в социальной педагогике как науке.

В настоящее время особенно остро стоит проблема повышения качества социально-педагогических исследований. Усиливается направленность методологии на помощь педагогу-исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательского труда.

Методология социальной педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. При этом имеются в виду два вида деятельности – методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития социально-педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически – значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии социальной педагогики – дескриптивной,т.е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, ипрескриптивной –нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.

Наличие этих функций определяет и разделение оснований методологии социальной педагогики на две группы – теоретические и нормативные.

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие:

– определение методологии;

– общая характеристика методологии науки, ее уровней;

– методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области социальной педагогики;



– объект и предмет методологического анализа в области социальной педагогики.

Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов:

– научное познание в социальной педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;

– определение принадлежности работы к области социальной педагогики: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий;

– типология социально-педагогических исследований;

– характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области социальной педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

– логика социально-педагогического исследования и т. д.

Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения содержания самой методологии социальной педагогики и методологической рефлексии педагога-исследователя.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдиным выделяются четыре уровня:философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в социально-педагогических исследованиях.

Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии социальной педагогики образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.008 сек.)