Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления совершенствования государственного регулирования национальной экономики Беларуси






 

Сложившаяся структура распределения добавленной стоимости в отраслях национальной экономики является основной предпосылкой развития следующего кризиса и перехода экономики из фазы роста в фазу спада и депрессии. Эффективное государственное регулирование, способное остановить этот процесс и сгладить будущую негативную динамику, должно проявляться на макроуровне и выражаться не в отдельных мерах стабилизации, а в кардинальных институциональных преобразованиях существующей белорусской структуры экономики. В противном случае экономика трансформируется самостоятельно, с помощью будущего кризиса.

23-24 октября 2014 года в г. Минске прошла XV Международная научная конференция «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития» [24]. Заслушав и обсудив доклады и выступления на пленарном заседании и шести секциях, участники конференции отметили следующее. Большинство стран – торговых партнеров Республики Беларусь (Россия, ЕС, Украина) столкнулись с существенными политическими и экономическими проблемами, значительно ограничившими возможности их социально-экономического развития, внешнего спроса и повлиявшими на динамику экспортоориентироанной экономики Беларуси. Вместе с тем в сложившихся условиях стране удалось сохранить положительную динамику экономического роста.

Участники конференции пришли к выводу, что позитивными свойствами финансово-экономической политики на период проведения конференции являлись постепенный отказ от изменения эмиссии денежных средств с целью поддержания внутреннего спроса, благоприятная процентная политика по депозитам, ограничение чрезмерного роста заработной платы, постепенная реструктуризация внешней и внутренней задолженности страны. Все это обеспечивало достаточно устойчивое состояние белорусской экономики при сохранении отдельных дисбалансов.

Однако остается множество проблем, которые тормозят социально-экономическое развитие страны, создают угрозы стабильному функционированию экономики. Среди них:

- немодернизированность производственно-экономических отношений и в связи с этим несоответствие их данному этапу развития производительных сил;

- высокая импортоемкость производства и потребления, создающая дефицит внешней торговли и не позволяющая решить проблему сокращения внешнего долга;

- снижение инвестиционных вложений и их эффективности, являющееся предпосылкой перманентного отставания экономики;

- низкая инновационная активность, недостаточность вкладываемых в инновации средств, определяющие утрату конкурентных позиций и возможностей для роста производительности труда;

- слабость кадрового потенциала на всех уровнях управления (от организации до республиканских органов управления), недостаточная мотивированность его труда;

- финансово-экономическая неустойчивость как отдельных организаций, так и экономики в целом, создающая угрозы экономической несостоятельности и банкротства.

Названные проблемы, а также обусловленная ими «ловушка среднего дохода» определяют направления политики, реализация которых позволит вывести экономику из затянувшегося периода застоя и выйти на новый уровень социально-экономического развития.

Участники конференции, обсудив различные аспекты сформировавшихся проблем и подходы к их решению, выработали следующие рекомендации.

В сфере модернизации экономических отношений необходимо обеспечить реальное равенство всех форм собственности и дальнейшее улучшение бизнес-климата. Сегодня основу белорусской экономики составляет государственная собственность (52% активов). Это организации, которые имеют, с одной стороны, ряд преференций в части доступа к инфраструктурным объектам, финансовым ресурсам, а с другой – подвержены излишнему регулированию со стороны государственных органов управления. Существующая система прямого доведения плановых заданий, вмешательство в хозяйственную деятельность значительно ограничивают инициативу этих организаций, не позволяют им активно наращивать эффективность и конкурентоспособность.

В связи с этим следует:

- перейти от системы директивного планирования к индикативному, отказавшись от необоснованного доведения каких-либо показателей для государственных организаций. Новую систему планирования нужно строить на документах стратегического и тактического значения. Последние должны содержать: цели, задачи, важнейшие прогнозно-плановые параметры, а также предполагаемые изменения в систем государственного регулирования; план государственных закупок; инвестиционную программу, включающую проекты, осуществляемые государством или инициируемые им (в том числе государственно-частное партнерство); нормативы регулируемые распределение валовой добавленной стоимости организаций на фонды (инвестиций, инноваций, заработной платы, выплаты дивидендов); порядок мотивации руководителей организаций;

- изменить принципы и механизмы проведения отраслевой политики, передать доли государственной собственности от отраслевых органов управления специализированной организации по управлению государственным имуществом, запретить отраслевым органам вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций, сосредоточив их работу на формировании и реализации отраслевой политики;

- изменить систему управления государственным имуществом, создав специализированный орган, осуществляющий управление долями государства в организациях и формирующих политику (программы) приватизации государственной собственности;

- усилить мотивационные механизмы на всех уровнях экономики, особенно для руководителей государственных организаций, сконцентрировав внимание на стимулировании реализации приоритетов, заложенных в плановых документах;

- продолжить работу по улучшению бизнес-климата в стране, чтобы в ближайшие годы войти в тридцатку стран рейтинга Doing business Всемирного банка.

В сфере макроэкономической политики основные усилия целесообразно направить на выравнивание текущего счета платежного баланса. В этих условиях поддержку должен получить экспорт товаров и услуг при сдерживании роста абсорбации, в связи с чем валютную политику следует направить на плавную девальвацию рубля, чтобы не допустить повышения реального обменного курса белорусского рубля к каждой из трех основных валют (российский рубль, доллар США, евро). Для пропорционального увеличения внутреннего потребления необходимо обеспечить рост заработной платы и доходов населения на уровне, не превышающем рост производительности труда и ВВП соответственно.

Денежная политики должна быть направлена на обеспечение двух векторов развития - рост ВВП и сокращение инфляции. Решения оп денежно-кредитной политике следует принимать с учетом необходимости обеспечения внутренней и внешней сбалансированности (прежде всего сальдо внешней торговли, состояние валютного рынка, золото-валютные резервы).

Для повышения конкурентоспособности белорусской экономики целесообразно выравнивание уровня централизации государством финансовых ресурсов со странами-участниками ЕАЭС – Россией и Казахстаном.

Развитие человеческого потенциала и его эффективное использование предполагают расширение возможностей для демографического воспроизводства населения и укрепления его здоровья, рост образовательного и профессионального уровня, повышение доходов и качества социальной среды.

Для обеспечения устойчивого демографического развития необходимы: укрепление семьи как социального института и создание условий, способствующих реализации репродуктивных установок семей на рождение двух и более детей; формирование здорового образа жизни и самосохранительного поведения граждан; оптимизация миграционных потоков.

В целях укрепления статуса семьи и стимулирования рождаемости населения требуется:

- усиление социальной рекламы, пропагандирующей стереотип крепкой здоровой семьи, создание специальных курсов для молодежи по основам семьи брака, вопросам социально ответственного отцовства и материнства;

- предоставление материнского капитала за счет бюджетных средств при рождении третьего и последующего ребенка;

- введение дифференцированных пособий по уходу за детьми с учетом их количеств и экологической благополучности территории проживания семьи;

- создание условий для совмещения семейных и трудовых обязанностей на основе развития гибких и нестандартных форм женской занятости, семейного бизнеса.

Задача снижения смертности населения и укрепления его здоровья может быть решена только на основе повышения доступности и качества медицинской помощи, переориентации системы здравоохранения на здоровье здорового человека. В этих целях следует предусмотреть:

- внедрение системы мониторинга за состоянием здоровья населения, в том числе репродуктивного, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

- совершенствование системы финансирования первичного амбулаторного звена путем перехода к структурированному подушевому финансированию амбулаторно-поликлинической помощи с учетом численности и структуры обслуживаемого населения, оказываемых объемов и качества медицинской помощи;

- создание к 2030 г. системы обязательного медицинского страхования граждан;

- формирование межрайонных специализированных медицинских центров, открытие в регионах современных многопрофильных реабилитационных центров и хосписов;

- развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи для улучшения качества и доступности медицинской помощи на селе.

Решение проблемы постарения населения требует принятия мер по совершенствованию пенсионной системы путем ее адаптации к растущей демографической нагрузке. В условиях постарения населения и сокращения трудового потенциала возникает угроза недостаточности средств для пенсионных выплат и вследствие этого относительно низкого уровня пенсионного обеспечения. В целях реализации данной проблемы предлагается:

- увеличить страховой стаж, необходимый для получения права на трудовую пенсию, с 10 до 20 лет, что позволит сократить расходы фонда социальной защиты населения на пенсионное обеспечение;

- постепенно повысить возраст выхода на пенсию с учетом роста ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин в Беларуси, в частности женщин – до 60 лет, мужчин – до 62 лет;

- перейти от доминирующей распределительной системы пенсионного обеспечения на широкое развитие корпоративных программ пенсионного страхования.

Развитие человеческого капитала требует новой концепции образования, которая предполагает не просто передачу знаний, а обучение креативному мышлению, позволяющему адаптироваться и встраиваться в постоянно меняющуюся информационную, технологическую, экономическую среду.

Государство должно не только сохранить рычаги контроля над процессом воспроизводства человеческих ресурсов, но и выступить основным инвестором, одновременно стимулируя население к дополнительным вложениям в поддержание собственного здоровья, повышение уровня образования и квалификации, своего социального статуса и заинтересованности в саморазвитии и самоутверждении.

В сфере реального сектора необходимо:

- определить в качестве основных направлений и подходов в области корректировки проводимой в стране модернизации национальной экономики долгосрочные конкурентные ее преимущества для закрепления и поиска новых ниш в международном разделении труда, создавая благоприятные макроэкономические условия для стимулирования развития новых высокотехнологичных секторов, а также традиционных отраслей и производств, имеющих высокую наукоемкость, малую энерго- и материалоемкость, высокую долю добавленной стоимости;

- для эффективной реализации структурных преобразований осуществить переход к селективной поддержке наиболее успешно развивающихся организаций с одновременным обеспечением технологического прорыва в перспективных видах деятельности, где имеются соответствующие мировому уровню инновационные заделы, высококвалифицированные кадры и материально-техническая база;

- ключевыми следует определить кластерные подходы к формированию новой промышленной политики, рассматриваемой не как фактор административного давления на организации сверху, а как инструмент их ускоренного развития на основе формирования новых технологических укладов, интеллектуализации труда, использования инновационной деятельности в качестве важнейшего условия формирования инновационно-промышленных кластеров и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Как показывает опыт экономически развитых государств, на основе кластеров успешно развиваются такие инновационные виды деятельности, как био- и нанотехнологии, производство новых конструктивных материалов, медицинская и фармацевтическая, электротехническая и электронная промышленность, деревообработка, пищевая промышленность, высококвалифицированное машиностроение, авиационная и комическая промышленность;

- более широко использовать опыт стран Юго-восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Республика Корея, Тайвань), которые успешно провели модернизацию экономики и по производству ВВП на душу населения поднялись в первую группу стран с высоким уровнем социально-экономического развития. Отличительная особенность модернизации их экономик – активная роль государства в перераспределении ресурсов в пользу прогрессивных отраслей, создание благоприятных институциональных и макроэкономических условий для отечественного капитала, стимулирование развития образования, науки и НИОКР, привлечение иностранного капитала и технологий;

- в условиях ограниченности ресурсов, наряду с расширением действующих, искать новые источники финансирования модернизации организаций. Следует отказаться от принципа всеобщего финансирования государственных программ и перейти к государственной поддержке наиболее эффективных, перспективных с точки зрения конкурентоспособности и быстрой отдачи инновационно-инвестиционных проектов, предусмотренных в программах по приоритетным видам экономической деятельности, активизировать применение рыночных механизмов предоставления организациям преференций и субсидий. В инфраструктурных и базовых отраслях экономики, на крупных валообразующих предприятиях для привлечения стратегического инвестора целесообразно шире использовать такие формы, как государственно-частное партнерство, иностранные концессии;

- для ускорения процессов модернизации экономики страны необходимо более эффективно использовать такие внешние факторы, как углубление интеграционных процессов на восточном направлении и дальнейшее развитие научно-технических. А также торгово-экономических связей с экономически развитыми странами Евросоюза и государствами Юго-Восточной Азии. Первое направление – это богатейшие источники топливно-энергетических ресурсов и сырья, емкие рынки сбыта, второе – источники новейших технологий и техники, крупный рынок сбыта белорусских организаций.

В сфере развития научной и инновационной деятельности требуется обеспечить наращивание научно-технического потенциала и эффективное его использование для создания наукоемкой экономики, конкурентоспособной на мировом рынке.

Для этого рекомендуется особое внимание уделить научному обеспечению инновационного развития экономики, обеспечив концентрацию научного потенциала на создании высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов с ускоренным развертыванием специализированных инновационных производств фотоники, микроэлектроники, лазерной и космической техники, нано- и биотехнологий.

Главной задачей государственной политики в научно-технической сфере должно стать формирование национальной инновационной системы (НИС), включая:

- создание благоприятной для научной и инновационной деятельности институционально-правовой среды;

- перестройку действующих структурно-функциональных блоков национальной инновационной системы (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышение их интегрированности и эффективности;

- формирования научно-инновационной инфраструктуры и развитие отраслевой, а также «фирменной» науки;

- создание мотивационного механизма научной и инновационной деятельности;

- развитие инновационного предпринимательства;

- совершенствование институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

- повышение уровня подготовки кадров для сферы научных исследований и инновационной деятельности.

В сфере инвестиционной деятельности стратегической целью является инвестиционной обеспечение дальнейшего инновационного развития экономики на основе приоритетного вложения средств в создание принципиально новых наукоемких производств и модернизацию производственных мощностей с использованием передовых технологий, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности страны.

Для достижения поставленной цели рекомендуется:

- ускорить процессы технического перевооружения организаций, изменив технологическую структуру инвестиций путем увеличения удельного веса в общем объеме инвестиций в основной капитал затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств до 50%;

- создавать новые, экпортоориентированные и импортозамещающие производства преимущественно на основе привлечения иностранных инвестиции и кредитов;

- концентрировать государственные ресурсы на высокорентабельных инвестиционных проектах, гарантирующих прорыв в научно-технологическом развитии, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и наращивание экспорта;

- увеличить вложения средств в техническое перевооружение базовых секторов экономики с учетом повышения их конкурентных преимуществ и эффективного использования местных сырьевых ресурсов;

- активизировать инвестиционную деятельность в малом и среднем бизнесе путем гарантирования кредитов на выполнение инвестиционных проектов, выделения займов для возврата ранее взятых кредитов, установления льготных станок при аренде и по лизингу имущества и др.;

- обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата, в том числе предоставление инвесторам гарантий стабильного ведения бизнеса, совершенствование законодательства, упрощение административных процедур и других мер, повышающих инвестиционный имидж страны.

Для эффективного использования социально-экономического потенциала регионов и его воспроизводства требуется:

- содействие углублению специализации хозяйственных комплексов регионов, раскрывающих их потенциальные возможности и конкурентные преимущества на внутренних и внешних рынках товаров и услуг;

- проведение структурной модернизации региональной экономики путем создания новых инновационных производств, ориентированных на экспорт, и ускоренного развития организаций по углубленной переработке местных сырьевых ресурсов без ущерба для экологической ситуации регионов;

- решение проблем депрессивных районов, в том числе путем создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развития агро- и экотуризма;

- преодоление инфраструктурных и институциональных барьеров в социально-экономическом развитии регионов;

- дальнейшее развитие городов-спутников г. Минска и областных центров, формирование Минской агломерации;

- повышение эффективности и финансовой устойчивости градообразующих организаций малых и средних городских поселений;

- стимулирование межрегиональной мобильности трудовых ресурсов;

- увеличение собственных источников дохода местных бюджетов (перераспределение налогов в пользу местного самоуправления, расширение перечня коммунального имущества, оптимизация межбюджетных трансфертов);

- углубление трансграничного сотрудничества, включая развитие межгосударственной производственной кооперации и кластеров с участием производств приграничных регионов;

- стимулирование экономического развития новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

- координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

- формирование промышленных площадок, производственной и социальной инфраструктуры с приоритетным их размещением в формируемых региональных центрах развития;

- планирование размещения производительных сил и социальных инфраструктурных объектов вдоль международных транспортных коридоров.

Практика управления региональным развитием показывает, что назрела необходимость создания специализированных структур – центров устойчивого регионального развития (или других аналогичных), основным направлением деятельности которых станет решение практических задач по комплексному развитию территорий. Такие организации должны на профессиональном уровне владеть технологиями стратегического планирования регионального развития и обеспечивать разработку и сопровождение региональных стратегических и программных документов.

В области экономико-математического моделирования следует признать приоритетными такие направления научных исследований, как:

- совершенствование информационно-методологического обеспечения моделирования, прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития страны и ее регионов с целью повышения эффективности экономической политики;

- разработка экономико-математических моделей для анализа и прогнозирования социально-экономического развития на международном, национальном и региональном уровнях с использованием различных методов (балансовых, оптимизационных, эконометрических и др.);

- построение моделей устойчивого экономического роста с учетом возможностей интеграционных связей в рамках единого экономического пространства и евразийского экономического союза;

- разработка математических методов и эконометрических моделей, предназначенных для решения задач анализа и прогнозирования экономических систем с циклически изменяющимися состояниями на основе опережающих экономических индикаторов;

- создание математических и инструментальных средств для управления финансовыми рынками в условиях неопределенности, риска и многокритериальности;

- совершенствование методик и инструментальных средств для оценки и прогнозирования показателей кредитоспособности на макро- и микроуровне национальной экономики;

- разработка эффективных алгоритмов для решения различных классов оптимизационных задач, возникающих при размещении распределительных центров готовой продукции в товаропроводящих сетях, организации конвейерных производственных и логистических процессов, портфельной оптимизации и т. д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.