Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику






В ходе проведенных исследований белорусскими авторами была продемонстрирована специфика экономической модели, создаваемой в Республике Беларусь. В частности, Ю. А. Медведева на основе анализа эффективности формальных институтов в Беларуси отмечает, что сложившаяся в стране институциональная модель ориентирует на количественный рост экономики, а не на ее реальное развитие [15].

Ю. А. Морозова в своих исследованиях показывает, что активное вмешательство белорусского государства в хозяйственную деятельность является источником колоссальных рисков для субъектов хозяйствования [17, 18].

В то же время Е. Ю. Дорина, целиком и полностью оправдывающая применяемые методы регулирования в Республике Беларусь, считает, что государственные институты позволяют устранить наиболее серьезные аномалии в экономической среде. При необходимости выбора между вариантами – проводить реформы с риском развала институтов или отложить их в целях укрепления институтов и уменьшения потерь в виде падения производства – реформы лучше отсрочить, поскольку решающим фактором экономической политики в процессе перехода к рынку является не скорость реформ (либерализация), а эффективность институтов [6]. Автор отрицает возможность использования российского опыта проведения реформ в Беларуси, поскольку переход к новой белорусской экономической системе, в отличие от России, осуществляется на основе умеренного подхода, ориентированного на эволюционность образований, активного участия государства в экономике.

Большинство авторов признают, что основным элементом белоруской системы является государство, ориентированное преимущественно на административно- правовые методы управления. При этом рычаги рыночного регулирования функционируют как вспомогательные. В результате методы регулирования хозяйственных процессов существенно отличаются от рекомендуемых классической экономической теорией. В основу формирования белорусской системы управления положены такие институты государственного регулирования, которые вынуждают субъекты хозяйствования к действиям, противоречащим их экономическим интересам, но позволяющим выжить в сложившейся институциональной среде.

С учетом специфики белорусской практики, целесообразно выделить модель доминантного государства, ориентированного на максимальное развитие государственных институтов регулирования хозяйственной жизни с обеспечением жесткого контроля над деятельностью организаций и активным вмешательством в управление текущей хозяйственной деятельностью [9]. В отличие от эксплуататорского государства, особую роль в доминантной модели играет поддержание относительно высокого уровня благосостояния широких слоев населения.

Институциональные условия, создаваемые доминирующим государством, хотя и направлены на выравнивание уровня жизни различных слоев населения, но не благоприятствуют обеспечению эффективности хозяйствования. В силу активной государственной поддержки организация выгоднее быть в государственной собственности, чем в частной. Белорусская практика свидетельствует о преимущественной заинтересованности руководителей и рядовых работников организаций в текущем потреблении и слабой ориентации на накопление. Наблюдающийся в Республике Беларусь экономический рост происходит при доминирующем преобладании государственной собственности, медленном проведении институциональных и структурных реформ, недостаточности мотивационных механизмах. Длительность такого роста ограничена периодом исчерпания резервов административного ресурса [20].

Белорусская экономика попала в своего рода институциональную ловушку. Усложнение экономической ситуации в сложившейся экономической модели вызывает необходимость усиления централизации средств. В результате принимаются решения, которые не могут быть адекватно объяснены методологией экономической науки. Примером может быть прикрепление в Беларуси убыточных сельскохозяйственных структур к городским доходным предприятиям. Вынужденные использовать собственные средства для финансирования предприятий-банкротов, рентабельные предприятия теряют заинтересованность в эффективном хозяйствовании. В таких условиях частное имущество легко национализируется с интересами частных инвесторов перестают считаться. В результате частный капитал начинает «уходить» из страны [10].

И. Ромашевская и Т. Чулицкая с воем исследовании, проведенном для School of young managers in Public Administration предпринимают попытку оценки системы государственного управления в Беларуси в разрезе четырех составляющих: система органов государственного управления, системы государственного планирования, прогнозирования и оказания общественных услуг, система подборка и подготовки кадров, правовая (законодательная) база (таблица 2.1). При оценке использовалась следующая градация:

«++» - успешное проведение и внедрение в систему государственного регулирования;

«+» - проведение реформирования;

«+-» - частично проводилось;

«-» - отсутствие реформирования;

«--» - наличие тенденций, противоположных реформированию.

0 – информация отсутствует.

 

Таблица 2.1 - Оценка системы государственного регулирования национальной экономики Республики Беларусь

Блок/инструмент Оценка Комментарии
     
Блок I. Система органов государственного управления
децентрализация системы управления -- После избрания в 1994 г. А. Г. Лукашенко президентом, имела место противоположная тенденция – централизации власти, проявившаяся в: уменьшении роли местного управления; выстраивании вертикали централизованной власти; нивелирование системы разделения властей (референдум 1996 г.) и закреплении расширенных полномочий за президентом
реструктурирование институтов управления +- Имело декоративный характер, не преследовало задач эффективности (в настоящее время в Беларуси существует 24 министерств и 9 госкомитетов)
Продолжение таблицы 2.1
     
перераспределение ролей, миссий и задач между различными уровнями управления +- В сторону большей централизации системы с сохранением минимальных полномочий на региональном уровне
уменьшение количества чиновников - В период 2003-2009 гг. общее количество государственных служащих составляло примерно 53 тыс. чел.
сокращение расходов на содержание бюрократического аппарата   Недостаточно информации для оценки
Блок II «Системы государственного планирования, прогнозирования и общественных услуг»
внедрение принци-пов соревнователь-ности, системы тендеров и патентировании при распределении заказов на оказание общественных услуг +- С некоторой долей условности сюда можно отнести наработки в сфере внедрения государственного заказа
создание в дополне-ние к государствен-ному альтернативно-го механизма оказа-ния услуг (развитие системы «социаль-ного заказа»), внедре-ние принципов госу-дарственного общественного партнерства +- Согласно информации официальных белорусских СМИ, внедрение в Беларуси государственного заказа стало возможно с 2013 г. Это предполагается новой редакцией Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании», который в настоящее время находится на рассмотрении.
пересмотр принципов измерения производительности (performance) и эффективности планирования, прогнозирования и предоставляемых услуг (efficiency) - По оценке эксперта из БГУ, в Беларуси в качестве формы оценки эффективности политики используются: «отчеты государственных руководителей, межведомственные заседания и консультации с заинтересованными сторонами, парламентские слушания, контрольные комиссии и инспекции, разработка и анализ бюджета, оценка со стороны профессиональных ассоциаций и СМИ». Т. е. применяемые показатели вряд ли могут рассматриваться как соотносимые с требуемыми критериями.
Окончание таблицы 2.1
     
внедрение принципов ориентации на потребителя (в данном случае – на граждан) +- Осуществление в Беларуси проекта по дебюрократизации административных процедур (в частности, внедрение принципа «одного окна»)
Блок III. «Система подбора и подготовки кадров»
реформирование сис-темы подбора кадров для институтов уп-равления и измерение результативности их работы - Система подбора кадров для государственной службы в Беларуси сохраняет советские механизмы «кумоства» и «семейственности». Измерение результативности осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2004 г. № 759 «О критериях оценки работы руководящих кадров республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, облисполкомов и минского горисполкома»
предоставление боль-шей свободы дейст-вий чиновникам при условии повышения уровня их ответст-венности и подотчетности -- Имеет место обратная тенденция, когда чиновники несут минимальную ответственность за реализуемые действия, при этом, каждый из них подвержен риску быстрого увольнения в случае политического запроса на «поиск виноватого» в случае негативной критической ситуации в какой-либо из сфер СГУ
Блок IV «Юридическая база»
определение несоот-ветствие и проблем в юридических основа-ниях, на основании которых регулирует-ся деятельность органов государст-венного управления +- Поскольку данный блок носит определенного рода вспомогательный характер, то предпринимаемые в его рамках действия имели скорее декоративный и количественный характер, не предполагающий реальных изменений.
Изменение законода-тельства, касающего-ся обеспечения функционирования СГУ

Источник: [25]

Далее представим оценку эффективности государственного управления национальной экономикой Беларуси с точки зрения ГНУ НИЭИ, которую они представляют в Национально стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [19]. Данную оценку институт представляет в разрезе трех составляющих устойчивого развития: социальной, экономической, экологической.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.