Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование экономики: понятие, цели, объекты, функции






На наш взгляд, наиболее полное определение государственное регулирования дается А. С. Головачев: «Государственное регулирование экономической деятельности — это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы функ­ций, форм и методов создают условия для достижения постав­ленных целей и решения важнейших экономических и социаль­ных задач по адаптации организаций к соответствующему этапу развития экономики» [5, с. 157]. Главным в регулирующей роли государ­ства является: во-первых, создание условий для стимулирования хозяйственной активности предприятий в целях полного исполь­зования экономического потенциала субъектов хозяйствования; во-вторых, воздействие на экономику в тех областях, где рыноч­ные механизмы несостоятельны; в-третьих, воздействие на ры­ночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

Основной принцип регулирования и вмешательства государ­ства в экономику — не разрушать рыночные основы экономи­ки организаций и не допускать кризисных явлений. Государ­ство призвано всемерно содействовать созданию нормальных условий для функционирования рыночных механизмов и до­полнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с ко­торыми рынок не справляется.

Функции государства по регулированию производственной деятельности предприятий вытекают из целей государственно­го регулирования национальной экономики. Выделяют гене­ральную и конкретные цели. По мнению А. С. Головачева генеральной целью государствен­ного регулирования национальной экономики являются дости­жение и поддержание экономической и социальной стабиль­ности, укрепление социально-экономической системы страны, создание условий для адаптации организаций к изменяющим­ся условиям [5, с. 159]. Достижение генеральной цели требует реализа­ции множества конкретных целей, которые в совокупности с ге­неральной образуют «дерево целей».

При формировании «дерева целей» главенствует принцип приоритета потребностей и интересов общества. Это одна сто­рона формирования целей. Вторая сторона связана с государ­ственной властью и с реальными трудностями в развитии эко­номики, которые нельзя игнорировать во избежание непред­сказуемых процессов. Отсюда вытекает необходимость выбора приоритетов. Неправильно выбранные приоритеты могут пред­ставлять большую опасность, чем нехватка ресурсов. Цели государственного регулирования необходимо формировать по определенной иерархической структуре в увязке друг с другом. Положение отдельных целей в «дереве целей» нестабильно и может меняться в зависимости от хозяйственной ситуации.

Цели государственного регулирования экономики разраба­тываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и фор­мируются в виде следующих многоугольников:

- треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);

- четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономи­ческое равновесие);

- пятиугольника (четырехугольник плюс социальная спра­ведливость);

- шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучше­ние окружающей среды).

Основные объекты государственного регулирования экономики – это:

- экономический цикл;

- структура национальной экономики по видам экономической деятельности;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- НИОКР;

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи [21, с. 14].

Перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные виды экономической деятельности и даже отношения между субъектами – условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Согласно Э. А. Лотухиной государственное экономическое регулирование рыночной экономики необходимо для осуществления таких функций, как

- оптимизация структуры национального продукта;

- организация общенационального денежного обращения;

- перераспределение дохода в целях оказания помощи инвалидам, остро нуждающимся, безработным;

- антимонопольное регулирование;

- проведение антиинфляционной политики;

- разработка и выполнение хозяйственного законодательства, предоставляющего единые «правила игры» для рыночных субъектов;

- достижение национальных конкурентных преимуществ на мировом рынке;

- целенаправленное развитие фундаментальных наук [12, c. 159].

Эти функции государства в рыночной экономике приводят к следующему выводу: «нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок» [12, с. 159].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.