Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий трудовой стаж






ПСО

1. Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

 

2. ПСО –совок-ть норм, регулир-х обществ.отн-я, возникающие в связи сматериал.обеспеч-м в различных формах нуждающихся в социальной поддержкиграждан (материал.правоотн-я), а также тесно связанные с ними отн-япроцедурного и процессуальн.хар-ра. Предмет ПСО- это обществ.отн-я, включ-е в себя: 1.ОО в связи с обеспечениемгр-н в денежн.форме (пенсии, пособия, компенсации) 2.ОО в связи спредоставлением помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги, предоставл-е бесплатно или со скидкой) 3.ОО процедурн.или процессуал.хар-ра.3. Метод представл-т собой сов-ть приемов и способов, при помощи кот-хгос.обеспечивает нужное ему поведение участников правоотн-й. Особ-ти методапрояв-ся в совокуп-ти определ.признаков, к кот-м относят: - порядок установления прав и обяз-й С-в; - степень определенности предостав-х прав и «автономности» действий субъектов- взаимоотн-я С-в правоотн-й- наличие или отсутствие конкретной юрид.связи м\у С-ми пр.и об-й; - пути и ср-ва обесп-я устан-х субъект-х прав и юрид.обяз-йДля регулирования управл-х отн-й примен-ся императивный, а для имущественных–диспозитивный.В соотв-ии с К.РФ каждому гарант-ся С.О. по возрасту, в случаеболезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в др.случаях, установл-х законом. Согласно Всеобщ.Деклар.ПЧ -каждый человек имеетправо на СО и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства идля свободного развития его личности прав в экономической, социальной икультурной областях через посредство национальных усилий и международногосотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Межд.пакт об эконом, соц. и культ.правах Участвующие в настоящем Пактегосударства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включаясоциальное страхование .Соглашение о пенсион.обесп-ии в рамках СНГ предусматривает СО в случае труд.увечья если трудов.деят-ть проходила в разныхстранах идр. 5. Принципы ПСО. Это руководящие идеи, определ-е сущность и развития прав.норм в пределах ПСОили его институтов. Система осн-х принципов ПСО вкл-ет в себя: 1.общправовые, свойств-е всем отраслям права (гуманизм, демократизм, пр.соц.справед-ти), 2.межотраслевые, отраж-е общ.черты неск-х отраслей(СО за счет страх.платежей и из федерал.бюджета, гос.защита материнства идетства и т.д.) 3.отраслевые, хар-е специфику конкретн.отрасли(доступность, всеобщность СО, добровольность, приоритетность предоставлениясоц.услуг несоверш-м) 4.внутриотраслевые, касс-ся отдел.институтов(адресность, солидарность, каждый имеет право на гос.пенсион.обеспечение вслучае утраты трудосп-ти вследствии старости, инвалидности, при потерикормильца и в иных случаях). В качестве осн.отрасл.принципов в лит-ре выд-ся: 1.всеобщность права на СО (К.РФ устанавл-т равную и одинаковую для каж-говозм-ть при наступл.соц.-знач.обстоятельств получать определ.виды соц.выплатили услуг и не органичивает ее по признакам расы, пола, национальности, языка идр.условиями. На равных основаниях с гражданами РФ право на СО имеют постояннопрожив-е иностран.гр-не. Развитием данного принципа служит совершенствованиесистемы гос.пособий гр-м, имею-х детей, а также предоставление пособия повремен.нетрудостпособности независимо от ее причины.) 2.дифференциацияусловий СО, м.осущ-ся в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые ипр), природно-климатической зоны, продолжительности труд.стажа, причиннуждаемости и других факторов 3.комплексность, т.е гарантированность СОпри наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установл-хзаконом.(выражает идею об обеспечении всех случаев, кот-е перечислены вконвеции МОТ «О мин.нормах СО: болезнь, безработица, старость, труд.увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, нуждаемостьв мед.помощи). дан.перечень служит главным ориентиром при организ-циинац.систем СО. В ФЗ «об основах ОСС» установлен перечень из 9 страх.случаев принаступлении кот-х пред-ся 1 или нес-ко видов обяз.соц.страхования.Больш.соц.опасность составляет бедность, основное средство защиты от бедности–соц.помощь. В ФЗ «о ГСП» указаны след.виды соц.помощи: соц.пособие, субсидия, компенсация. 4.адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основныхпотребностей человека ( означает что многие виды СО должны предоставл-сянезависимо от уровня прежней зар.платы в размерах, достаточных дляудолетворения маериально-бытовых и культурных запросов граждан. ) 6. Источники ПСО - это внешние формы организации его содержания, кот-есуществует в определенных нормативных документах. Такие нормативн.докуметым.содержать только нормы ПСО (н.З.о туд.пенсиях), либо состоять из нормразличных отраслей права (Положение о федер.гос.службе). Классификацияисточников ПСО. По юридич.силе: 1.международно-прав.акты (декларации, конвенции, соглашения м\у странами СНГ) 2.Коституция РФ 3.кодифицированные акты и основы (ТК, Основы закон-ва РФ «Об охране здоровьяграждан»). 3 .федеральные законы (ФЗ о прожит.миниуме в РФ, ФЗ обобязател.пенсион.страховании, о трудов.пенсиях). 4.подзаконные акты (указы Презид-та: «о неотложных мерах по улучшению ПО граждан РФ», «окомпенсационной выплате малообеспеч-м категориям пенсионеров», постановленияПравит-ва- ими утверж-ся программы по содействию занятости населения, пообеспечению бесплатн.мед.помощи) 5.ведомственн.акты (акты Министерстватруда и соц.развития РФ, Пенсион.фонда РФ, Фонда соц.страхования) 6.Законодат-во С-в РФ 7.Закон-ва ОМСУ 8.локальные акты (соглашения, коллективные договоры). По сфере действия законы могут быть федеральными, субъектов РФ и местными. Разновидность классификации по сфере действияявляется объединение источников по кругу лиц, на кот-х распрострн-сяотдел.нормы ПСО. Речь идет о дифференциации ПСО в завис.отобъективн.произв.факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) либос учетом субъективн.особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые).Т.к. нет единого кодифиц-го акта регулир-го отн-я в области СО, главная роль врегулировании этих отн-й принадлежит законам.

8. Правоотношения по соц.обеспечению представляют собой возникающие на основании юр. фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот гос. и иными правомочными органами.
Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события или действия), с кот. связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений.
Правоотношения по соц. обеспечению принято классифицировать по следующим основаниям:
1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);
2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);
3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).
Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:
1. основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о соц.обеспечении.
Правоотношения состоят из трех элементов:
1. Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В правоотношениях по соц. обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т.д.
2. Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.
3. Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

 

10. Трудовой стаж — время (продолжительность) трудовой или другой общественно-полезной деятельности работника. Является основанием для возникновения права на пенсионное обеспечение, отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности, а также в ряде случаев — заработной платы. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж является трудовая книжка. В случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендовали следующим образом организовать работу по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности

Общий трудовой стаж

Общий (в настоящее время-страховой) трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ», установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие — «страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»).

Более короткое определение страхового стажа дается в Законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства», где под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы;

Введение и укрепление понятия «страховой стаж» полностью отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона «О трудовых пенсиях», в страховой стаж включаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются — застрахованные лица);

б) периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

Наряду с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются:

1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2. период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Периоды, предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Непрерывный трудовой стаж ликвидирован.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.