Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные:
- способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности (ОК-20).
Профессиональные:
- владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций; планировать и осуществлять мероприятия, направленные на их реализацию (ПК-13);
- владеет современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
- способен учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
готов участвовать в реализации программы организационных изменений, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17).
В результате освоения компетенций студент должен:
Знать:
- инструменты регулирования КСО (международные организации, стандарты, рейтинги и т.п.), роль государства в развитии и поддержании КСО в России;
- основные индикаторы результативности КСО; систему оценки корпоративной социальной ответственности;
- этапы составления корпоративной социальной отчетности, документы, регулирующие отчетность;
- характер связей между моральными целями и корпоративной социальной ответственностью; систему ценностей потребителя;
- принципы корпоративного саморегулирования; основные направления и элементы социальной политики;
- элементы эффективной системы управления КСО;
- основные индикаторы результативности КСО; систему оценки корпоративной социальной ответственности;
- основные перспективы развития КСО;
- основные понятия и принципы стратегии социально ответственного инвестирования; типы стратегий социально ответственного инвестирования.
Уметь:
- оценивать эффективность реализации КСО;
- планировать и реализовывать конкретные социальные программы;
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- сформулировать примеры спешных подходов к КСО, в том числе в практике российского бизнеса;
- проводить оценку эффективности корпоративной социальной ответственности;
- анализировать корпоративные социальные отчетности российских и зарубежных организаций;
- анализировать и оценивать вложения в социально ответственные инвестиции.
Владеть:
- методами анализа общемировых тенденций развития КСО, а также возможностей их применения к условиям российского бизнеса;
- базовыми навыками управления КСО;
- методами разработки стратегии и тактики компании в области КСО;
- базовыми навыками разработки социальной политики;
- базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности;
- методологией оценки влияния КСО на репутацию компании;
- методами расчета социальных и экологических инвестиционных индексов.
1.5. Формы контроля:
Текущий контроль знаний по дисциплине:
- устный опрос;
- контрольные работы;
- подготовка рефератов, выступлений;
- промежуточное тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины.
Итоговый контроль знаний по дисциплине (зачет):
в устной форме.
Результаты текущего контроля формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» осуществляется в соответствии с Приложением 1.
II. Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (тема)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образова-тельные технологии
|
1.
2.
3.
4.
| Раздел 1. Концепция ответственности в менеджменте
Ответственность и её роль в менеджменте
Источники ответственности
Типология ответственности
Система и механизмы реализации ответственности
|
Понятие ответственности и ее ограничительная и мотивационная роль в деятельности человека. Социально-психологическая основа ответственности и тенденции ее развития. Ответственность и функции менеджмента. Организация ответственности как фактор эффективности менеджмента.
Предвидение последствий деятельности человека. Интересы и ценности в формировании ответственности. Влияние образовательного уровня человека на реализацию ответственности. Чувство долга как один из источников ответственности.
Типологическое разнообразие ответственности. Особенности экономической, социально-психологической и организационной ответственности. Понятие корпоративной социальной ответственности. Основные характеристики ответственности.
Взаимодействие и интеграция типов ответственности в организации. Построение системы ответственности в процессах менеджмента. Связь полномочий, обязанностей и ответственности. Средства обеспечения ответственности в механизме менеджмента.
|
ОК-20, ПК-8, ПК-16
| Знать:
- определение понятия ответственности;
- основные источники ответственности;
- особенности различных типов ответственности.
Уметь:
- определять основные характеристики ответственности;
- обосновывать необходимость и роль ответственности в развитии компании;
- учитывать конкретные условия реализации ответственности.
Владеть:
- навыками обеспечения эффективности реализации ответственности;
- приемами организационной интеграции полномочий, обязанностей и ответственности.
|
Лекции
Самостоятельная работа студентов
|
5.
6.
7.
8.
| Раздел 2.
Корпоративная социальная ответственность
Роль ответственности в организации
корпоративного типа
Эволюция и содержание концепции
корпоративной социальной ответственности
Потребность, необходимость и возможности корпоративной социальной ответственности
Построение системы корпоративной социальной ответственности
| Корпорация как объект корпоративного менеджмента. Структура управления корпорацией. Особенности механизма менеджмента корпорации. Российская модель корпоративного менеджмента в ракурсе социальной ответственности.
Формирование комплексной модели
корпоративной социальной ответственности. Внешние и внутренние источники корпоративной социальной ответственности. Понимание и реализация корпоративной социальной ответственности. Концепции стейкхолдеров и корпоративного гражданства.
Социальная ответственность предпринимательства в развитии экономики и общества. Появление и проявление необходимости корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентного преимущества. Корпоративная социальная ответственность и процессы социализации экономики.
Типология системных представлений
Основные атрибуты системы корпоративной социальной ответственности. Виды взаимодействий в системе корпоративной социальной ответственности. Принципы построения системы корпоративной социальной ответственности.
| ПК-13, ПК-14, ПК-16
| Знать:
- содержание понятия «корпорация» и особенности механизма управления корпорацией;
- особенности российской модели корпоративного управления;
- историю возникновения концепции КСО;
- основные положения теорий, нашедших свое отражение в концепции КСО;
- исследования российских специалистов в области КСО и специфику КСО российских предприятий;
- роль предпринимательства в развитии экономики и общества.
Уметь:
- выделять специфические особенности корпоративных моделей применительно к конкретной организации;
- определять факторы, способствующие развитию корпоративной культуры организации;
- обосновывать мероприятия КСО;
- формировать программу мероприятий КСО как фактора конкурентного преимущества.
Владеть:
- аналитическими навыками, позволяющими проводить комплексное исследование социокультурных аспектов функционирования корпорации;
- навыками формирования программ КСО.
|
Лекции
Семинары
Дискуссия
Написание эссе
Самостоятельная работа студентов
|
9.
10.
11.
12.
| Раздел 3. Внутренняя корпоративная социальная ответственность
Образование и интеллектуальный потенциал организации как факторы внутренней социальной ответственности
Виды и формы внутренней социальной ответственности
Развитие системы социальной ответственности
в организациях
Корпоративная социальная ответственность:
стиль и лидерство
|
Интеллектуальный потенциал организации в системе корпоративной социальной ответственности. Поддержка образовательного уровня в организации. Управление знаниями в организации в ракурсе корпоративной социальной ответственности. Изменение мышления как фактор внутренней социальной ответственности в организации.
Основные черты и особенности внутренней корпоративной социальной ответственности. Виды внутренней корпоративной социальной ответственности. Анализ результатов реализации внутренней корпоративной социальной ответственности. Социальные программы в стратегии развития внутренней корпоративной социальной ответственности.
Становление внутренней корпоративной социальной ответственности. Современные особенности ответственности российского бизнеса. Подходы и принципы составления социального пакета. Организация и тенденции развития внутренней социальной ответственности.
Связь стиля менеджмента и корпоративной социальной ответственности. Согласование корпоративных интересов в процессах реализации корпоративной социальной ответственности. Условия выбора стиля менеджмента с учетом корпоративной социальной ответственности. Проявление лидерства в процессах реализации корпоративной социальной ответственности.
|
ОК-20, ПК-6, ПК-14
| Знать:
- структуру образовательного и интеллектуального потенциала организации;
- признаки «обучающейся» организации;
- виды стиля корпоративного поведения;
- главные цели образования и формирования социально-ответственного мышления;
- понятие «социальные инвестиции»;
- виды социальной защиты сотрудников;
- методы социальной поддержки работников на предприятии;
- формы организационного обеспечения внутренней социальной ответственности;
- виды стиля корпоративного поведения.
Уметь:
-анализировать проблемы образования и формирования социально ответственного мышления;
- обосновывать связь внутренней КСО с миссией, целями и стратегией организации;
- выбирать приоритетные направления КСО;
- гармонично сочетать материальные и нематериальные методы поддержки персонала;
- выделять и согласовывать интересы участников корпоративных отношений в сфере КСО;
Владеть:
- навыками оперирования понятиями «интеллектуальный потенциал», «обучающаяся организация», «управление знаниями»;
- навыками анализа системы внутренней корпоративной ответственности в организации;
- навыками организации сотрудничества руководства и персонала в реализации КСО;
- навыками корректировки основных форм внутренней социальной политики на предприятии в зависимости от их эффективности.
|
Лекции
Семинары
Опрос
Самостоятельная работа студентов
Консультация преподавателей
|
13.
14.
15.
16.
| Раздел 4.
Внешняя корпоративная социальная ответственность
Корпоративная социальная ответственность: поддержка образования и науки
Корпоративная социальная ответственность: поддержка здравоохранения
Корпоративная социальная ответственность: поддержка государством и бизнесом культуры
Корпоративная социальная ответственность: стандартизация и развитие внешних сообществ
|
Внешняя среда ответственности менеджмента и бизнеса. Гранты и льготные займы как формы поддержки внешней среды бизнеса. Поддержка развития науки. Поддержка развития образования.
Особенности здравоохранения как объекта корпоративной социальной ответственности. Необходимость формирования здорового образа жизни. Регулирование стрессовых ситуаций в организации.
Роль культуры в развитии экономики и общества. Государственное управление социокультурной сферой. Частные и корпоративные формы поддержки культуры (зарубежный опыт). Благотворительная деятельность бизнеса в области поддержки культуры.
Международные стандарты корпоративной социальной ответственности. Структура и содержание стандарта социальной ответственности. Принципы, проблематика и приоритеты социальной ответственности. Корпоративное волонтерство в России и за рубежом.
|
ПК-6,
ПК-16
ПК-17
| Знать:
- факторы, определяющие необходимость государству и бизнесу поддерживать социальные сферы развития организации;
- особенности поддержки культуры в США, Великобритании, Франции и России.
Уметь:
- тенденции, явления и проблемы в социокультурной сфере;
- демонстрировать гуманитарное мышление в процессах принятия ответственных управленческих решений;
- различать основные роли и формы социальной ответственности государства и бизнеса по отношению к образованию, науке, здравоохранению, культуре.
Владеть:
- навыками оперирования основными понятиями и фактами, относящимися к ответственности государства и бизнеса в социальной сфере.
|
Лекции
Семинары
Опрос
Анализ конкретных ситуаций
Презентация
Самостоятельная работа студентов
Консультации
преподавателей
|
17.
18.
19.
20.
| Раздел 5.
Ответственность и устойчивое развитие организации
Принципы устойчивого развития организации
Повышение деловой репутации организации
Корпоративная социальная ответственность
в системе антикризисного менеджмента
Корпоративная социальная ответственность
и конкурентные преимущества организации
|
Концепция устойчивого развития. Основные факторы устойчивого развития организации. Корпоративная социальная ответственность в обеспечении устойчивого развития организации. Принципы устойчивого развития организации при реализации корпоративной социальной ответственности.
Деловая репутация — результат корпоративной социальной ответственности организации. Формирование деловой репутации, ее оценка контактными группами. Виды деловой репутации. Деловая репутация как фактор устойчивого развития организации.
Роль корпоративной социальной ответственности в антикризисном развитии организации. «Реагирующая» и «стратегическая» корпоративная социальная ответственность. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития организации. Разнообразие типов социальной ответственности.
Источники конкурентных преимуществ 314
Роль корпоративной социальной ответственности в формировании конкурентных преимуществ организации. Среда проявления корпоративной социальной ответственности и взаимосвязь конкурентных преимуществ. Корпоративная социальная ответственность как фактор формирования конкурентных преимуществ организации.
| ОК-20,
ПК-8,
ПК-13, ПК-14
| Знать:
- концепции развития и его типологические особенности;
- основные категории концепции устойчивого развития;
- понятие и типологию кризисов с учетом КСО;
- основные элементы КСО как фактора устойчивого развития организации;
- понятие «конкурентоспособности» и основные источники конкурентных преимуществ организации;
- роль КСО в формировании конкурентных преимуществ организации.
Уметь:
- разрабатывать принципы устойчивого развития с учетом его масштабов, темпов и конкретных условий;
- определять ключевые факторы развития для организации; - оценивать роль КСО в условиях различных кризисов; - определять направление трансформации взаимосвязей организации вследствие ее социально ответственного поведения;
- оценивать влияние КСО на конкурентные преимущества организации.
Владеть:
- навыками практического обеспечения устойчивого развития организации;
- способами внедрения различных типов КСО в деятельность современной организации;
- принципами организации КСО с учетом построения конкурентных преимуществ организации;
- приемами предпринимательства в сфере экономики и общества, технологиями реализации КСО.
| Лекции
Семинары
Опрос
Контрольная работа
Обсуждение рефератов
Самостоятельная работа студентов
|
21.
22.
23.
24.
| Раздел 6.
Эффективность реализации корпоративной социальной ответственности
Этические нормы в корпоративной социальной ответственности
Факторы эффективности корпоративной социальной ответственности
Роль интеллектуального капитала в повышении эффективности корпоративной социальной ответственности
Некоммерческие организации в системе корпоративной социальной ответственности
|
Этика и организационная культура в реализации корпоративной социальной ответственности. Этические принципы менеджмента. Этические нормы реализации ответственности. Этический кодекс - регулятор реализации ответственности.
Понятие «эффективности» корпоративной социальной ответственности. Социальный отчет организации. Оценка эффективности корпоративной социальной ответственности. Оценка корпоративной социальной активности.
Интеллектуальный капитал организации. Фактор образования в формировании интеллектуального потенциала. Социальная ответственность и эффективность организации. Эффективность ответственности.
Развитие некоммерческих организаций в России. Социальное предпринимательство - новый подход к социальной ответственности бизнеса. Мотивация социальной ответственности.
| ПК-6, ПК-8,
ПК-13, ПК-14,
ПК-16
| Знать:
- понятие и признаки эффективности КСО;
- стандарты организации труда;
- принципы и формы отчетности по КСО;
- механизм социального взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций и государства;
- способы поддержки и развития «интеллектуального капитала»;
- содержание понятия «деловая этика»;
Этические нормы реализации социальной ответственности.
Уметь:
- обосновывать и применять средства мотивации КСО;
- выявлять результаты КСО;
- составить отчет о деятельности в сфере КСО;
- провести оценку интеллектуального уровня организации;
- формулировать этические принципы менеджмента.
Владеть:
- методикой оценки экономического потенциала КСО;
- обоснованием фактора «интеллектуальный капитал» как основы преобразующих процессов в организации;
- приемами и методами формирования этической основы менеджмента;
- способностью воспринимать и придерживаться этических ценностей.
| Лекции
Семинары
Деловая игра
Обсуждение рефератов
Самостоятельная работа студентов
Консультация преподавателей
|
|