Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. В Российском обществе на грани XX и XXI веков появилась нездоровая тен­денция децелерации - замедления темпа физического и интеллектуального раз­вития детей






В Российском обществе на грани XX и XXI веков появилась нездоровая тен­денция децелерации - замедления темпа физического и интеллектуального раз­вития детей. Биологическими факторами, способствующими ее развитию, стали:

• массовая алкоголизация и наркотизация населения (поскольку Всемирная
организация здравоохранения относит к слабым наркотикам и никотин):

• злоупотребление фармацевтическими препаратами;

• некачественное питание беременных;

• последствия Чернобыльской катастрофы;


, 20

• «афганский» и «чеченский» синдромы;

• отягощенная наследственная патология беременности и родов;

• анемия и неврозы у родителей.

К децелерации привели следующие социально-экономические факторы:

• массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и
здравниц;

• грубые отступления от санитарных норм в режиме обучения;

• отсутствие узких специалистов в системе дошкольного и школьного
образования (психологов и логопедов);

• занятость родителей, их недостаточная грамотность, а также беспечность в
вопросах воспитания детей);

• отсутствие бесплатных внешкольных и внеклассных кружков, клубов доля
развития детей по интересам;

» перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации;

* падение уровня жизни в целом по стране.

Социально-психологические исследования российских ученых показали^ что уже в середине 90-х годов XX века 85 % детей, обучающихся в общеобразова­тельной школе, нуждались в специализированной помощи психолого-педагогического характера. Это свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием контингента детей, поступающих в школ)'.

Таким образом, возникла необходимость полного пересмотра традиционных форм а методов организации учебно-воспитательного процесса. При этом педа­гоги даже самой высшей квалификации не смогут обойтись без помощи психо­лога, логопеда, без строгой согласованности с ними в своей работе.

Б то же время необходимость психолого-педагогического сопровождения ре­бенка раннего возраста с целью предотвращения вторичных нарушений также диктует необходимость подготовки квалифицированных кадров для осуществ­ления коррекционно-педагогической деятельности.

Специализация «Коррекционно-педагогическая деятельность» является ча­стью специальности «Педагогика и психология», в рамках которой ока создана, и предполагает получение более углубленных профессиональных знании, уме­ний и навыков в области психического развития детей и коррекции его нару­шения. Это повышает уровень профессиональной подготовки студентов по профилю данной специальности в условиях децелерации.

■ Введение специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» пре­следует цели

- углубленного обучения студентов-педагогов современным теоретическим
знаниям в области психолого-иедагогической коррекции;

- формирования у них практических умений и навыков коррекционно-
педагогической деятельности.

В соответствии с поставленными целями в процессе изучения дисциплин данной специализации решаются следующие задачи:


- формирование адекватных современному состоянию психолого-
педагогической науки представлений об областях применения, возможностях и
границах использования технологий коррекционно-педагогической деятельности;

- создание прочного психолого-педагогического фундамента профессио­
нального самоопределения в сфере психолого-педагогической деятельности;

- воспитания чувства гражданской и профессиональной ответственности за
психическое развитие и коррекцию его нарушений у детей;

- формирования системы углубленных психолого-педагогических знаний,
умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессио­
нальной коррекционно-педагогаческой деятельности с использованием мето­
дик развития и коррекции;

- достижение необходимой профессиональной готовности к коррекционно-
развиваюшей работе с детьми, имеющими нарушения или недоразвития раз­
личных психических функций;

- воспитание потребности к самостоятельной работе по поиску путей реше­
ния различных задач и проблем, возникающих у психологов-педагогов в про­
цесс коррекционно-педагогической деятельности;

- активизация самостоятельной, творческой учебно-исследовательской и на­
учно-исследовательской работы студентов - будущих психолотв - педагогов в
области психолого-педагогической коррекции.

Получение студентами-психологами в рамках настоящей специализации фундаментальной подготовки по технологиям коррекционно-педагогической деятельности позволит более эффективно решать актуальные общественные и государственные прикладные задачи по формированию граждански зрелой, здоровой к социально адаптированной личности, расширит возможности про­фессионального применения ими полученных в вузе знаний, умений и навыков.

По окончании изучения дисциплин специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» выпускник - будущий психолого-педагог должен знать:

• основы специальной психологии и специальной педагогики;

• педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в
развитии;

• основы психолого-педагогической коррекции;

• технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности;

• психологические основы адаптации и реабилитации;

• основы логопедии.

• Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, ре­
шения Правительства Российской Федерации и органов управления образова­
нием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка.

Выпускник должен уметь:

• анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и
повышения квалификации;

• проводить психолого-педагогическое обследование с целью.определения
хода психического развития, соответствия возрастным нормам;,


22

• определить тип нарушения методами дифференциальной диагностики;

• консультировать детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родите­
лей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессио­
нального самоопределения;

• проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание
благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, се­
мье;

• проводить профилактику и коррекцию вторичных нарушений у детей,
имеющих первичные (биологические) дефекты, а также привычек, наносящих
ущерб здоровью, '

• повышать психолого-педагогическую культуру педагогов и родителей;

• организовывать и проводить научно-исследовательскую работу.

Выпускник соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Зако­не Российской Федерации " Об образовании", Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной за-

щиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образо-

вательного процесса.

Специализация " Коррекционно-педагогическая деятельность " включает

комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологических основ, необходимых педагогу-психологу в осуществлении коррекционно-педагогической деятельности профессиональных знаний:

15. Специальная психология и педагогика

16. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в
развитии.

17. Психолого-педагогическая коррекция.

18. Технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности.

19. Психологические основы адаптации и реабилитации.

20. Основы логопедии.

Вопросы к государственному экзамену по специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность»

«Специальная психология и педагогика»

1. Предмет, задачи, принципы, категориальный аппарат специальной психо­
логии и специальной педагогики.

2. Современные представления о норме и отклонении в физическом, психо­
логическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Воздействия,
влияющие на возникновение отклонений в психофизическом и личностно-
социальном развитии человека. Классификации психического дизонтогенеза.

3. Общие закономерности отклоняющегося развития. Учение Л.С. Выгот­
ского о структуре аномального развития ребенка с нарушениями. Первичный и
вторичный дефект.


4. Психология умственно отсталого ребенка.

5. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом
развитии (с 3IIP).

6. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа. Сурдоп-
сихология. Тифлопсихология.

7. Психология детей с нарушениями речевого развития - логопсихология.

8. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

9. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств
эмоционально-волевой сферы.

10.Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств по­ведения.

11. Психология детей со сложными нарушениями развития.

12. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогичес­
кой, реабилитационной работы в России.

«Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии»

13. Общие вопросы теории специальной педагогики. История становления,
развития системы специального образования и ее современное состояние. Оте­
чественная система коррекционно-образовательных и коррекционно-
воспитательных учреждений..

14. Основные принципы комплектования учреждений для детей с нарушени­
ем развития. Организация работы ПМПК

15. Специфика педагогических систем специального образованна в связи с
особыми потребностями детей с нарушениями. Коррекционно-развивающего
обучения в общеобразовательных школах и перспективы развития психолого-
педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.

16. Педагогические системы обучения и воспитания детей с трудностями в
обучении (ЗПР).

 

17. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями
умственного развития (умственная отсталость).

18. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.

19. Педагогаческие системы обучения и воспитания детей с сенсорными на­
рушениями

20. Педагогические системы обучения и воспитания детей при аутизме и ау-
тистических чертах личности.

21. Педагогические системы обучения и воспитания детей со сложными на­
рушениями развития.

«Психологические основы адаптации и реабилитации»

22. Понятие и проблемы адаптации. Адаптационный потенциал личности.

23. Механизмы и проявления адаптивного поведения.


24

24. Проблема стресса. Проявления «общего адаптационного синдрома» как
комплекса адаптационных реакций человека и животных, системности реакций
организма на стрессовые воздействия.

25..Расстройства адаптации. Пограничные формы нервно- психических рас­
стройств как проявления дезадаптации.

26. Методы и методики диагностики стресса, уровня стрессоустойчивости
личности.

27. Основные психологические факторы, влияющие на стресс жизни. Про­
блема адаптации к стрессу в различные возрастные периоды жизни.

28. Проявления посттравматического стрессового расстройства. Психологи­
ческая помощь при стрессе, самопомощь и взаимопомощь.

29. Расширение границ мировосприятия при посттравматическом стрессовом
расстройстве. Методы экстренной психологической помощи. Оптимизация со­
циального взаимодействия.

30. Комплексная система реабилитации и адаптации при сенсорных интел­
лектуальных и ноеттравматических стрессовых расстройствах.

«Психолого-педагогическая коррекция»

3!. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Цели, зада­чи и сущность психолого-педагогической коррекции.

32. Основные направления в психолого-педагогической коррекций.

33. Современные психолого-иедагогические коррекционные подходы и тех­
нологии.

34. Анализ психодиагностической информации для составления программы
психолого-педагогической коррекции.

35. Методы и средства психолого-педагогического воздействия в процессе
коррекционно-педагогической деятельности.

36. Характеристика групповых и индивидуальных форм психолого-
педагогической коррекционной деятельности. Основные требования к состав­
лению программы психолого-педагогической коррекции.

37. Основные принципы я направления психопрофилактики. Психалого-
педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений.

«Основы логопедии»

38. Предмет, задачи и методы логопедии. Организация логопедической рабо­
ты. Анатомо-физиологические механизмы речи.

39. Психолого-педагогическая характеристика основных этапов развития ре­
чи ребёнка.

 

40. Понятие речевого нарушения. Причины речевых нарушений. Клинико-
педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речк-

41. Дислалия. Её формы и виды. Уровни нарушенного произношения. Сис­
тема коррекционной работы.

42. Ринолалия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика


и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.

43. Алания и афазия. Анатомо-физиологические аспекты их изучения. Сим­
птоматика и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.

44. Дизартрия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика
и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.

45. Нарушения голоса и система коррекционной работы по их устранению.

46. Нарушения темпа речи. Классификация разновидностей брадилалии и та-
хилалии.

47. Нарушения письменной речи. Дислексия. Психологический аспект меха­
низмов и изучения нарушений чтения. Её симптоматика.

48. Нарушения письменной речи. Дисграфия. Психофизиологическая струк­
тура процесса письма. Классификация и симптоматика дисграфии.

49. История развития изучения проблемы заикания. Его основные причины.
Современные взгляды на заикание и комплексный метод его преодоления.

50..Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Их обучение и воспитание.

51. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Методика коррекци­
онно-педагогической работы с детьми, имеющими ОНР.

52. Особенности логопедической работы при сенсорных нарушениях.

53. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми и с
детьми, имеющими задержку психического развития.

«Технологии психолого-педагогическоп коррекционной деятельности»

54. История развития методов психолого-педагогической коррекции детей с
проблемами в развитии. Теоретические и практические модели психолого-
педагогической коррекции.

55. Методические основы разработки технологий психолого-педагогической
коррекции для детей с проблемами в развитии.

56. Технологии психолого-педагогической коррекции психического недораз­
вития (олигофрения) и поврежденного психического развития (органическая
деменция).

 

57. Технологии психолого-педагогической коррекции задержанного психи­
ческого развития у детей и подростков (ЗПР).

58. Технологии психолого-педагогической коррекции дефицитарного психи­
ческого развития (при нарушениях зрения, слуха, речи, детском церебральном
параличе).

59. Технологии психолого-педагогической коррекции искаженного психиче­
ского развития (при разных вариантах сложных сочетаний общего недоразви­
тия, задержанного, ускоренного и поврежденного развития, в первую очередь -
при синдроме РДА).

60. Технологии психолого-педагогической коррекции дисгармоничного пси­
хического развития у детей и подростков (при диспропорциональности их пси­
хики в эмоционально-волевой сфере).

 


 


26

Вопросы к государственному экзамену по специализации «Юридическая психология»

1. Предмет, цели и задачи юридической психологи.

2. Психологическое содержание проблемы психических расстройств, не ис­
ключающих вменяемости

3. Проблемы акцентуаций характера (личности) в юридической психолот-ии
Использование учения о локусе контроля личности в юридической психологии

4. Психологическое содержание морали и законопослушного поведения

5. Социальные стереотипы: понятие, психологическое содержание, значение
для юридической психологии

6. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов

7. Психологическое исследование личности правонарушителей

8. Предмет, цели, задачи правовой психологии

9. Правосознание как система отражения правовой действительности, ее ос­
новные функции

10.Психология аномального поведения 11.Юридически значимые эмоциональные состояния 12.Психологический и психиатрический подходы к понятию вменяемости 13.Юридическая оценка интеллектуально-волевой сферы личности (пробле­ма осознанно-волевого поведения личности)

И.Психологические основы профилактики правонарушений

15. Психо логический, психиатрический и юридический (законодательный)
подходы к понятию аффекта

16. Содержание и организация профессионального психологического отбора
в правоохранительные органы Российской Федерации

17.Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранитель­ных органов

18.Криминальная психология как отрасль прикладной юридической психо­логии

19. Генезис и факторы преступного поведения

20.Основные психологические теории, объясняющие криминальное поведе­ние

21.Психологические аспекты виктимного поведения

22.Психология криминальной субкультуры

23.Розыскной профиль и психологический портрет

24. Психологический анализ преступления

25.Психологический, психиатрический и юридический (законодательный) подходы к проблеме дееспособности

26.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве

27, Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

28.Комплексные судебно-психологические экспертизы.

29. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психо­логии

ЗО.Индивидуально-психологические особенности личности осужденного


31. Психо логические последствия заключения

32. Социально-психологические явления в среде осуждённых

33.Особенности криминальной субкультуры в пенитенциарных учреждениях

34.Психологические средства исправления осуждённых

35.Проблема психологического воздействия в юридической практике






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.