Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы оптовой торговли и их характеристики







Основными формами осуществления оптовой торговли являются:

- Торговля на оптовых рынках;

- Оптовые торговые центры;

- Оптовые склады (базы).

Подход каждого из оптовых торговцев к выбору формы осуществления своей деятельности разный. Это зависит и от специализации предприятия, и от его специфики (т.е. торговля определенными классами, группами, видами товаров), и от финансового потенциала и товарных оборотов, и рынка на определенной территории, и от наличия складских и торговых помещений.

 

Товаропроизводители, в частности, часто выбирают форму оптовой торговли продукцией в зависимости от количества, характера, ассортимента продукции. Например, предприятию, которое производит один вид продукции (например масло сливочное) и реализует ее партиями, нет необходимости оборудовать торговые и демонстрационные залы, поскольку достаточно только передать потенциальным покупателям или посредникам информацию о продаже товара. А предприятию, производит несколько видов продукции (например, обуви) целесообразно оборудовать демонстрационный зал с показом всех товаров.

Одни торговцы предпочитают торговые центры в которых на стеллажах размещают товара к продаже с одновременным показом образца и сопроводительной информацией. Другие предприятия выбирают реализацию через складские помещения. Для этого либо на территории склада, или в другом месте оборудуют демонстрационный зал, в котором устанавливают образцы товаров и где покупатели могут составить заказ. Персонал торговца оформляет соответствующие документы и решает вопрос выполнения заказа.

Оптовым рынкам чаще предпочитают те предприятия, которые специализируются на торговле продовольственными товарами. Однако, выбор этой формы зависит не только от специфики предприятия, но и от финансового потенциала, товарных оборотов, стратегии сбыта и т.п.
В настоящее время начинает распространяться торговля по каталогам, а также приобретает популярность и экономическую привлекательность электронная торговля.

 

Торговля на оптовых рынках


Понятие " оптовый рынок" употребляют в двух значениях. Первое - под " оптовым рынком" понимают юридическое лицо, которое обеспечивает условия для осуществления оптовой торговли на определенной территории. Второе - под " оптовым рынком" понимают место проведения торговых операций. С целью разделения этих понятий, определим, что под оптовым рынком будем понимать - место проведения оптовых торгов, а понятие оптовый рынок как хозяйственный субъект - заменим понятием " администрация оптового рынка".
На оптовом рынке предполагается павильонного-секционная организация торгового процесса. Местом проведения оптовых торгов является торговый зал оптового рынка. Количество и расположение товарных секций в торговом зале оптового рынка определяется администрацией рынка. Товарные секции разделяются между собой разборными или стационарными перегородками. Каждая секция предоставляется, как правило, одному оптовом торговцу.
Данная форма осуществления оптовой торговли довольно широко используется, поскольку ей присущи определенные преимущества:

1. В одном месте сосредоточены товары одного вида. Предприятия-покупатели предпочитают осуществлению закупок товара в одном месте. Наличие одного вида товара на определенном оптовом рынке является определяющим фактором для осуществления стабильных закупок товара. Это позволяет упростить и ускорить процесс продвижения товаров.

2. Оптовые торговцы обеспечиваются торговым местом в соответствии с современными технологиями торговли. Предприятию не нужно самому оборудовать собственные торговые или демонстрационные залы - торговые секции уже подготовлены для эксплуатации и оборудованы необходимым оборудованием, остается только заключить с администрацией договор аренды и своевременно вносить арендную плату.

Аренда торгового места может быть долгосрочной или краткосрочной. Если, например торговец впервые решил работать на данном оптовом рынке, то он может сначала заключить соглашение краткосрочной аренды. В случае неудовлетворительной его деятельности на этом рынке после окончания срока действия соглашения торговец может изменить оптовый рынок. Если результаты окажутся положительными для компании, то можно заключить договор долгосрочной аренды.
На оптовых рынках есть возможность и разовой участия с ежедневной оплатой стоимости торгового места или оплатой специального рыночного пошлины, дифференцированного по видам товаров, величина которого зависит от товарооборота.

Такая форма является привлекательной для предприятий, которые реализуют сезонный товар; предприятий, которые решили проверить товарный рынок на предмет покупательского спроса; предприятий, которые хотят реализовать небольшие партии товаров.

3. Оптовым торговцам предоставляется возможность временного хранения товаров. Как правило, торговцу в аренду передается торговое место со складским помещением закрытого типа, для торговцев сезонной продукцией предоставляются временные складские помещения.

4. На территории оптового рынка функционируют вспомогательные службы. Это означает, что вопрос подвоза и выгрузки товаров в пределах рынка, тепло- энерго- и водоснабжения; охраны общей территории; вывоз мусора и отходов; обеспечение весоизмерительными приборами; а также связи не разрешается торговцем. Эти услуги предоставляет администрация оптового рынка и общесистемные службы.

5. Торговцы и покупатели обеспечиваются информацией о конъюнктуре и спрос на данном оптовом рынке, так и на других рынках.

Сбор, хранение и передачу рыночной информации (данных о спросе, предложении, ценах, качестве, запасы товаров, биржевые цены, курсы валют, нормативную базу и т.д.) осуществляет информационная служба оптового рынка.

Обобщенная информация о состоянии торговли на оптовом рынке доводится до сведения торговцев и покупателей. Такой информации дает торговцу возможность более результативно осуществлять свою деятельность.

6. Экспертиза качества и сертификация товаров на месте.

К продаже на оптовом рынке допускаются товары, прошедшие проверку их качества специализированной службой оптового рынка.

Для системы контроля качества используются следующие режимы:
1) режим " прямой реализации" - проводится экспертиза сопроводительных документов и

устанавливается их соответствие требованиям, которые дают право на реализацию и идентификацию продукции установленным в сопроводительных документах требованиях;

2) режим " отложенной реализации» - с согласия заказчика проводятся испытания продукции на соответствие обязательным требованиям с целью

получение необходимых документов, которые дают право на реализацию продукции. При этом владельцу предоставляется возможность хранения продукции в соответствующих условиях и режимах до принятия решения о реализации продукции;
3) режим " добровольной экспертизы" - проведение дополнительной экспертизы документов или дополнительных испытаний показателей качества продукции.

7. Реклама оптового рынка. Администрация оптового рынка самостоятельно заботится о рекламе оптового рынка, как места, где покупатели могут приобрести определенные группы товаров.

8. Возможность сочетания оптовой и розничной торговли.

Следует отметить, что идеальная модель оптового рынка не предусматривает осуществления розничной торговли. Однако, правилами работы конкретного оптового рынка может быть предусмотрено выделение специальных торговых секций для розничной торговли, а также определенное время, в течение которого на оптовый рынок допускаются в качестве покупателей физические лица. Предприятия оптовой торговли, осуществляющих продажу товаров населению, увеличивают свой товарооборот.

9. На оптовом рынке есть возможность выбора схемы взаимоотношений продавца и покупателя.
Оптовые торги проводятся, как правило, на основе частных соглашений продавца и покупателя, при которых цена и другие условия сделки определяются на двусторонней основе путем переговоров.
В настоящее время на оптовых рынках действует несколько схем договорных отношений. Цена одноименных партий товаров у отдельного торговца, а также другие условия предлагаемой им публичного соглашения на оптовом рынке должны быть одинаковыми для всех покупателей. При этом торговцы могут определить систему скидок в зависимости от размера партии, то есть цены на разные партии товаров могут быть неодинаковыми. В этих случаях, когда покупателю необходимо крупная партия товара, продавец может подать его из своего состава, условия соглашения приобретают некоторых особенностей, в частности, цена на заявленную партию товара может измениться в зависимости от транспортных расходов.

В отдельных случаях оптовые торги могут быть проведены на основе аукциона или конкурса. При аукционных торгах соглашение заключается с покупателем, который предложил наивысшую цену, а если проводятся конкурсные торги - соглашение заключается с покупателем, который выполнил условия конкурса наилучшим образом.

Чаще всего эта форма оптовой торговли предпочитают малые и средние предприятия, специализирующиеся на перепродаже товаров небольшими партиями. Товаропроизводители и крупные предприятия-перепродавцы участвуют в оптовой торговле на оптовых рынках через своих полномочных представителей или посредников.

За возможность осуществления своей деятельности на оптовом рынке и за услуги, которые предоставляются администрацией оптового рынка, предприятию необходимо своевременно вносить установленную плату. Соразмерность этих платежей и расходов, которые понесло предприятие не воспользовавшись преимуществами оптового рынка является определяющим фактором при выборе этой формы осуществления оптовой торговли. Предприятие, которое торгует на оптовом рынке, должно соблюдать и определенных установленных там правил, в частности, обеспечивать сохранность предоставленного оборудования; соблюдать порядок и сроки подачи отчетности, необходимой для информационной службы оптового рынка и т.д.

 

Оптовые торговые центры


Оптовые торговые центры - это простые формы осуществления оптовой торговли. Суть торгового центра заключается в оптимальном сочетании магазина и склада, проявляется в предоставлении покупателю возможности на принципах самообслуживания покупать оптовые партии товара.
При такой форме продажи предприятие, осуществляющее оптовую торговлю, оборудует торговый зал, в котором по стеллажам, полках, витринах разлагаются товары подготовлены к продаже оптовыми партиями (то есть в соответствующем упаковке или таре), а рядом выставляется образец данного товара и подается подробная информация о него. Покупатель на основе визуального осмотра товара самостоятельно формирует свой заказ.

У этой формы осуществления оптовой торговли есть свои положительные и отрицательные стороны. К числу преимуществ можно отнести следующее:

1. Возможность сочетания оптовой и розничной торговли. Суть этой торговли заключается в увеличении товарооборота за счет привлечения розничных покупателей. Однако обязательным условием для объединения оптовой и розничной торговли является наличие лицензии (если она предусмотрена действующим законодательством) или разрешения (патента) соответствующих органов на осуществление указанных видов торговли.

2. Повышение покупательной способности за счет использования системы самообслуживания. Это проявляется в следующем:

- свободный доступ ко всему наличного товара;

- визуальный контакт не только с образцом, но и упаковкой и тарой, может оказаться стимулом для приобретения товара;

- возможность оформить заказ, исходя из имеющихся товарных запасов. При недостаточном количестве одного товара покупатель может самостоятельно заменить его аналогичным по своим характеристикам другим имеющимся товаром;

- минимальное ожидание выполнения заказа, поскольку время на подготовку заказа зависит непосредственно от покупателя. Персонал торгового центра подключается только на этапе документального оформления торговых операций и расчетов.

3. Частичное осуществление покупателем контроля за наличием товара. При формировании своего заказа покупатель может обнаружить недостаточное количество товара по отдельным позициям, о чем он немедленно ставит в известность обслуживающий персонал, выполняя таким образом функцию " контролера" товарных запасов продавца.

К недостаткам данной формы осуществления оптовой торговли можно отнести:
1. Значительные затраты на организацию оптовой торгового центра, которые связаны с затратами на приобретение соответствующего оборудования и оказание помещению презентабельный вид. Кроме этого, затраты на капитальный ремонт торгового помещения значительно выше, чем на оборудование и ремонт закрытого складского помещения.

2. Особенностью оптовых торговых центров являются ограниченные потоки товаров. Это означает, что продавец устанавливает на торговой площади определенное количество товара. В случае, если покупатель требует партию товара больше, чем установленная к продаже, у предприятия не всегда есть возможность дополнительного довоза товара от производителя. Поэтому предприятие, выбрало эту форму осуществления оптовой торговли, необходимо выработать четкую политику в планировании товарных запасов.

3. Сложность проведения инвентаризации. В торговом помещении, которое открыто для доступа большому количеству покупателей сложно провести инвентаризацию. Для того, чтобы инвентаризация была проведена должным образом необходимо, ограничить доступ покупателей или вообще его прекратить.

Наиболее удобной эта форма организации оптовой торговли является для малых и средних предприятий, специализирующихся на продаже отдельных групп товаров в большом ассортименте. В частности, это предприятия, которые осуществляют торговлю:
- Пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (фруктами и овощами; молочными продуктами; пищевыми жирами; мясом; рыбными продуктами; кондитерскими изделиями; кофе; чаем; какао; пряностями; сигаретами; сигаретами; табаком; алкогольными и безалкогольными напитками и т. п.);

- Одеждой, обувью;

- Бытовыми приборами, изделиями и оборудованием (домашними мебелью, бытовым металлическим посудой, осветительными приборами и оборудованием, бытовой радиоэлектронной аппаратурой, музыкальными инструментами, изделиями из стекла, фарфора, керамики и т.д.);

- Фармацевтическими и медицинскими товарами, хирургическими и ортопедическими инструментами и приспособлениями, парфюмерией и косметикой;

- Стройматериалами, скобяными изделиями, водопроводных и отопительным оборудованием и вспомогательными материалами (лесоматериалами, красками и эмалями, лаками, арматурой, листовым стеклом и т.д.);

 

Оптовые склады, базы


Суть этой формы заключается в создании значительных товарных запасов и складировании товаров, является одной из характерных черт деятельности оптовика. Свое материальное воплощение этот аспект деятельности находит в виде склада - помещении, в котором товары, поступающие от производителей размещаются, делятся на партии, маркируются, упаковываются и только после этого поступают в продажу.

Осуществлению оптовой торговли через склады предпочитают средние и крупные предприятия. Объем товарооборота этих предприятий сам по себе является необходимым условием организации оптовых складов. Следует отметить, что для данной формы организации торговли можно использовать несколько схем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.