Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Альтернативный подход разрешения споров (ADR) в электронной коммерции.






Споры в электронной коммерции бывают не менее частыми и разнообразными, чем это характерно для традиционных коммерческих взаимоотношений. Поэтому многие классические преимущества технологии ADR являются в равной степени применимыми в контексте электронной коммерции. Однако, по опыту Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству, Интернет повлиял на процедуры разрешения споров, по крайней мере, в двух отношениях:

1) Возникли новые проблемы, которые делают потребность в создании эффективных механизмов разрешения споров еще более настоятельной и более сложной. Некоторые из этих проблем будут рассмотрены ниже в данном разделе;

2) Помимо создания новых проблем, Интернет повлиял также на способы разрешения споров. Методы он-лайн способны повысить эффективность проведения процедур и используются в большей степени как в рамках технологии ADR, так и судами. Процедуры ADR с использованием электронных средств коммуникации и управления рассмотрением дел часто называют «Разрешение споров в режиме он-лайн» (англ. аббревиатура. ОDR), при этом не подчеркивается какое-либо концептуальное различие с ADR

В некоторых ситуациях стороны могут предпочесть передать свой спор на рассмотрение в суд с учетом его публичного характера. Например, это бывает в тех случаях, когда одна из сторон заинтересована в создании общественного прецедента с тем, чтобы прояснить правовую ситуацию или когда другая сторона отказывается полностью от сотрудничества или действует недобросовестным образом, как это часто бывает в спорах по нарушению контрактных обязательств, или когда стороны ожидают, что соответствующая государственная или правительственная организация, такая как, например: ведомство по патентам и товарным знакам предпримет определенные действия по завершению процедуры, например, регистрации, аннулирования или признания недействительным соответствующий зарегистрированный объект промышленной собственности. Однако альтернативные способы разрешения споров становятся все в большей степени актуальными в различных видах сделок в рамках электронной коммерции. В следующих параграфах рассматриваются некоторые из наиболее важных потребностей в разрешения споров, возникающих при различных видах сделок электронной коммерции, а также рассматриваются пути удовлетворения этих потребностей на основе технологии ADR, предлагаемой Центром ВОИС по арбитражу и посредничеству.

Единый международный форум (суд). Споры в электронной коммерции могут быть и бывают все в возрастающей степени по своему характеру глобальными, исходя особенностей Интернет. Это объясняется двумя факторами.

1) Интернет способствует прямым коммерческим связям между сторонами сделки в различных частях мира, при чем в большинстве случаев сторона не может даже определить с разумной степенью точности, где находится партнер по контракту;

2) Поскольку Интернет предполагает мгновенное присутствие в любой части света, любой акт, совершенный в Интернет, может иметь правовые последствия, где угодно в мире; использование и экспозиция какого-либо знака в Интернет может рассматриваться как нарушение зарегистрированных или незарегистрированных прав в практически любой национальной юрисдикции в мире. Аналогично, коммерческая практика, которая является законной в одной стране, может считаться недобросовестной или незаконной в других странах. Все в возрастающей степени бывает трудно определить для специалиста, соприкасающегося с вопросами электронной коммерции, с достаточной степенью уверенности, в какой стране его деятельность может быть законопослушной.

В результате действия этих факторов существуют большие трения между в основном национальным и территориальным характером судопроизводства и международным, другими словами «наднациональным» характером споров, связанных с электронной коммерцией. Стороны могут столкнуться с ситуацией, когда им придется защищать свои права или быть ответчиком в потенциально любой стране или юрисдикции, согласно законодательству любой страны, которая подсоединена к Интернет. Кроме того, поскольку национальные законы и практики существенно различаются, судебная тяжба в мультиправовых рамках всегда несет в себе риск получения неоднозначных результатов. В то время как верно, что международные элементы всегда присутствовали в (международной) торговле, такие элементы в настоящее время влияют потенциально на каждую сделку в рамках электронной коммерции и поддаются с трудом какому-либо контролю.

Технология ADR, основанная на достижении консенсуса, позволяет сторонам контролировать споры путем выбора одного единого нейтрального суда, а также соответствующих правил для разрешения своих споров, нежели вести тяжбу в целом ряде юрисдикций и согласно разным законодательствам. Это особенно верно, если слушания осуществляются международным провайдером услуг ADR, таким как Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству. Как и сама электронная торговля, ADR не привязана строго к территориальным границам, особенно, если соответствующая процедура осуществляется в режиме он-лайн, то она может происходить также в рамках той же самой виртуальной действительности.

Доступность. Традиционно международная торговля осуществлялась ограниченным числом посредников, которые принимали заказы в одной стране и размещали их в другой, таким образом, преодолевая языковые и культурные различия и беря на себя часть экономического и правового риска. Это изменилось с приходом Интернет: практическое отсутствие барьеров позволило осуществлять непосредственные контакты между менее искушенными участниками взаимоотношений, такими как: частные лица и малые организации, а также содействовало увеличению объема небольших и типовых сделок. Стоимость таких сделок зачастую бывает ниже порога расходов, оправдывающих судебное разбирательство. В результате число споров, а также число сторон, вовлеченных в них, имеет тенденцию к росту, при чем диапазон проблем становится более ограниченным, чем в традиционной международной торговле. Поэтому в рамках электронной коммерции необходимы механизмы разрешения споров, которые были бы недорогими, оперативными и простыми по доступу и применению, одновременно обеспечивающими реальные средства защиты.

В то время как судебное разбирательство предоставляет эффективные средства защиты, оно часто считается обременительным и дорогостоящим. В большинстве случаев такое разбирательство требует участия адвокатов, сторонам приходится ждать назначения времени в суде (которого часто бывает недостаточно), а применяемые процедуры и соответствующие законодательные положения бывают строго регулируемыми. Поэтому судебное разбирательство бывает мало привлекательным для разрешения небольших и типовых споров. Это становится еще более очевидным в тех случаях, когда стороны находятся в разных странах.

С учетом их частноправового характера в целом процедуры и технология ADR являются гибкими и могут быть структурированы таким образом, чтобы обеспечить эффективность и простоту их использования, особенно, если диапазон проблем в этой связи является ограниченным и поддается легко стандартизации. Например, стороны могут легко обходиться проведением слушаний, встреч или других непосредственных способов общения, и принимать решение о проведении делопроизводства полностью или частично в режиме он-лайн. Они могут также совершенствовать выбранную процедуру путем ограничения числа рассматриваемых проблем, а также объема и числа письменных и устных заявлений. Упрощается также взаимный доступ, если процедура разрешения спора была определена заранее, например, в оговорке контракта, договоренностях между организациями (таких как: схема сертификации или получения «трастовых знаков») или являются частью регулируемой инфраструктуры (например, процедур Единой политики UDRP).

Поддержание доверия и репутации. Электронная коммерция осуществляется в среде, в которой нет территориальных и культурных границ, чем создается риск межкультурных или лингвистических недоразумений, при этом имеет место недостаток неформальных средств обеспечения доверия из-за отсутствия непосредственного физического общения. Потенциальные клиенты могут колебаться совершать покупки, если они не уверены в том, каким образом будут разрешаться будущие споры. Эта озабоченность особенно характерна в отношении небольших продавцов, использующих электронную коммерцию, когда отсутствует возможность опоры на репутацию сильного товарного знака как средства, внушающего доверие. Кроме того, добрая репутация может быть легко потеряна в споре. Поэтому для многих компаний является жизненно важным, чтобы спор с другой компанией или клиентом не становился достоянием гласности. Однако судебные слушания бывают обычно открытыми для публики. Негативный общественный резонанс открытого для публики слушания может иметь суровые последствия для будущего финансового положения компании, а также другой ее деловой и рыночной деятельности.

Технология ADR может обеспечить средства для удовлетворения обеих целей: необходимости создания доверия и сохранения репутации компании.

В связи с частноправовым характером процедур ADR сами слушания могут быть конфиденциальными, позволяя сторонам сосредоточиться на рассмотрении спора по существу, не опасаясь реакции общественности. Наличие возможности использования недорогих, легко доступных и эффективных процедур ADR, осуществляемых независимой третьей стороной, может быть одним из средств обеспечения доверия. Подобные средства являются еще более эффективными, если в них участвует нейтральный и независимый орган, который удостоверяет продавца относительно его соответствие требуемым стандартам и предлагает услуги по использованию технологии ADR для проведения слушаний. Так, например, бывает в случае дел с использованием «трастовых знаков», которые создаются с целью повышения степени доверия к продавцам, использующим средства электронной торговли. Аналогично, регулируемые инфраструктуры, требующие подчинения процедурам ADR как одного из условий доступности к ним может повысить доверие к инфраструктуре в целом и сохранить ее целостность.

Озабоченность по поводу создания доверия и сохранения репутации часто разделяется группой компаний или даже целой отраслью промышленности. Некоторые отрасли промышленности разработали кодексы поведения, которые включают процедуры ADR (например, посредничество, участие уполномоченных по рассмотрению жалоб, коллегии по разбору жалоб или третейские суды), которые позволяют непричастным сторонам ставить вопрос о соблюдении тем или иным членом данного сообщества выработанных стандартов. Подобные механизмы служат для усиления целостности торговой или промышленной группы в целом и повышения ее репутации, а также часто используются как средство, предвосхищающее необходимость общественного регулирования.

Эффективность. Одной из движущих сил электронной коммерции является ее эффективность, состоящая в том, что сделки могут происходить более эффективно в режиме он-лайн, нежели офф-лайн. Конкуренция требует от компаний, занимающихся электронной коммерцией, быть как можно более эффективными и самоокупающимися в своей деятельности. Это также относится к способу разрешения споров. Вместо формализованных и, как следствие, обременительных и дорогих судебных процедур компании все в возрастающей степени обращаются к деловым решениям, а именно, к принятию эффективных действий по решению проблемы, не упуская контроля за ситуацией, сохраняя коммерческие отношения и репутацию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.