Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика типов рыночных структур






Основные черты рыночной структуры Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество и размеры фирм Много мелких Одна крупная Несколько крупных Много мелких и средних
Тип продукции Однородный (идентичная) Уникальный Однородный, дифференцированный Дифференцированный
Условия входа и выходы и з отрасли Свободный Блокирован Трудный Вход и выход возможны
Доступ к информации Свободный Затруднен Затруднен Относительно свободный
Контроль над ценой Отсутствует Полный Заначтельный Частичный

 

При анализе поведения фирм предполагается, что целью любой компании действующей на рынке является максимизация общей прибыли. Соответственно оптимальный объем выпуска можно выразить следующим
образом:

 

2. Рынок совершенной конкуренции

Фирма в условиях совершенной конкуренции принимает рыночные цены как данные, поскольку объем ее производства является незначительным и не может стать определяющим на цену фактором. Это означает, что цена равна среднему доходу и предельному доходу (). Кривая спроса на продукцию фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, является абсолютно эластичной (рис. 4.1), а кривая спроса на продукцию всей отрасли носит убывающий характер.

Рис. 4.1. Спрос на продукцию фирмы совершенного конкурента

 

Рыночная цена будет одинаковой независимо от того, какой объем продукции производит эта фирма. Условие равновесия: . В условиях совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене.

В краткосрочном периоде фирма работает при фиксированных мощностях, в рамках которых и определяет оптимальный для себя объем выпуска. При этом в зависимости от соотношения уровня издержек и рыночной цены фирма может оказаться в различных ситуациях.

Ситуация 1: (рис. 4.2, а).

В данном случае фирма может работать с прибылью при объеме выпуска от до , но оптимальным будет объем , т. к. он соответствует условию максимизации прибыли .

Ситуация 2: (рис. 4.2, б).

В данном случае фирма может покрывать средние общие издержки и получать нормальную прибыль при объеме выпуска , однако фирма не получает чистой прибыли. Такая ситуация получила название безубыточности фирмы.

Ситуация 3: (рис. 4.2, в).

В данном случае фирма может покрывать все средние переменные издержки и часть средних постоянных издержек при объеме выпуска от до . В краткосрочном периоде фирма не может покинуть отрасль, это означает, что фирме имеет смысл продолжать производство и минимизировать свои убытки, установив объем выпуска на уровне .

Ситуация 4: (рис. 4.2, г).

В данном случае фирма не может покрывать средние переменные издержки, а т. к. фирма не может покинуть отрасль, то с целью минимизации издержек она должна временно прекратить производство. В этом случае ее убытки будут равны величине постоянных издержек.

Рис. 4.2. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 

В результате кривая предложения совершенно конкурентного предприятия в коротком периоде представляет собой возрастающую ветвь кривой предельных затрат, которая лежит выше минимума средних переменных затрат (точки закрытия). При более низком уровне цен кривая предложения совпадает с осью цен (пунктирная линия на рис. 4.2, г).

В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Отрасль окажется в состоянии равновесия, если фирмам будет не выгодно входить и выходить из отрасли, т.е. условия равновесия фирмы и отрасли совпадут. Ориентиром для принятия решений являются рыночная цена и уровень долгосрочных средних издержек.

Если цена окажется выше минимального уровня долгосрочных средних издержек, то данная фирма и отрасль в целом будут работать с чистой прибылью. Возможность получения прибыли привлечет в отрасль новые фирмы. В результате рыночное предложение будет расширяться и цена снизится до уровня минимальных долгосрочных средних издержек. В этом случае фирмы перестанут получать чистую прибыль, и вхождение фирм прекратиться. Если цена ниже минимального уровня долгосрочных средних издержек, то данная фирма и отрасль в целом будут работать с убытком, фирмы начнут покидать отрасль. В результате рыночное предложение будет сокращаться, и цена повысится до уровня минимальных долгосрочных средних издержек. В этом случае фирмы перестанут нести убыток, и выход фирм из отрасли прекратиться.

В целом отрасль и фирмы окажутся в состоянии равновесия, если:

Рынок совершенной конкуренции обеспечивает эффективное распределение и использование экономических ресурсов. Эффективное использование ресурсов определяется тем, что в долгосрочном периоде цена соответствует уровню минимальных средних издержек, это означает, что любая фирма, работающая в отрасли, должна добиваться минимизации своих издержек.

 

3. Чистая монополия

Чистая монополия существует, если в отрасли действует только один производитель, и он защищен от конкуренции.

На практике в условиях чистой монополии производится 5–6% мирового продукта. В большинстве случаев монопольной властью обладают доминирующие фирмы, производящие значительный удельный вес продукции данного вида.

Фирма, будучи чистым монополистом, сталкивается с «потенциальной конкуренцией» со стороны фирм, которые при определенных условиях могут войти в отрасль. Так же фирмы могут испытывать конкуренцию со стороны иностранных фирм.

Особенность чистой монополии состоит в том, что отрасль и фирма совпадают, и чистый монополист работает с рыночным спросом, который, как правило, имеет вид убывающей функции. Это означает что , и условие равновесия (максимизации прибыли) принимает вид: .

Монополист всегда производит меньше продукции, чем совершенноконкурентная отрасль и реализует продукцию по более высокой цене. Это позволяет монополисту перераспределять часть излишка потребителя в свою пользу, и получать «сверхприбыль» (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Выбор объема выпуска и цены фирмой монополистом

 

В сверхприбыли реализуется рыночная власть монополиста. Другим проявлением реализации рыночной власти является возникновение безвозвратных потерь в общественном благосостоянии, называемых «мертвым грузом монополии» (см. рис. 4.3). Он образуется из потерь излишков потребителей и производителей, которые образуются в результате сокращения объема выпуска по сравнению с конкурентным.

Несмотря на сверхприбыль, монополист не застрахован от возникновения убытков. Величина прибыли определяется соотношением уровня средних издержек и монопольной цены.

Для оценки степени рыночной власти используется коэффициент Лернера. Он показывает как существующее равновесие соотносится с условием равновесия совершенно конкурентной отрасли, и рассчитывается по
формуле:

Если отрасль является совершенно конкурентной, то рыночная цена равна предельным издержкам и коэффициент Лернера равен нулю. Если фирмы в отрасли обладают рыночной властью, то они стремятся выпускать объем выпуска соответствующий равенству предельного дохода и предельных издержек, при этом цена будет выше предельных издержек и коэффициент Лернера окажется выше нуля.

Естественная монополия – это частный случай чистой монополии, особенность которой состоит в том, что положительный эффект масштаба исчерпывается при объеме выпуска, сопоставимом с объемом рыночного спроса. В такой ситуации минимизации уровня средних издержек можно добиться, если на рынке будет функционировать только одна фирма. А значит, существование монополии считается экономически обоснованным.

Нерегулируемая естественная монополия ведет себя как обычный монополист и максимизирует прибыль за счет ограничения объема выпуска и завышения цены. Основным способом регулирования естественной монополии является установление максимальной фиксированной цены.

Ценовая дискриминация – метод формирования цены на продукцию, который позволяет дополнительно перераспределить излишки потребителей в пользу монополиста. Она означает установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или различным покупателям.

Понятие ценовая дискриминация было введено в экономическую теорию в первой трети ХХ в. Альфредом Пигу. Им же было предложено различать три степени дискриминации.

1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, т. е. цены для всех покупателей различны. В результате кривые и будут совпадать и максимизирующий прибыль монополист установит объем выпуска соответствующий рынку совершенной конкуренции, при этом не возникает потерь в общественном благосостоянии, однако монополист изымает весь излишек потребителя. Простейшим примером абсолютной ценовой дискриминации является покупка товара на рынке без ценника, когда продавец назначает цену индивидуально, в этом случае он может устанавливать различные цены на одни и те же товары в зависимости от внешнего вида и поведения покупателей (если человек хорошо одет, первоначально не интересуется ценой и не торгуется, то продавец, как правило, назначает более высокую цену).

2. Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены продукции одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупки (скидки на объем поставки, накопительные скидки, ценовая дискриминация во времени (кино с утра и в вечернее время), взимание абонентской платы в сочетании с пропорциональной платой количества товара). В этом случае потребители осуществляют самоотбор и встраиваются в структуру цен, предложенную продавцом. Возникает «блочная система цен», она позволяет производителю перераспределить часть излишков потребителей в свою пользу.

Рис. 4.4. Блочная система цен, возникающая в случае ценовой дискриминации второй степени

 

3. Ценовая дискриминация третьей степени заключается в разделении покупателей на группы в соответствии с готовностью платить или эластичностью спроса (например, скидки для студентов и пенсионеров). При этом на рынке образуются сегменты с различными эластичностями спроса и конфигурациями кривых , это означает, что при одинаковом уровне на сегментах буде установлена различная цена. Проведение ценовой дискриминации третьей степени, так же позволяет перераспределить часть излишков и повысить прибыль монополиста.

 

Контрольные вопросы

6. Дайте характеристику основных типов рыночных структур.

7. Чем дифференцированная продукция отличается от однородной?

8. Как в условиях совершенной конкуренции определяется объем производства и цены?

9. Как фирма – монополист устанавливает объем производства и цены на свою продукцию?

10. Как количественно можно измерить степень монопольной власти?

11. Каковы экономические и социальные последствия монополии?

12. Опишите механизм и последствия ценовой дискриминации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.