Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная среда (социальная дифференциация, богатство и бедность), профессиональная деятельность, образцы поведения.






Лекция №1. Первобытность.

 

Исходя из весьма ограниченных данных об эпохе Первобытности, мы имеем возможность рассмотреть только человека разумного (Homo sapiens sapiens), начиная с позднего палеолита (40 тыс. лет назад, хотя есть и другие датировки). Человек уже умеет производить орудия труда, но хозяйственная деятельность ограничена пока только охотой и собирательством. Возникают первые предпосылки для перехода к земледелию.

 

Палеолит

 

1). Природная среда, образ жизни, наличие-отсутствие ресурсов, преобладающий ландшафт, скорость и степень развития общества, открытость или изолированность для влияний.

Окончание ледникового периода позволило человеческим племенам расселяться, при этом основной вектор движения пришелся с юга на север. Начинается постепенное заселение всех материков, люди переходят по ледяным и шельфовым «мостам». Основным пищевым ресурсом в этот период являются крупные травоядные животные (т.н. «мамонтовая фауна»): мамонт, шерстистый носорог, овцебык, большерогий олень, пещерный медведь, дикие лошади, куланы. Говорить о заимствованиях какой-либо культуры рано, человек просто идет вслед за своим основным, необходимым для выживания ресурсом – пищей, что порождает охотничье – кочевой образ жизни. Убили мамонта, сели вокруг всей общиной, съели, пошли дальше, предварительно разобрав шкуру на одеяния, кости на орудия труда и т.д. Стационарного обустроенного жилья не существует, зато имеются шалаши, или переносные подобия юрт из мамонтовых костей и обтянутые мамонтовой же шкурой. Обитать в пещерах люди начнут несколько позже, в более благоприятном климате.

Государство и социальные нормы.

Государства или похожего на него образования на этом уровне развития человечества не возникло, люди живут родами и племенами, где каждое племя по сути своей представляет одну большую семью, ведущую свой род от какого-либо звероподобного или же растительного предка. В некоторых случаях – это несколько групп, объединенных общим предком. (Родоплеменной строй). Отношения людей между собой регламентированы через верования, появляется институт табуирования (система жестких запретов, за нарушение которых полагается смерть, или изгнание, что приравнивается к смерти) и просто обычаи, доставшиеся людям от предков, т.е. с незапамятных времен. Собственно, в силу неразвитости знаний, жизнь почти целиком состоит из обычаев.

Социальная среда (социальная дифференциация, богатство и бедность), профессиональная деятельность, образцы поведения.

Люди выживают, используя естественные средства к существованию, т.е. что найдут и встретят на пути. Воспроизводимы лишь орудия охоты (оружие) и одежда, т.е. шкуры, в которые люди заворачиваются, укрываясь от холода. Образ жизни оседло-кочевой. Мужчина – это добытчик и охотник, женщина – собирательница кореньев и хранительница огня. Труд разделен меж всеми членами семьи по возрастному и половому признаку, нет профессиональной дифференциации. Типичных образцов поведения из

необходимости ровно два – охотник и собирательница (хранительница огня). Ритуалы каждый творит по своему разумению. Уважаются старики, но только до того момента, пока их окончательно не одолеет старость, и они превратятся в обузу племени. В это время появляется обычай убийства стариков или же увода их в лес.

 

4) Пол + девиации, отношения к ним. Семья и тип брака, отношение к детям.

 

Семьи в ее привычном, традиционном понимании не существует. Люди, обитающие вместе, называются семьей лишь по общему предку, половые взаимоотношения можно описать как промискуитет. Институт брака только начинает зарождаться. На первом этапе его развития свойственен матриархат, родство детей определяется лишь по той, которая их родила. Однополые связи являются Табу, так как не приводят к рождению детей. Дети – вообще ценность, в не зависимости от пола и матери. До шести лет потомство воспитывается исключительно женщинами, потом – исключительно мужчинами. Средний срок жизни населения 20 – 30 лет.

В это же время складываются мужские и женские тайные союзы для проведения определенных ритуалов (инициации, первые праздники, похороны, рождение ребенка). Каждому союзу свойственны особый язык общения и кодов, татуировки, боевая и повседневная раскраска, специальные «информативные» костюмы и украшения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.