Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса.






Процессуальные нормы бюджетного права закрепляют порядок получения государством доходов, их распределение между разными бюджетами, порядок использования, обеспечивая выполнения государством и ОМС их задач и функций.

 

Бюджетный процесс – это совокупность действий уполномоченных органов государства и ОМС по поводу составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составление, рассмотрения и утверждения отчета об их исполнении, которые совершаются на основе норм бюджетного права.

 

БК регламентирует, что бюджетный процесс – это регламентированная нормами правовая деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их исполнением и контроль за их исполнением, рассмотрением отчетов об исполнении бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины.

 

Такая деятельность имеет циклический и периодический характер.

Бюджетный цикл, в отличии от бюджетного периода, который равен одному календарному году, составляет промежуток времени от начала формирования бюджета на год до утверждения отчета о его исполнении.

 

Составляющие бюджетного цикла:

· Период формирования бюджета

· Исполнение бюджета

· Льготные бюджетные сроки

· Период отчетности

 

На сегодняшний день бюджетный цикл длится около 2, 5 лет.

 

Традиционно в бюджетном процессе выделяют 5 стадий:

1. Разработка и составление проекта бюджета

2. Рассмотрение проекта бюджета

3. Утверждение проекта бюджета

4. Исполнение бюджета

5. Разработка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Но, ст. 19 БК регламентирует всего 4 стадии, а именно:

1. Составление проектов бюджетов

2. Рассмотрение и принятие закона про Гос.бюджет, решений о местных бюджетах

3. Исполнение бюджетов, в том числе внесение изменений в ЗУ о Гос. Бюдж., и решений о местных бюджетах.

4. Подготовка и рассмотрение отчетов об исполнении бюджетов и принятие решений относительно этого.

 

Во время каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть рассмотрены в другое время.

 

Принципы бюджетного процесса:

· Принципы, присущие всей бюджетной системе в целом:

o принцип единства бюджетной системы,

o принцип сбалансированности,

o принцип полноты

o принцип публичности

o принцип прозрачности

 

· Принципы, присущие лишь бюджетному процесс:

Принцип распределения бюджетных полномочий между органами представительной и исполнительной власти. (формирование и исполнение бюджета- компетенция исполнительных органов, рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением – органы представительной власти.

 

Принцип специализации бюджетных показателей. Он реализуется через бюджетную классификацию, которая в соответствии со ст. 8 БК регламентирует исчерпывающий перечень доходов и расходов бюджета и проявляется в конкретизации доходов по источникам и расходов по целевому использованию.

 

Принцип ежегодности бюджета, т.е. обязательное принятие бюджета каждый год до начала планового периода.

 

Принцип реальности внесения показателей доходов и расходов.

 

Принцип организации финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса.

 

Все стадии бюджета контролируются Счетной палатой, действующей от имени ВРУ и местных органов власти.

 

1. Полномочия участников бюджетного процесса.

 

Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями.(ст. 20 БКУ)

 

Бюджетные полномочия, соответственно, - это права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

 

Участники бюджетных правоотношений:

· ВРУ

· Президент

· Кабинет министров

· Министерство финансов

· Национальный банк

· Местные советы

· Распорядители и получатели бюджетных средств

· Органы государственного финансового контроля.

 

Законодательные органы всех уровней: (ВРУ, ВР АРК, местные советы)

Имеют право рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществляют контроль за исполнением.

 

Полномочия ВРУ:

· Определение бюджетной политики государства

· Принятие постановления об утверждении Основных направлений бюджетной политики государства на будущий бюджетный период.

· Определение полномочий остальных участников бюджетного процесса

· Определение объема бюджетных доходов и расходов Гос.бюджета Украины

· Утверждение показателей социально-экономического развития государства

· Рассмотрение и принятие ЗУ про гос.бюджет и внесение изменений в него.

· Рассмотрение и принятие отчета об исполнении гос.бюджета.

· Контролирует порядок использования средств из резервного фонда бюджета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.