Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторное занятие № 11






Тема занятия: «Сердечно-сосудистая система. Строение сердца».

Цель занятия: Дать конкретное представление о строении четырехкамерного сердца, выяснить значение сердечных клапанов, при изучении строения сердца показать единство формы и функции.

Оборудование: Модель «Топография органов грудной полости»; модель «Сердце человека»; рельефные таблицы: «Кровеносная система», «Сердце» (фронтальный разрез); влажные препараты: «Фронтальный разрез сердца», «Полулунные клапаны», «Клапан сердца двухстворчатый», «Основание желудочков сердца» (вид сверху) и др., таблицы по теме.

 

ХОД РАБОТЫ

1. Внимательно прочитайте на стр. 316 – 324 учебника «Анатомия человека» М.Р. Сапин, Г.Л. Билич; стр. 106 – 117 учебника «Анатомия человека» М. М. Курепина, А. П. Ожигова, А. А. Никитина материал о внешнем строении сердца человека и найдите на влажных препаратах и муляжах морфологические признаки, которые встречаются в тексте.

2. Рассмотрите внешний вид сердца человека. Найдите основание и верхушку.

3. Возьмите модель сердца в руки и поместите его перед собой в таком положении, как оно расположено в грудной полости.

4. Рассмотрите поверхности сердца и найдите границы между предсердиями и желудочками и межжелудочковую перегородку. Какие борозды проходят? Определите правое и левое ушки, в чем заключаются морфологические отличия.

5. Сравните толщину стенок обоих желудочков и предсердий. Как определить правую и левую половину сердца.

6. Определите правое предсердие и найдите сосуды, впадающие в него.

7. Найдите отверстие, соединяющее правое предсердие с правым желудочком. Найдите створки трехстворчатого клапана, сухожильные нити и сосочковые мышцы.

8. Определите, какие сосуды отходят от правого желудочка.

9. Определите левое предсердие и найдите сосуды, впадающие в него.

10. Найдите отверстие, соединяющее левое предсердие с левым желудочком. Найдите створки двухстворчатого клапана, сухожильные нити и сосочковые мышцы.

11. Найдите, какие сосуды отходят от левого желудочка.

12. Найдите оболочки сердца: эпикард, миокард и эндокард.

13. Выясните, какие морфологические и функциональные перестройки происходят в сердце при систематических занятиях физической культурой и спортом.

14. В качестве закрепления на модели и рисунках найдите структуры сердца, указанные ниже:

1) Левый желудочек

2) Правое предсердие

3) Правый желудочек

4) Левое ушко

5) Правое ушко

6) Венечная борозда

7) Эпикард

8) Миокард

9) Эндокард

10) Створки 2-х створчатого клапана

11) Аорта

12) Створки 3-х створчатого клапана

13) Легочная артерия

14) Сухожильные нити

15) Полые вены

16) Сосочковые мышцы

17) Легочные вены

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Какие органы относятся к сердечно-сосудистой системе?

2. Какие сосуды называются артериями, какие венами и капиллярами?

Что является связывающим звеном между артерией и веной? Микроциркуляторное русло (схема-рисунок).

3. В чем заключаются особенности строения стенок артерий, вен и капилляров?

4. Где располагается сердце? С какими органами граничит?

5. Перечислите особенности строения сердца связанные с выполняемой им функцией?

6. Какое строение и функциональное значение имеет эндокард, миокард и эпикард?

7. Какие морфологические и функциональные перестройки происходят в сердце при систематических занятиях физической культурой и спортом.

8. Какое строение имеют клапаны сердца и их функциональное значение.

9. В чем заключается морфологически и функционально стенка желудочка и предсердий, и с чем эти различия связаны?

10. Чем отличается морфологически и функционально левый желудочек сердца от правого?

11. Как происходит питание стенки сердца?

12. Проводящая система сердца, местоположение синусно-предсердного и предсердно-желудочкового узлов. Зарисовать проводящую систему сердца.

13. Как происходит иннервация сердца?

14. Составить схемы-рисунки кровообращения в верхней конечности, голове, грудной полости, брюшной полости и нижней конечности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.