Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10-11






Тема: Сооружения и эксплуатация добывающих скважин. Подводно- технические работы.

 

План: 1. Сооружение и эксплуатация добывающих скважин (нефтяных, газовых) на мелководье, больших глубинах, в арктических условиях.

2. Подводно-технические работы.

 

 

1. Изобретение относится к морскому бурению. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей. Для этого способ включает буксировку и размещение плавучей опорной полой конструкции. При этом баржа входит в опорную конструкцию и обеспечивает бурение. Опорную конструкцию размещают ниже водной поверхности из расчета прохождения над ней баржи, которая имеет понтоны, опорную конструкцию снабжают, по крайней мере, четырьмя расположенными за ее периметром стойками с коническими наконечниками, выступающими из воды, буровую вышку монтируют на барже, которая имеет выносные кронштейны с отверстиями, расстояние между которыми равно соответствующим расстояниям между указанными стойками, баржу ориентируют относительно опорной конструкции посредством совмещения отверстий кронштейнов со стойками и, закачивая воду в понтоны, сажают на опорную конструкцию, после завершения бурения баржу с буровой вышкой поднимают путем откачки воды из понтонов из расчета расцепления кронштейнов со стойками и удаляют за пределы опорной конструкции, над которой располагают другую, с эксплуатационным оборудованием, понтонами и своими выносными кронштейнами с отверстиями, баржу, которую сажают на опорную конструкцию. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

 

 

Изобретение относится к морскому бурению - технологиям и технике бурения нефтегазовых скважин и может быть использовано при эксплутационном бурении на мелководном шельфе (мелководье).

Известна морская платформа, содержащая плавучий корпус, тяговую лебедку, балластные емкости. Для упрощения монтажа платформы на точке бурения в условиях мелководного шельфа корпус выполнен в виде понтона с центральным проемом, балластные емкости подвешены с возможностью поворота относительно продольной оси корпуса (SU 1437479 А1, МПК4 Е 02 В 17/00, 1988).

Технический недостаток подобной платформы: ограниченные функциональные возможности, в частности затруднены бурение куста эксплуатационных скважин и их последующее освоение, поскольку устья скважин сосредоточены в указанном проеме.

Известна также морская полупогружная буровая установка, включающая верхнее строение, два водоизмещающих понтона, соединенных с верхним строением с помощью стабилизирующих колонн. Для установки на дно мелководной акватории она снабжена фланцами, которые жестко присоединены к внешним боковым стенкам понтонов, и съемными направляющими устройствами со сваями, соединенными с фланцами (SU 1675481 А1, МПК5 Е 02 В 17/00, 1991).

Технический недостаток подобных установок: слабая приспособленность для бурения скважин на мелководном шельфе из-за больших габаритов по высоте и расположения устья скважин на дне акватории, которые сложно обойти при передислокации установки.

Известен способ эксплуатационного бурения на мелководье, включающий буксировку и посадку на дно плавучей опорной полой конструкции, на палубе которой монтируют буровую вышку, при этом баржа входит в опорную конструкцию и обеспечивает бурение (GB 2306920 А, МПК6 В 63 В 35/44, Е 02 В 17/02, 1997; RU 2139220 С1, МПК6 те же, 1999).

Технический недостаток данного способа: недостаточно широкие функциональные возможности, поскольку технология ориентирована только для обеспечения буровых работ, а вопросы эксплуатации скважин по существу не рассматриваются, способ может быть реализован при ограниченном диапазоне глубины моря, к примеру при повышенной глубине (20 метров - это также мелководье) опорная конструкция скроется под водой.

Техническая задача: расширение функциональных возможностей за счет обеспечения простыми средствами бурения куста скважин, его обустройства и эксплуатации при сравнительно широком диапазоне глубины мелководного шельфа.

Согласно изобретению опорную конструкцию размещают ниже водной поверхности из расчета прохождения над ней баржи, которая имеет понтоны, опорную конструкцию снабжают по крайней мере четырьмя расположенными за ее периметром стойками с коническими наконечниками, выступающими из воды, буровую вышку монтируют на барже, которая имеет выносные кронштейны с отверстиями, расстояние между которыми равно соответствующим расстояниям между указанными стойками, баржу ориентируют относительно опорной конструкции посредством совмещения отверстий кронштейнов со стойками и, закачивая воду в понтоны, сажают на опорную конструкцию, после завершения бурения баржу с буровой вышкой поднимают за счет откачки воды из понтонов из расчета расцепления кронштейнов со стойками и удаляют за пределы опорной конструкции, над которой располагают другую, с эксплуатационным оборудованием, понтонами и своими выносными кронштейнами с отверстиями, баржу, которую сажают на опорную конструкцию. Последнюю размещают ниже или на уровне дна, а также выше дна - посредством вертикальных колонн; буровую вышку монтируют на барже с возможностью дискретного смещения на расстояния, кратные расстояниям между устьями скважин.

Способ эксплуатационного бурения на мелководье реализуют следующим образом.

В зависимости от глубины акватории опорную конструкцию 1 буксируют и размещают ниже дна (фиг.1), на уровне дна (не показано) или выше дна (фиг.2). Опорная конструкция является сравнительно простой и включает полое основание 2 - с продольным проемом 3 (фиг.3). По коротким сторонам основания закреплены поперечные балки 4, снабженные по крайней мере четырьмя расположенными за пределами периметра опорной конструкции стойками 5 с коническими наконечниками 6. Нижняя часть стоек имеет опоры 7, которые, как правило, бетонируют ниже морского дна. При расположении опорной конструкции выше дна (фиг.2) продолжением стоек 5 являются колонны 8 с опорами 9 на концах, которые также бетонируют ниже морского дна. Все модификации опорных конструкций размещают в акватории таким образом, что вне зависимости от глубины h, основание 2 располагается на одинаковом расстоянии по отношению к водной поверхности, а стойки 5 с коническими наконечниками 6 выступают из воды на один размер.

Специальная баржа 10 снабжена двумя водоизмещающими понтонами 11 (фиг.4, 5), на которых посредством коротких колонн размещен корпус 12 баржи с буровой вышкой 13. Баржа имеет выносные кронштейны 14 с отверстиями (фиг.5, 6), расстояние l и l1 между которыми равно соответствующим расстояниям между указанными стойками 5. Опорную конструкцию 1 размещают из расчета прохождения над ней баржи 10 (просадка понтонов 11 при буксировке баржи составляет всего 0, 8...1, 2 м), при этом корпус 12 свободно проходит между стойками 5, а выносные кронштейны 14 баржи располагаются выше стоек (фиг.4). Баржу 10 ориентируют относительно опорной конструкции 1 посредством совмещения отверстий кронштейнов 14 со стойками 5. Закачивая воду в понтоны 11, баржу сажают на опорную конструкцию - ее основание 2 и поперечные балки 4. Посадке баржи на опорную конструкцию способствуют конические наконечники 6 на стойках, которые несколько разворачивают корпус 12 баржи, окончательно совмещая отверстия в выносных кронштейнах 14 со стойками.

После этого опорная конструкция 1 и баржа 10 с буровой вышкой 13 образуют единое морское нефтегазовое сооружение, отгоризонтированное за счет установки и бетонирования опор 7 или 9, при этом корпус 12 баржи неизменно располагается выше водной поверхности (фиг.6). Это обеспечивает прохождение морских волн под корпусом, при этом возможно бурение скважин при наличии ограниченного ледового покрытия, как это имеет место в Северном Каспии. Бурильные колонны от буровой вышки 13 поочередно проходят через продольный проем 3 основания 2 (фиг.3, 5). Эксплуатационное бурение предусматривает строительство и обустройство куста скважин. Кроме известных технических приемов, когда из одного устья бурят несколько наклонно направленных скважин, производят монтаж на барже 10 буровой вышки 13 с возможностью ее дискретного смещения (фиг.6) на расстояния, кратные расстояниям между устьями скважин. Это позволяет бурить дополнительное количество наклонно направленных скважин. Для удобства колонные головки и соответствующую арматуру на устьях скважин располагают выше основания 2 - между понтонами 11 баржи.

После завершения бурения, первичного обустройства и опробования куста скважин баржу 10 с буровой вышкой 13 поднимают путем откачки воды из понтонов 11 из расчета расцепления кронштейнов 14 со стойками 5. Далее баржу удаляют посредством буксировки за пределы опорной конструкции 1 и используют по назначению с другой предварительно подготовленной опорной конструкцией. Вместо удаленной баржи располагают другую баржу 15 (фиг.7) - с эксплуатационным оборудованием (размещено внутри корпуса 16), понтонами 17 и своими кронштейнами 18 с отверстиями, но без буровой вышки. Баржи 10 и 15 максимально унифицированы между собой. Баржу 15 аналогичным образом сажают на опорную конструкцию 1 с колонными (устьевыми) головками пробуренных скважин, количество которых может достигать 100 (с учетом отвода наклонно направленных скважин от ограниченного числа устьев). Завершив с помощью оборудования баржи 15 соответствующую обвязку, приступают к эксплуатации куста скважин в основном фонтанным способом. Предусматриваются технологические скважины для закачки в пласт воды и других ингредиентов. Сформированному указанным способом морскому стационарному сооружению могут придаваться средства для первичной очистки нефти, емкости для хранения определенного количества флюидов и т.п. Основной объем добытого углеводородного сырья отбирают из сооружения с помощью специально проложенного подводного трубопровода.

В итоге разработан эффективный способ, учитывающий специфику эксплуатационного бурения на мелководном шельфе:

1) опорная конструкция может размещаться ниже дна, на уровне дна и выше дна акватории, горизонтируется и своими опорами бетонируется ниже дна, в любой модификации основание конструкции располагается на одинаковом расстоянии относительно водной поверхности, а стойки выступают из воды на один размер;

2) это обеспечивает простую и стабильную посадку на опорную конструкцию (без какого-либо крепления) последовательно двух типов специальных барж - с буровой вышкой и с эксплуатационным оборудованием, при этом формируется морское нефтегазовое сооружение соответственно для бурения и эксплуатации куста скважин;

3) обе баржи максимально унифицированы между собой, имеют просадку на воде (при буксировке) не более 1, 2 м, один тип баржи (с буровой вышкой) относится к средствам многоразового использования, другой тип (с эксплуатационным оборудованием) приписывается к опорной конструкции с устьевыми головками пробуренных скважин, обе баржи практически не подвержены воздействию морских волн;

4) во втором варианте формируется стационарное морское сооружение,

на котором созданы условия для размещения оборудования, его эксплуатации и обслуживания в закрытом корпусе в любое время года.

Все это расширяет функциональные возможности комплекса сооружений и оборудования и обеспечивает простыми средствами бурение куста скважин, его обустройство и эксплуатацию при сравнительно широком диапазоне глубины мелководного шельфа.

 

До глубины 60 80 м используют главным образом однофункциональные платформы: с добывающими скважинами или технологическим оборудованием (для сбора и подготовки продукции), энергетическими объектами, компрессорными станциями, жилыми помещениями и др. Глубоководные стационарные платформы (глубина свыше 80 м), как правило, являются многофункциональными, причём платформа может являться самостоятельным нефтегазопромыслом. Количество платформ определяется объёмом дренирования и равняется обычно 2 4. Верхние строения платформы для удобства монтажа выполняют в виде крупных блок-модулей, например добычные блок- модули (содержат фонтанную арматуру с системой управления, а также комплексы оборудования для сбора продукции скважин и выполнения различных технологических операций), блок-модули подготовки продукции скважин для транспортировки её на берег и подготовки воды для закачки в пласт; кроме того, в состав строений входят энергетический блок-модуль, жилой модуль с расположенной на нём вертолётной площадкой, буровая вышка для капитального и текущего ремонта скважин, причальные сооружения и крановое оборудование, вышки или мачты и др. Реже применяются стационарные платформы гравитационного типа, которые оснащаются оборудованием на берегу в процессе строительства, а затем транспортируются по морю и устанавливаются на заранее подготовленную площадку на морском дне (использование гравитационных платформ ограничивается прочностью грунтов морского дна). В основании такой платформы располагаются ёмкости, которые при транспортировке обеспечивают плавучесть сооружения, а при эксплуатации применяются в качестве.

Стоимость обустройства глубоководных МНП велика, например стоимость обустройства месторождений Статфьорд в норвежском секторе Северного моря, где на глубине 145 м установлены три железобетонные стационарные платформы гравитационного типа, свыше 6 млрд долл. Типовая структура затрат (в %) на обустройство глубоководных месторождений (английский сектор Северного моря, глубиной от 70 до 160 м): опорные части стационарных платформ – 20, верхние строения с оборудованием – 38, танкерные причалы – 1, подводные трубопроводы – 9, береговые сборные пункты – 15, бурение эксплуатационных скважин – 17. На МНП, обустроенных стационарными платформами, в качестве вспомогательных применяются скважины подводного заканчивания (СПЗ) для дренирования периферийных участков месторождения, находящихся вне досягаемости наклонных скважин для разработки нефтяных оторочек, ввода в эксплуатацию разведочных скважин, и контурного и внутриконтурного заводнения и др. При глубине моря свыше 60 м весь фонд скважин МНП составляют СПЗ, а нефтегазопромысловое оборудование размещается на плавучих установках (переоборудованных полупогружных буровых платформах, танкерах). Наиболее простая схема (система ускоренного обустройства) состоит из 1 2 СПЗ, которые соединены при помощи водоотделяющей колонны через плавучий точечный танкерный причал или непосредственно с переоборудованным танкером, снабжённым блоком подготовки нефти и факелом для сжигания попутного газа. Система применяется для опытно-промышленной эксплуатации месторождений или для ускоренного ввода в эксплуатацию отдельных участков вновь открытых крупных месторождений, а также для разработки мелких месторождений, освоение которых другими способами нерентабельно.

Существуют различные схемы СПЗ.

Например, при " сухом" заканчивании подводных скважин используют применяемую на суше скважинную головку 4 (рис. 17.4), заключенную в погружную стальную камеру 3, в которой поддерживают атмосферное давление. При эксплуатации скважины камера заполнена азотом; при работах по обслуживанию или ремонту устьевого оборудования в нее через шланг подают воздух от спущенной с надводного судна капсулы 1, в которой находится бригада из трех- четырех человек. Капсулу устанавливают на соединительной юбке 2 камеры и сообщают с последней через открытый люк 5. Такая система применяется также для соединения напорных трубопроводов отдельных скважин с центральным подводным пунктом сбора нефти. При этом все необходимые операции проводят без участия водолазов.


Рис. 17.4. Схема " сухого" заканчивания морской скважины

Перспективы освоения глубоководных месторождений углеводородов (до глубины 600 900 м) связаны с использованием платформ на натяжных опорах (ПНО), которые крепятся к забитым в дно моря сваям при помощи пучков труб (цепей или тросов), а также других плавучих носителей нефтепромыслового оборудования (весь фонд скважин представлен СПЗ). В этом случае, в отличие от стационарных гидротехнических сооружений, стоимость обустройства морского месторождения почти не зависит от глубины моря, сейсмостойкость сооружения повышается, а кроме того, предоставляется возможность в короткие сроки ввести МНП в эксплуатацию, так как фонд СПЗ может быть заранее пробурен с буровых платформ; произвести быструю смену промыслового оборудования, например при переходе от фонтанного к газлифтному способу добычи; переместить ПНО с одного месторождения на другое, расположенное на иной глубине моря; осуществлять сезонную разработку месторождений, расположенных в районах с неблагоприятными гидрометеорологическими условиями, например в морях, где в определенные сезоны существует вероятность появления айсбергов, ледовых полей и др.; произвести заблаговременную эвакуацию МНП при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Для добычи газа с морских месторождений перспективным является создание плавучих заводов по производству сжиженного природного газа (с последующей транспортировкой его на берег специальными танкерами). Освоение арктических и антарктических месторождений углеводородов связано с созданием МНП на базе различных конструкций ледостойких стационарных платформ, а также полностью подводных МНП (всё оборудование размещается на дне моря) или " шахтно-топливного" МНП (устья скважин и нефтепромысловое оборудование устанавливаются в тоннелях, проложенных под дном моря).

Для обеспечения безопасности мореплавания, рыболовства и охраны природной среды после завершения разработки морского месторождения углеводородов выполняют работы по его ликвидации, которые включают ликвидацию фонда скважин, демонтаж всех надводных и подводных сооружений и оборудования, а также очистку морского дна в районе МНП. В ряде стран (Великобритания, Норвегия) ликвидация МНП регламентирована специальным законодательством.

Морская стационарная платформа (МСП) – морское нефтегазо-промысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа. В среднем эксплуатационный период МСП на месторождении составляет 25 лет.

Все установки (платформы) для морского бурения подразделяются на три основные категории: стационарные – постоянные основания, эстакады, искусственные острова; полустационарные – плавучие (самоподнимающиеся) буровые установки; подвижные – буровые суда, баржи и другие плавучие устройства (полупогружные установки).

Состав гидротехнических сооружений для освоения шельфа находится в непрерывном развитии. Это связано с освоением новых районов, выходом на более глубоководные участки и с появлением новых технических решений. Стационарные сооружения представляют собой наиболее развивающуюся и многочисленную группу гидротехнических сооружений для освоения шельфа. Они используются главным образом для долговременной эксплуатации - бурения скважин, добычи, переработки и хранения нефти и газа.

Суровые природные условия морских районов Севера и Арк­тики требуют принци­пиально новых технических решений по освоению нефтяных и газовых месторождений этих районов, а также высокая стоимость самих объектов и проектных решений.

Главная проблема при создании сооружений для освоения нефтегазопромысловых шельфов заключается в том, что с увеличением глубины водоема значительно, в несколько раз, увеличивается стоимость таких сооружений. Поэтому главная задача для проектанта найти оптимальное соотношение таких показателей как надежность и экономичность технических средств для эксплуатации морских стационарных платформ (МСП) в районах со сложными ледовыми условиями.

Следовательно, выделим основные факторы для проектирования МСП в ледовых условиях:

- эксплуатация месторождения должна вестись круглогодично;

- долговечность (срок эксплуатации сооружения на месторождении 20-30 лет);

- многообразие природных условий различных арктических районов требует принятия от­дельных технических решений для каждого случая.

Круглогодичное производство работ по добыче нефти и газа и бурению сква­жин обусловливает необходимость в создании таких МСП, которые были бы надежными в работе при различных изменениях условий окружающей среды, в особенности в ледовой обстановке.

Отсюда можно сделать вывод о том, что при проектировании МСП предназначенных для работы в северных районах основной величиной воздействия на конструкцию является действие горизон­тальных сил движущегося льда. Среднее давление ветра на конструкцию принимают равным приблизительно 2 кПа, волн - от 96 до 144 кПа, ледовая нагрузка составляет 2, 88 МПа и более.

В связи с преобладанием величины ледовой нагрузки по отношению к другим (волновая и ветровая) предпочтительным типом МСП для таких районов являются моноопорные сооружения (т.е. те платформы, у которых одна массивная опора, их также называют моноподами), которые лучше противостоят надвигающемся ледовым полям [2, 7].

Все сооружения по способу сопротивления давлению льда можно условно отнести к одному из трех классов:

- установленные на морское дно и снабженные массивной опорной частью (фунда­ментом), на которую воздействует ледовая нагрузка;

- плавучие платформы, давление льда в которых воспринимает корпус платформы и натяжные устройства или якорная система;

- сооружения островного типа, устойчивость которых обеспечи­вается насыпью песка или гравия.

На рисунке 1 приводятся схемы разных типов конструкций сооружений предназначенных для эксплуатации в различных ледовых условиях.

В умеренной субарктической ледовой зоне применяют метал­лические стационар­ные платформы типа монопод 2 на (рис. 1, вар. 2), которые крепятся к морскому дну сваями. Плавучие платформы не рассчитаны на значительную ледо­вую нагрузку, но при разведочном бурении и добыче в глубоких водах они находят применение (рис. 1, вар. 4).

Сооружения островного типа нашли свое применение в мелководных аква­ториях арктического шельфа и в основном пред­назначены для проведения разведочного бурения, однако удаление волновой защиты с острова (например, мешков с песком) приведет к его разрушению (под воздействием волн остров практически исчезает). С увели­чением глубины моря объем насыпного материала при неизменном угле откоса возрастает почти в кубической зависимости. Поэтому строительство островных со­оружений много­разового использования позволяет значительно экономить строительный материал.

 

Рисунок 1 - Схемы конструкций сооружений для эксплуатации в различных ледовых условиях

1 - гравитационное основание башенного типа с коническим неподвижным ледоломом; 2 - свайное основание с одной опорой и монолитным фундаментом; 3 - конструкция основания с развитой опорной частью; 4 - плавучее основание с якорной системой, полупогружное с противоледовой защитой; 5 - полупогружное основание с ледорезом; 6 - насыпное гравийное основание; 7 - гравитационное основание с оградительным кольцом; 8 - основание многоразового использования, островного типа, из стальных кольцевых кессонов.

В настоящее время предпоч­тение отдается кессонным конструкциям сооружений островного типа. В качестве кессонов могут использоваться бетонные блоки, стальные кольцевые конструкции с жесткой платформой или без нее. Для более глубоких вод име­ются проекты из отдельных кольцевых кессонов (рис. 1, вар. 8). Например, компанией «Эксон» разработана конструкция бетонного кони­ческого сооружения для глубин моря 18 - 36 м. Сооружение предназначено для работы в монолитных торосах с толщиной подводной части 23 м и надвод­ной - 7 м. Подводные льдины, надвигаясь на сооружение, движутся вверх по кони­ческой поверхности и ломаются. В целях применения этих конструкций на более глубо­ких акваториях компания «Эксон» предложила донную конструкцию, которая служит опорой конического сооружения, что дает возможность применить его на глубинах до 60 м.

Также предложена конструкция стационарной гравитационной бе­тонной платформы с кольцевым отбойным уст­ройством с целью защиты от воздействия айсбергов (рис. 1, вар. 7). Предполагается, что в случае столк­новения айсберга с платформой кольцевое отбойное устройство должно горизонтально переместиться по неподвижному основанию и кинетическая энергия должна быть поглощена за счет силы тре­ния, возникшей между платформой и отбойным устройством (коэффициент трения 0, 55). Предполагается что после удара устройство дебалластируется, возвращается в исходное положение с помо­щью лебедок и вновь заполняется балластом. Сдвиг устройства, по мнению разработчиков, произойдет только после столкновения конструкции с айсбергом массой от 10 - 50 млн. т. Если устройство столкнется с айсбергом массой менее 10 млн. т, то устройство не сдвинется с места и погашение кинетической энер­гии произойдет за счет разрушения от соприкосновения его с острыми углами на по­верхности устройства. Предполагается что, в обоих случаях устройство должно погасить большие динамические на­грузки при столкновении с айсбергом и защитить платформу от разру­шения.

 

1. Степени и способы равнения подводных оснований гидротехнических сооружений.

Степень ровнения — грубое (Г), тщательное (Т), весьма тщательное (ВТ) —применяют в зависимости от класса и конструкции сооружения; для берм постелей набережных, оградительных сооружений, призм под фильтры — грубое ровнение с допускаемым отклонением ровняемой поверхности в пределах 200 мм в одну и другую стороны, берм и откосов постелей для покрытия защитными массивами — тщательное ровнение с отклонениями по 80 мм, постелей под массивовую кладку, массивы-гиганты, конструкции уголкового типа и оболочки большого диаметра — весьма тщательное ровнение с допусками по 30 мм.

Небольшие объемы ровнения выполняют обычно водолазы вручную: грубое — один водолаз с замером отметок футштоком, тщательное и весьма тщательное — два водолаза с помощью направляющих шаблонов и двигающейся по ним ровняющей рейки.

Для подачи щебня на выравниваемый верхний слой каменной отсыпки используют специальное устройство, состоящее из смонтированного на барже бункера для щебня и отводного шланга. Конец шланга к месту насыпки щебня направляет водолаз, который отдает команды на поверхность о подаче щебня или о ее прекращении.

При значительных объемах планировочных работ применяют механизированный способ ровнения с помощью специальных планировщиков. Такой способ позволяет более чем в 3 раза повысить производительность труда и сократить сроки выполнения работ.

Уплотняют постели обычно путем их долгого выдерживания без нагрузки, способом статической огрузки и виброуплотнением.

 

Способы подводного бетонирования.

При подборе состава такого бетона его прочность по сравнению с обычными условиями назначают на 15—20 % выше проектной.

Укладывание бетонной смеси непосредственно в воду не дает желаемого результата вследствие расслаивания бетонной массы и вымывания из нее вяжущего. Поэтому смесь нужно подавать непрерывно на весь объем бетонирования в заранее установленную водолазами опалубку, исключающую или значительно снижающую контакт бетонной массы с окружающей средой (водой).

Подводное бетонирование конструкций выполняют следующими основными способами: с помощью бадей и самораскрывающихся ящиков (кюбелей), укладкой в мешках, отвалом бетонной смеси от берега с ее втрамбовыванием, с помощью вертикально перемещаемой трубы (ВПТ), восходящим раствором (ВР), инъецированием.

Бетонирование с помощью 6адей и кюбелей применяют практически на любой глубине; при возведении конструкций, работающих на вертикальную нагрузку и имеющих прочный, надежны» внешний контур (днищ опускных колодцев, мостовых опор, колонн оболочек, блоков основания сооружения, вырубленных в трещинова той скальной породе и т. д.

Достоинства этого способа — относительно низкая себестоимость работ, возможность применения тех же технических средств для транспортирования и укладывания смеси, что и на поверхности Недостатки: частичное вымывание вяжущего в момент раскрытия затворов и рыхловатость поверхностного слоя, необходимость постоянного водолазного контроля при отсутствии видимости.

Укладывание бетонной смеси в мешках применяют при ремонтных работах, выравнивании скального основания сооружения, устройстве подводного ограждения (типа опалубки) для последующего бетонирования, в аварийных случаях. Глубина укладывания практически не ограничена.

Мешки шьют из прочной ткани или водонепроницаемого материала (полиэтилена, нейлона) вместимостью 20—30 и 2—7 л. Их заполняют бетонной смесью с осадкой конуса 5—7 см и подают под воду. Водолазы укладывают мешки вручную с перевязкой горизонтальных и вертикальных швов. В целях предотвращения сдвигов смежные ряды мешков прошивают металлическими стержнями диаметром 10—12 мм.

Отвал бетонной смеси с втрамбовыванием применяют при бетонировании неармированных конструкций или отдельных их элементов (подводного основания на каменистом прибрежном участке, ростверков, а также при ремонтных работах на мелководье) на защищенных от течения и волнения акваториях глубиной до 1, 5 м. Бетонирование начинают либо непосредственно с берега, либо с искусственно созданного бетонного островка.

Бетонирование способом ВПТ применяют при укладывании бетонных смесей на глубине 1—50 м и толщине слоя не менее 1 м для любых конструкций.

В целях получения более плотных бетонов на трубе устанавливают вибратор, позволяющий уменьшить водоцементное отношение и получить качественный бетон с меньшим расходом цемента.

Бетонирование способом ВР выполняют в два этапа: укладывание в опалубку крупного заполнителя (камня или щебня); нагнетание в уложенный заполнитель по трубам под давлением растворной части. При использовании крупного каменного заполнителя работы могут вестись на глубине до 20 м, а щебня — до 50 м. Для получения более плотной структуры уложенного бетона на подающие раствор трубы могут быть установлены вибраторы.

Способы ВР и ВПТ имеют некоторое сходство, но первый значительно проще и позволяет полностью механизировать весь процесс.

К инъекционным способам бетонирования, созданным на основе способа ВР, относятся «Колькрет», ВНИИГ (наиболее распространены последние два).

Способ «Колькрет» заключается в заполнении пустот в ранее уложенном под воду щебеночном заполнителе приготовленной в специальных смесителях растворной смесью «Кольгру».

«Кольгру» укладывают тремя способами: нагнетанием на поверхность уложенного крупного заполнителя в блоке и омоноличиванием его при стекании раствора с постепенным вытеснением воды из блока; заполнением раствором блока бетонирования с последующим втапливанием в нее крупного заполнителя; нагнетанием способом ВР через инъекционные трубы, установленные в блоке с крупным заполнителем.

Способ ВНИИГ заключается в инъецировании растворонасосом через вертикальные или горизонтальные перфорированные трубы раствора в блок бетонирования с крупным заполнителем. После окончания инъецирования на трубы устанавливают вибраторы, уплотняющие уложенную смесь.

Инъекционные способы широко применяют при ремонте подводных частей сооружений и заделке стыков между секциями, блоками, массивами строящихся сооружений.

 

Способы подводной сварки и резки металла.

В связи с особенностями окружающей среды, плохой видимостью, ограниченностью движений, слабой устойчивостью водолаза технология подводных сварки и резки значительно отличается от надводной.

 

Подводная сварка. Сварку под водой выполняют только электродуговым способом (ручным или полуавтоматическим) с использованием плавящихся электродов.

Основной принцип подводной электросварки — способность дугового разряда устойчиво гореть в парогазовом пузыре, предохраняющем разряд от контакта с окружающей средой — водой. Парогазовый пузырь образуется в результате испарения и разложения воды, продуктов сгорания свариваемого металла и электрода.

Сварка возможна как в пресной, так и в морской воде. Основным недостатком подводной сварки является то, что металл в районе сварочного шва резко охлаждается под действием окружающей воды и закаляется, снижая пластичность и ударную вязкость стали, увеличивая ее пористость и хрупкость.

Широко используют так называемый «сухой», наиболее качественный способ подводной сварки. Он заключается в проведении сварочных работ в искусственной (в среде инертных газов) или естественной атмосфере, создаваемой внутри специальных кессонов или камер, из которых после их установки на месте работ и проведения соответствующих мероприятий по уплотнению прилегающих контуров откачивают или выдавливают воду. В этом случае сварку производят обычным электродом.

 

Подводная резка. Кроме механического и взрывного (с помощью кумулятивных зарядов) способов, резка может осуществляться тепловыми способами (бензо- и электрокислородным, электродуговым, плазменно-дуговым).

Бензокислородная резка чугуна и стали под водой мало отличается от надводной, за исключением увеличенного расхода газа и бензина (за счет охлаждающего воздействия среды) при повышенном давлении. Процесс подводной резки происходит в результате нагрева металла при сгорании распыленного бензина в газовом защитном пузыре и подаче к месту реза струи кислорода, который, вступая в химическую реакцию с расплавом металла, превращает его в газообразное вещество и твердое химическое соединение (т. е. сжигает). Окалину и шлаки удаляют из реза напором струи газа. Такой способ применяют для резки металла толщиной до 100 мм и пакетов толщиной до 90 мм за один проход на глубине до 40 м. На глубине 7—8 м для разделки металла толщиной до 500 мм можно применять газовую резку.

Электдокислородная резка (наиболее распространенная) происходит вследствие разогрева металла до температуры его плавления специальным трубчатым электродом с подачей к месту реза струи кислорода под высоким давлением, в которой металл сгорает.

Электродуговая резка малопроизводительна, ее применяют в основном для разделки чугуна, меди, алюминия и других металлов, не поддающихся электрокислородной резке.

При плазменно-дуговой резке пропускается газ (аргон, азот, водород), который увеличивает степень ионизации дуги. Благодаря узкому выходному соплу для истекания плазмы и высокой плотности тока в месте реза можно создавать очень высокие температуры, что дает возможность производить резку любых металлов с большой скоростью.

 

 

Глоссарий:

1)Баржа - плоскодонное судно, оснащённое или не оснащённое двигателем, которое используется для перевозки грузов по воде.

2) Морская стационарная платформа - морское нефтегазо-промысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа.

3) Электдокислородная резка - разогрев металла до температуры его плавления специальным трубчатым электродом с подачей к месту реза струи кислорода под высоким давлением.

4) Бензокислородная резка - процесс подводной резки происходит в результате нагрева металла при сгорании распыленного бензина в газовом защитном пузыре и подаче к месту реза струи кислорода, который, вступая в химическую реакцию с расплавом металла, превращает его в газообразное вещество и твердое химическое соединение (т. е. сжигает).

 

 

Контрольные вопросы:

1)

 

 

Лекция 14-15

Тема: Охрана труда и недр, окружающей среды, техника безопасности при разработке морских месторождений.

Цель: изучить основные аспекты охраны окружающей среды и техники безопасности при разработке морских месторождений и на суше.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, требования к обслуживающему персоналу, нефтяные разливы, блок-модуль, взрывоопасная зона, персонал, нефтяные операции, морские нефтегазовые сооружения.

Основные вопросы и содержание:

1.Охрана труда и недр, окружающей среды на нефтегазоконденсатных морских объектах и на суше.

2.Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу (ИТР, рабочие и др.), занятому на разработки месторождений континентального шельфа, и к ведению работ по эксплуатации и ремонту морских нефтегазопромысловых объектов.

3.Безопасность морских работ и мореплавания.

4. Мероприятия по ликвидации аварий и разливов нефти (технология и разливов нефти).

 

1. Охрана и рациональное использование природных ресурсов составляют важнейшую народнохозяйственную задачу, неотъемлемую часть социальной политики, направленной на обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских людей.

Охрана недр и окружающей среды в современных условиях — это обеспечение научно обоснованного, рационального использования земной коры и содержащихся в ней полезных ископаемых, наибольшей технически возможной и экономически целесообразной полноты извлечения их из недр, комплексного использования месторождений и добытого минерального сырья на всех стадиях его переработки; это рациональное использование минеральных ресурсов в народном хозяйстве и утилизация отходов производства, исключающие неоправданные потери минерального сырья и топлива, а также отрицательное воздействие на окружающую природу.

Основная задача мероприятий по охране недр в нефтегазодобывающей отрасли— обеспечение эффективной разработки нефтяных и газовых месторождений в целях достижения максимального извлечения запасов нефти и газа, а также других сопутствующих полезных ископаемых при минимальных затратах.

утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, где зафиксированы юридические нормы и положения, регламентирующие общественные отношения в области использования полезных ископаемых и охраны недр.

Контроль за соблюдением законодательства по охране недр и комплексностью использования природных ресурсов осуществляет Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортех-надзор СССР).

Типовым Положением о ведомственной геологической службе на геологические службы министерств возложен ведомственный контроль за выполнением требований к порядку использования недр и охране окружающей среды.

К числу основных требований, безусловное выполнение которых, опираясь на Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, должны обеспечивать геологические (геолого-промысловые) службы, относятся [9]: полное и комплексное изучение недр; соблюдение установленного порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и от других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей; предотвращение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок и буровых скважин, а также подземных сооружений; предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.

 

 

2. Служба охраны окружающей среды на нефтедобывающих предприятиях создается с целью организации природо-охранной деятельности предприятий и всех его подразделений. На нее возлагается ответственность за обеспечение осуществления мероприятий по охране окружающей среды, регламентированных соответствующими нормативными актами. В своей работе служба руководствуется принципами управления охраной окружающей среды, в основе которых лежат целевой и комплексный подходы к проблеме.

Природоохранная деятельность предприятий строится с учетом единства цели и основных интересов охраны окружающей среды на всех уровнях хозяйствования от предприятия до народного хозяйства в целом. Основной целью природоохранной деятельности нефтегазодобывающих объединений и входящих в его состав предприятий и организаций является снижение отрицательного воздействия производственных процессов на. окружающую среду. Следовательно, основной задачей служб по охране окружающей среды является организация работ по снижению отрицательного воздействия предприятий на окружающую среду региона.

Охрана окружающей природной среды охватывает целый комплекс технических, технологических, организационных и экономических мероприятий, осуществляемых с одной целью — снижения воздействия производственных процессов на окружающую среду. Отсюда возникает необходимость разработки подхода к организации управления этой сферой деятельности предприятий.

Принцип комплексности в управлении охраной окружающей среды предполагает учет всех сторон природоохранной деятельности, включая вопросы определения окружающей среды в процессе производства, источников и масштабов загрязнения оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением среды, внедрения природоохранных мероприятий и определения их экономической эффективности, общей оценки природоохранной деятельности предприятий, разработки эффективных путей снижения отрицательного воздействия производственных процессов на окружающую среду. Определение путей повышения природоохранной деятельности нефтегазодобывающих объединений и его предприятий предполагает не только разработку и внедрение наиболее эффективных мероприятий, но и совершенствование нормирования и планирования затрат на охрану среды, совершенствование системы экономического стимулирования внедрения мероприятий, улучшение организации работ и материально-технического снабжения, повышение роли моральных стимулов, улучшение пропаганды и т.д.

Одним из важнейших принципов управления природоохранной деятельностью предприятий является учет специфики воздействия отрасли на окружающую среду.Основная специфика нефтедобывающей промышленности состоит в территориальной разбросанности промысловых объектов, большой протяженности нефтепроводов и водоводов, токсичности и экологической опасности применяемых материалов и химреагентов, нефтепромысловых сточных вод и отходов производства для окружающей среды, водоемкости технологических процессов и потреблении большого количества пресной воды. Это усиливает опасностьзагрязнения водоемов, земель и воздушного бассейна на значительных территориях и нанесения ущерба большому числу предприятий и хозяйств, расположенных на территории нефтедобывающего района. Поэтому охрана окружающей среды выдвигается в число основных производственных задач коллективов предприятий.

Важным принципом управления охраной окружающей среды является народнохозяйственный, государственный подход к проблеме. Суть народнохозяйственного подхода состоит прежде всего в том, что деятельность предприятий должна быть оценена с точки зрения того ущерба, который причиняется различным отраслям народного хозяйства загрязнением окружающей среды данным предприятием. Кроме того, при расчетах экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды необходимо учитывать народнохозяйственный эффект от предотвращения загрязнения. Мероприятия, осуществляемые нефтяными предприятиями, несмотря на большие затраты по их внедрению, являются эффективными с точки зрения народнохозяйственных интересов. Такой подход позволит преодолеть субъективную преграду на пути внедрения природоохранных мероприятий, выражающуюся в отношении к затратам на охрану окружающей среды со стороны производственников как к неэффективным, снижающим рентабельность собственного производства.

Для координации природоохранной деятельности всех предприятий и организаций, входящих в состав нефтегазодобывающего объединения, функционирует специальный отдел охраны окружающей среды в аппарате управления производственного объединения согласно существующему " Типовому положению об отделе охраны окружающей, среды и недр производственного предприятия".

Согласно типовому положению, отдел подчиняется генеральному директору или главному инженеру предприятия. Основной функцией отдела является руководство подразделениями службы охраны окружающей среды предприятий и организаций и ведомственный контроль за их деятельностью. На отдел возлагается ответственность за разработку и осуществление мероприятий, направленных на уменьшение вредного воздействия производственной деятельности предприятия на окружающую среду, за технически правильное и перспективное развитие предприятий и организаций в вопросах охраны окружающей среды.

В соответствии с основными задачами по охране и рациональному использованию природных ресурсов на отдел охраны окружающей среды производственного предприятия возлагаются следующие функции:

1. Разработка и представление в установленном порядке в вышестоящую организацию, координирующим организациям сводных проектов комплексных программ, перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов по производственному предприятию и контроль за выполнением этих планов и программ.

2. Разработка и согласование с природоохранными органами, а также с Государственным санитарным надзором, Государственной инспекцией рыбоохраны, Государственной инспекцией по регулированию использования и охране вод и Государственной инспекцией по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок в установленном порядке сводных комплексных программ, перспективных и годовых планов внедрения достижений науки и техники по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов производственного предприятия и контроль за осуществлением этих программ и планов.

3. Определение соответствия техники и технологии, применяемой в производственном предприятии, современному уровню развития науки и техники в части требований охраны природы и рационального использования ресурсов.

4. Согласование заказов, технических заданий и условий на создание и внедрение новых технологических процессов, технических средств в части охраны природы, в том числе и технологических процессов, заимствованных из других отраслей и закупаемых за рубежом,

5. Участие в создании и внедрении новых технологических процессов, технических средств и организации оснащения источников загрязнения очистными сооружениями, обеспечивающими снижение выбросов вредных веществ в водоемы, атмосферу и в почву до нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) или временно согласованных выбросов (сбросов). Осуществление контроля за эксплуатацией этих сооружений.

6. Рассмотрение проектной документации и выдача заключений в части соблюдения правил охраны природы и рационального использования природных ресурсов, включая:

проекты новых технологических процессов, технических средств, препаратов;

проекты реконструкции технологических процессов, технических средств, в том числе на применение техники, технологических процессов; внедрение пусковых комплексов и т.д.

7. Организация проведения конференций, совещаний, семинаров, школ передового опыта и выставок по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

8. Ведомственный плановый и выборочный контроль за деятельностью предприятий и организаций в части соблюдения правил охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

9. Участие в планировании и контроль за рациональным использованием материальных, финансовых и людских ресурсов на охрану окружающей среды и недр производственного предприятия.

С целью обеспечения эффективного контроля за состоянием природной среды на территории нефтегазовых месторождений, оперативного проведения мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды на всех предприятиях и подразделениях (НГДУ, УБР) созданы эффективные, активно действующие службы охраны окружающей среды. Основная обязанность такой службы — организация работ по охране окружающей среды.

Основной работой этого подразделения является ежегодная паспортизация всех источников загрязнения окружающей среды, разработка мероприятий по снижению отрицательного воздействия производственных процессов на окружающую среду, анализ и контроль результатов и их выполнения, привлечение к делу охраны среды всех руководителей предприятий, цехов и подразделений и общественных организаций.

 

3. Настоящие Требования распространяются на проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию и ликвидацию морских нефтегазовых сооружений (далее - МНГС) и определяют условия, необходимые для создания безопасной работы при проведении нефтяных операций».

В настоящих Требованиях применяются термины и определения:

безопасная зона – зона, которая может простираться на расстоянии до 500 м от выступающей за пределы МНГС любой надводной или подводной конструкции;

блок-модуль – объемная транспортабельная металлоконструкция, содержащая комплекс технологического и вспомогательного оборудования с коммуникациями или жилые, общественные, санитарно - бытовые помещения; вертолетную площадку;

верхнее строение морской стационарной платформы – конструкции, блок - модули и оборудование, установленные на опорном блоке МНГС, в один или несколько ярусов;

взрывоопасная зона – помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке, в которой имеются или могут образоваться взрывоопасные смеси;

внутрискважинный клапан-отсекатель – устройство для автоматического перекрытия сечения потока пластового флюида фонтанной скважины при изменении одного или несколько режимных параметров;

группа скважин – две и более скважины на МНГС, бурящиеся одной буровой установкой;

жилые помещения – помещения, предназначенные для проживания персонала, коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям;

закрытое помещение – помещение полностью ограниченное переборками, палубой (настилом), подволокой, которое может иметь окна, двери, закрывающиеся люки, горловины и тому подобное;

закрытое технологическое оборудование – оборудование, в котором буровой раствор, содержащий нефть и нефтяные газы, или легковоспламеняющиеся жидкости, не соприкасается с окружающей средой;

звукосигнальные средства – средства, предназначенные для предупреждения мореплавателя о навигационных опасностях в условиях плохой видимости;

линейный клапан-отсекатель – устройство для автоматического перекрытия сечения выкидных линий скважин и трубопроводов при изменении одного или нескольких режимных параметров;

многоярусная морская стационарная платформа – платформа, в блок - модульном исполнении верхнего строения, предназначенная для одновременного бурения и эксплуатации скважин, на которой устья эксплуатационных скважин и технологическое оборудование располагаются на нижнем ярусе, а устья бурящихся скважин и буровое оборудование, блок жилых, служебных и санитарных помещений, вертолетная площадка на верхнем ярусе;

морские нефтегазовые сооружения – морские стационарные платформы, искуственные острова, плавучие морские установки, буровые суда, предназначенные для проведения операций по добыче нефти и газа на море.

морская стационарная платформа – сооружение, возвышающееся над уровнем максимального волнения, в надводном строении которого расположены буровые установки, эксплуатационное оборудование, предназначенное для бурения и добычи нефти и газа; жилой блок и вертолетная площадка.

наклонно-направленная скважина – скважина, в которой предусматривается определенное отклонение забоя от вертикали, а ствол проводится по заранее заданному профилю;

нефтяные операции – работы по разведке, добыче нефти, строительству и эксплуатации необходимых технологических и сопутствующих объектов.

обустройство МНГС средствами безопасности – комплекс оборудования и устройств, включающий спасательные, сигнальные, противопожарные и другие средства безопасности, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала при ведении работ;

общественные помещения – столовая, комната отдыха, курительные и так далее, коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям;

открытое технологическое оборудование – оборудование, в котором буровой раствор, содержащий нефть и нефтяные газы или легковоспламеняющиеся жидкости соприкасаются с окружающей средой;

пара скважин – два смежных устья скважин, расположенных в соседних рядах;

персонал – лица, находящиеся на МНГС, работающие или выполняющие служебные функции. При перевозке вертолётом персонал оформляется как служебные пассажиры;

плавучие предостерегательные знаки – плавучие конструкции, определенной формы и размеров, установленные на якорях в заданных точках и предназначенные для ограждения навигационных опасностей в месте строительства МНГС;

подвышечный портал – сооружение с вышечно-лебедочным оборудованием, снабженное механизмами, обеспечивающими его перемещение на новую точку бурения на МНГС;

подвышечный постамент – сооружение с вышечно-лебёдочным оборудованием, в котором отсутствуют механизмы по его перемещению;

полузакрытые пространства – пространства, где условия естественной вентиляции значительно отличаются от условий на открытых участках, благодаря наличию таких конструкций как крыши, навесы, укрытия, обшивки и других, ухудшающих условия рассеивания газов и паров;

пост пожарный центральный – помещение или, часть помещения инженерно-технологического поста МНГС, с круглосуточной вахтой, где сосредоточены станции сигнализации обнаружения пожара и сигнализация о наличии газа и паров нефти во взрывоопасных зонах;

продуктопровод – трубопровод, по которому транспортируется продукция куста эксплуатационных скважин на центральный береговой пункт сбора или на технологическую платформу;

путь эвакуации – путь безопасного перемещения персонала от рабочих мест и мест пребывания в жилых и общественных помещениях к площадке для посадки в спасательные средства (шлюпки, капсулы, вертолеты, суда и тому подобные);

распределительный трубопровод – трубопровод с запорными устройствами, соединяющий насосы для глушения скважины с манифольдами эксплуатационных скважин;

ряд скважин – последовательное расположение двух и более устьев скважин по прямой линии, перпендикулярной приёмному мосту буровой установки;

средства навигационного оборудования – сооружения, конструкции или устройства, расположенные, вне МНГС и предназначенные для обозначения мест МНГС в море с целью предупреждения о навигационной опасности;

средства внешней связи – средства, предназначенные для передачи или приема информации с помощью радиоволн и кабельных линий связи. К средствам внешней связи относятся: главные, аварийные и эксплуатационные средства радиосвязи, радиорелейная и кабельная связи;

средства внутренней связи – средства, предназначенные для связи постов и помещений между собой. К средствам внутренней связи относятся: телефонная, проводная, радио и громкоговорящая связь.

 

 

4. В соответствии с законодательством Республики Казахстан основными задачами предупреждения нефтяных разливов являются:

оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках нефтяных разливов;

прогнозирование возможного возникновения нефтяных разливов и их последствий на основе оперативной фактической и практической информации, поступающей от ведомств и служб наблюдения;

разработка и оценка эффективности реализации мер по предупреждению, реагированию и ликвидации нефтяных разливов;

утверждение плана по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов, разработанного и согласованного в установленном порядке в соответствии с требованиями по их разработке и согласованию;

создание собственных формирований (подразделений) для ликвидации нефтяных разливов, проведение аттестации указанных формирований в соответствии с законодательством, оснащение их специальными техническими средствами или заключение договоров с профессиональными аварийно – спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации нефтяных разливов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

содержание в исправном состоянии технологического оборудования, заблаговременное проведение инженерно – технических мероприятий, направленные на предотвращение возможных нефтяных разливов и снижение масштабов опасности их последствий;

разработка деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;

организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

допущение к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

создание и поддержание в готовности системы обнаружения нефтяных разливов, а также системы связи и оповещения.

1. Физические и/или юридические лица, осуществляющие какие-либо операции на море, либо внутренних водоемах Республики Казахстан, а также осуществляющие временное хранение и транспортировку нефти (далее - лица), принимают все необходимые меры, установленные законодательством Республики Казахстан, по недопущению нефтяных разливов и загрязнению прибрежной зоны.

2. В соответствии с законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и недропользования, лица совместно с территориальными органами в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводят ежегодное производственное обучение собственного производственного персонала и персонала береговых служб, а также проводят учения и тревоги, максимально приближенные к реальным условиям.

3. Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, обеспечивается постоянным присутствием корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива нефти до момента доставки специальных средств с береговых баз и обеспечения открытого водного пространства у буровой в размерах, достаточных для осуществления мероприятий по ликвидации нефтяных разливов.

4. Вскрытие продуктивного горизонта подсолевой толщи и испытание скважин с предполагаемым экстремальным давлением и высоким содержанием сероводорода не рекомендуется проводить в тяжелых ледовых условиях на море.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Муравьев В.М. Справочник мастера по добыче нефти. — М.: Недра, 1975

2. Молчанов Г.В., Молчанов А.Г. Машины и оборудование для добычи нефти и газа. — М.: Недра, 1984.

3. Бухаленко Е.И. Справочник по нефтепромысловому оборудованию —Недра, 1983.

4. Эксплуатация нефтегазодобывающих скважин. Подбор внутрискважинного оборудования: РД 51-01-12—85. — М.: Мингазпром, 1987.

5. Эксплуатация морских нефтегазовых месторождений / А.Б. Сулейманов Р.П. Кулиев, Э.И. Саркисов, К.А. Карапетов. — М.: Недра, 1986.

6. Тим П., Декер Д. Новая система обнаружения выбросов газа на морских буровых установках // Нефть и газ в СНГ, 1993, №4.

7. 4.7. Морские гидротехнические сооружения на континентальном шельфе / Г.В. Омаков, К.Н. Шхинек, В.А. Смелов и др. — Л.: Судостроение, 1989

8. Эксплуатация морских нефтегазовых месторождений Котик Е.П. Котик П.Т.

9. Рекламный проспект «Бритиш Петролеум», 1979.

10. Petrole Engineering International. VI, vol. 65, N° 4, 1991.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.