Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы. В данной теме ключевой является мысль о том, что Возрождение (Ренессанс) - это период в истории, который осознан себя эпохой и дал себе название






В данной теме ключевой является мысль о том, что Возрождение (Ренессанс) - это период в истории, который осознан себя эпохой и дал себе название. Принято считать, что это понятие нашло свое окончательное утверждение в книге Джорджо Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) и сводилось к возвращению к традициям античной культуры. Хронологические рамки этой эпохи в Италии - XIV-XVI вв., для других европейских стран - XV-XVII вв.

Для понимания основных идей, определивших мировоззрение и духовную атмосферу эпохи, необходимо обратиться к творчеству мыслителей-гуманистов Ренессанса, выделяя при этом три круга проблем:

1) новая концепция человека;

2) человек и природа;

3) человек и общество.

При этом следует обратить внимание на то, что центральное место в трудах мыслителей данной эпохи занимает гуманизм - передовая идеология Ренессанса, отражавшая светское понимание земного предназначения человека, новый взгляд на мир и общество - (Пико деллаМирандолла «Речи о достоинстве человека»), естественнонаучные открытия (Н. Коперника, Дж. Бруно, К. Птолемея, Г. Галилея), возникновение утопических теорий (Т. Мор, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский).

Характеризуя эпоху Ренессанса, важно указать на её отличительную черту - обращение к искусству, ориентацию на создание и сохранение художественно-эстетических ценностей, преклонение перед гением художника-творца, фигура которого олицетворяла сущность эпохи.

Искусство, наряду с наукой и философией, претерпевает заметные перемены, благодаря включению его в процесс секуляризации освобождения от церковных институтов и религии, приобретая всё большуюсамостоятельность. С другой стороны, именно средневековое религиозное учение о воскресении человека в телесной плоти способствовало формированию нового видения телесности вообще и характерного для Возрождения культа красоты, основанного на антропоцентризме - учении, видящем в человеке высшую цель мироздания.

Изучая третий вопрос, необходимо разобраться в особенностях Итальянского Возрождения. Поскольку пути итальянских и северных гуманистов были различны, различными получились и созданные ими модели человека. Под моделью человека мы будем понимать эталонное представление об индивиде, сложившемся в рамках культуры (в живописи, прежде всего).

Упорно избегая современных сюжетов и пользуясь мифологической призмой, итальянские художники современное возвышали до «вечного», житейское до героического, а реального человека до богоподобного. Однако надо заметить, что во всех портретах, выполненных итальянскими художниками, прослеживается отчаянная холодность людей-индивидуалистов, не умеющих вырваться за пределы своей самодостаточности. Достигшие земного совершенства, они отчуждены как друг от друга, так и от самих себя.

По сути мы имеем дело с культурой вынужденного индивидуализма, чье духовное достоинство основано на осознании полного одиночества.

Напротив, мистика - религиозный и интуитивный путь приведет представителей Северного Возрождения к созданию модели естественного человека, «сущего», размышляющего о своей природе. Их открытия будут зафиксированы и в текстах искусства. Человек в его повседневной естественности и изменчивости станет предметом живописи Альбрехта Дюрера. А парадные автопортреты художника (например, «Автопортрет в одежде, отделанной мехом») - не что иное, как диалог на равных с Богом. Встретив 1500 год, год ожидания конца света, очередным автопортретом, Дюрер придаст своему лицу идеальные пропорции, напоминающие лик Христа.

Человек, борющийся с самим собой и миром, становится главным персонажем трагедий и комедий У. Шекспира. В основе всех сюжетов английского драматурга лежит конфликт непонимания. Не рок, не Бог и не злые чары являются причиной человеческих трагедий. Причина -несовершенство самого человека.

Современники Шекспира — Сервантес и Рабле, Босх и Брейгель -представляют часто суетный и глупый мир человека в диалоге с миром природы как живым и разумным организмом. Лишь развитая интуиция и разум позволят человеку начать разговор с самим собой и миром - вот вывод, к которому приходят северные гуманисты. То есть культура Северного Возрождения демонстрирует возможности диалога, основой которого является стремление к пониманию: «я» - «ты».

Давая сравнительную характеристику Итальянского и Северного Возрождения, следует выделить еще одно существенное различие междуними. Если Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, освобождению от церковных догм, к светской образованности, то в Северном Возрождении центральное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви, её учения. Северный гуманизм приведет к Реформации и протестантизму, который даст мощный импульс к рационализации всех видов деятельности человека.

Рассматривая архитектуру, надо обратить внимание на отказ от готического стиля и возвращение к принципам античности, выявить характерные элементы архитектуры Возрождения, как идущие от античного времени (купольность, арки, колонны, пилястры, фронтоны), так и являющиеся признаками Ренессанса (появление типа зданий — палаццо, обилие декоративных элементов в виде львов, «путая», плодов, листьев.и т.д.), найти национальные особенности архитектуры Италии, Франции, Англии, Германии и других стран.

Характеризуя литературу, театр данной эпохи, следует обратить внимание на их обращение к «вечным» темам и общечеловеческим ценностям, а также выражение в художественной форме тенденций социально-исторического развития, что приведет к зарождению реализма в искусстве.

В заключение необходимо дать оценку этой эпохи и указать на причины того, почему Ренессанс не воплотился, не приобрел «пластической законченности», а лучшим возможностям эпохи не дано отстоять себя в качестве её реальностей.

Вопросы и задания:

1. Раскройте гуманизм как доминирующую черту культуры и
искусства эпохи Ренессанса.

2. В чем состоял художественный переворот Возрождения? Каковы
особенности живописи и архитектуры этого времени?

3. Как связан принцип гуманизма с такими открытиями
художественной культуры, как прямая перспектива и изображение
верных пропорций человеческого тела?

4. Почему живопись становится «дирижером искусства» эпохи
Ренессанса?

5. В чём состоит особенность творчества художников высокого
Итальянского Возрождения? Кто из художников представлял
венецианскую школу, её особенность?

6. В чём отличие образной системы П. Брейгеля? С чем связано его
прозвище «Мужицкий»?

7. Что нового дала человеку Реформация и почему ценностные установкипротестантизма оказались созвучны «духу капитализма», почему некоторые авторы видят в них важнейший фактор
становления всей современной западной цивилизации и культуры?

8. Почему Реформация не осталась культурно-историческим фактом
истории религии и церкви, а явила собой рождение новогомировоззрения, основные идеи и принципы которого повлияли на становление мировой цивилизации?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.