Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап развития медицинской этики - деонтологический




Виднейшим представителем утилитаризма (от лат польза) является британский юрист и мыслитель Иеремия Бентам (первая треть 19 века). В основе его этической теории лежит принцип полезности. Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов. В конечном счете, нравственный смысл наших поступков определяется тем, насколько они соответствуют формуле: «Наибольшее счастье наибольшего числа людей». Чтобы достичь этой цели, человек должен владеть «моральной арифметикой» - объективно рассчитывать все удовольствия и все страдания проистекающие из его действий. Бентам составил своего рода шкалу – «лестницу удовольствий» и «лестницу страданий», с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: «И удовольствие, и боль мы можем «сосчитать». Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты…(Цит. По 2). Следует особо подчеркнуть, что «боль» здесь – безусловно негативное явление, причем важна ее интенсивность. В современном обществе есть немало сторонников этики утилитаризма, которые, например, в отношении детей с анэнцефалией рекомендуют эвтаназию (активную или пассивную), считают безусловно оправданным использование их органов для трансплантации и т.д. Да и вся современная медицинская практика, поскольку она сопряжена с расчетом степени риска медицинских вмешательств, соотношения пользы и неизбежных побочных осложнений (вреда), подчиняется логике этики утилитаризма.

Интересно заметить, что одно из основных сочинений Бентама называется «Деонтология, или наука о морали» (1834). Сам термин «деонтология» (от - должное и- учение) впервые ввел Бентам, однако в современной этике в целом и медицинской этике в частности деонтологические теории во многом противоположны утилитаризму.

Слайд 12

Наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта (вторая половина 18-го века).

Кант предлагает чеканную формулу нравственного закона, который он назвал «категорический императив» Поступай так, чтоб максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства. В таком самопринуждении личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство (как осознание в своем лице достоинстве всего человечества). Кант озвучил в своем категорическом императиве «золотое правило»общепризнанное в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».



Очевидно, что важнейший принцип современной биомедицинской этики – уважения моральной автономии пациента (о чем подробный разговор ниже) – восходит именно к Кантовским представлениям о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности.

4 этап медицинской этики – деонтологический.

Развивающийся капитализм коренным образом изменил характер взаимоотношений между врачом и обществом, врачом и пациентом и начался 5 этап медицинской этики – деонтологический.

«…Появление капитализма принесло другую концепцию и другой моральный климат общества. Это не могло не отразиться на медицинской этике. Обнаружилось, что традиционные моральные ценности все менее эффективно действуют на профессиональное поведение медицинских работников, число которых заметно возросло. Все отчетливее на первый план стали выходить и подчеркиваться экономические аспекты. Профессия все более и более становилась средством заработка на жизнь…»

Г. Сигерист. 1934 г.

 

«…Врачу стало трудно найти свое место в этом мире, управляемой железной экономической необходимостью. Росло число врачей и возрастала конкуренция. Если еще вчера врач не беспокоился о своих счетах, то сегодня он должен продавать свое обслуживание…Чем эффективнее становилась медицина, тем сложнее и дороже она была, а врачу было все сложнее оказывать бесплатную медицинскую помощь…»

Roemer M. Z. 1980г.

 

Как мы уже указывали, Аристотель в своих этических трудах неоднократно упоминал о долге и должном поведении. Английский философ и правовед И. Бентам в книге «Деонтология, или наука о морали» (1834) утверждал: «Основание деонтологии – принцип пользы, иначе говоря, это значит, что определенный поступок является хорошим или плохим, достойным или недостойным, заслуживающим или незаслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции увеличивать или уменьшать сумму общественной пользы»



Несмотря на то что в своей книге о деонтологии И. Бентам ни разу не упоминает о врачах, считая деонтологию необходимой для людей любой профессии, в дальнейшем этот раздел этической теории, рассматривающий проблемы долга, моральных требований и нормативов, очень крепко связали с медициной. Об этом пишут в «Философском словаре» и «Большой медицинской энциклопедии» (3-е издание), в последней сказано: «То, что теперь составляет предмет деонтологии медицинской, в конце ХIХ в. именовалось врачебной этикой». Хотелось бы еще раз отметить, что понятие о должном (деонтологии), как мы уже видели, существовало и тысячелетия назад. Но с появлением на свет труда И. Бентама, посвященных проблемам морального регулирования – профессионального поведения медицинских работников, все чаще используют слово «деонтология» и можно считать, что начался 4 «деонтологический этап» развития медицинской этики.

Деонтология есть учение о нравственном долге и как таковая является частью этики. Деонтология в медицине – это конкретизация медицинской этики в соответствии с различными специальностями, с различными областями медицинской деятельности, с различными звеньями медицинского труда; это коллективный нравственный (духовно-практический) опыт медицины, школа профессионализма в медицине, искусства выбора самых оптимальных средств для утверждения медицинского гуманизма; это применение на практике принципов и норм медицинской этики в целях «максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы «(Н.Н. Петров)»

С тех пор в мире вышли тысячи книг, статей, справочников, сборников, энциклопедий, официальных документов, посвященных проблемам биоэтики. Стали проявляться такие книги и в нашей стране. К сожалению, в них чаще всего не дается определения (дефиниции) существа термина «биоэтика», не упоминается фамилия человека, предложившего этот термин, и нет ссылок на фундаментальные труды В.Поттера.

Биоэтика рассматривается В. Поттером как «новая дисциплина», которая перекинет мост точными и гуманитарными науками или, если быть более точным, мост между биологией и этикой, отсюда «биоэтика». Но этот мост был только средством достичь конечного пункта. Конечный пункт или цель, или первичное видение было таковым: использовать биоэтику как еще один мост, а именно мост в будущее, и отсюда название моей первой книги, посвященной этой теме и вышедшей в 1971 г., - «Биоэтика, мост в будущее».

Цититы из доклада В. Поттера «…Итак, термин «биоэтика» следует понимать следующим образом.

1.Основное значение – мост в будущее.

2.Рабочее значение: биоэтика – мост (связующее звено) между различными дисциплинами. Таким образом, сначала теория биоэтики возникла как интуитивное чувство, согласно которому долгосрочное выживание человечества как вида в нормальной и устойчивой цивилизации требует развития и поддержки системы этических норм.

Такой системой является глобальная биоэтика, основанная на интуиции и разуме (логике), подкрепленных эмпирическими знаниями всех отраслей науки, но особенно биологии…

Предложенная система этики и сегодня остается краеугольным камнем теории биоэтики моста, но теория получила развитие и вошла в глобальную биоэтику, в которой функция связующего звена (моста) является необходимой для соединения медицинской этики и этики окружающей среды во всемирном масштабе, чтобы обеспечить выживание человечества. В настоящее время медицинская этика отводит биоэтике роль кратковременного тактического приема, например клинической этики, занимающейся проблемами, возникающими перед врачами, их пациентами и теми, кто заботится о пациентах. Глобальная этика призывает специалистов, работающих в области медицинской этики, принять во внимание истинное значение биоэтики и расширить свои исследования и практическую деятельность до проблем сохранения здоровья всего человеческого сообщества. Специалисты, работающие в области медицинской этики, обязаны рассматривать не только повседневные больничные проблемы, но и отдаленные последствия рекомендованных ими действий, не принятых ими во внимание.

Таким образом, медицинская этика (биоэтика) возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти. Она выбрала в себя самые высокие и самые гуманные религиозные установления. Некоторые законы и принципы, выработанные медицинской этикой (биоэтикой), оказались настолько важными для человеческого сообщества, что явились толчком для принятия различных законов. Но от этого медицинская этика не превратилась в юриспруденцию или медицинское право. Нарушение законов, принципов, правил медицинской этики, изложенных в международных, национальных, профессиональных этических кодексах, декларациях, присягах, клятвах, карается моральным осуждением коллег, презрением пациентов, их родственников, социального окружения. Нарушение государственных законов по вопросам медицинской этики (неоказание помощи, эвтаназия, медицинская тайна и др.) карается по решению суда в рамках гражданского или уголовного права в зависимости от тяжести последствий этого нарушения.

Медицинская этика (биоэтика) как научная дисциплина впитала в себя наработки, методики социологии, психологии, социальной психологии, профессиологии, религиоведения, юриспруденции, менеджмента, педагогики и множества других медицинских и немедицинских дисциплин, имея при этом свой собственный объект изучения – профессиональное поведение медицинских работников.

Биоэтика, как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских технологий позволяет не только использовать достижения научно – технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего врача, ученого – медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему на миру, заставляя испытывать невольное «благоговение перед Жизнью».

Принципы биоэтики – автономности индивида, свободы воли и выбора, информационного согласия.

В теоретическом плане задачами медицинской биоэтики становится выявление этической оправданности и обоснованности моральных норм.

В области медицинской этики доминируют две теории морали: деонтологическая и утилитарная.

Деонтологическая считает основой нравственной жизни долг, выполнение которого связано с внутренним повелением. Следуя долгу, человек отказывается от корыстного ин­тереса и остается верен самому себе. Основным критерием нравственности выступает честность (И. Кант).

Утилитарная теория морали исходит из убеждения о том, что критерием оценки поступков человека является полезность. (И. Бентам)

 

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал